Производственная инструкция официанта
Официант
УТВЕРЖДЕНА приказом от 00.00.0000 N 00 ___________________________________________________________________________ (наименование организации)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
официанта
1. Общие положения 1.1. Официант является рабочим _______________________________________ (ресторана, кафе, бара, др.) и подчиняется непосредственно _____________________________________________ (администратору зала (метрдотелю); _______________________________________. менеджеру ресторана, кафе, бара, др.)
1.2. Официант должен знать:
- правила сервировки столов и обслуживания посетителей;
- краткую кулинарную характеристику блюд;
- требования нормативных документов на продукцию и услуги общественного питания;
- правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре, соответствие ассортимента винно-водочных изделий характеру подаваемых блюд;
- цены на реализуемую кулинарную продукцию, кондитерские изделия и покупные товары;
- правила составления меню для банкетов, официальных и неофициальных приемов;
- виды, назначение и требования к используемой столовой посуде, приборам, белью, порядок их получения и сдачи;
- правила эксплуатации применяемого оборудования и инвентаря;
- правила и технические приемы обслуживания потребителей;
- правила этикета;
- правила международного этикета, технику и специфику обслуживания иностранных потребителей 1 ;
1 Для работающих в ресторанах и барах класса "люкс" и "высший".
- особенности приготовления, оформления и подачи национальных, фирменных и заказных блюд, блюд иностранных кухонь;
- особенности обслуживания приемов, банкетов, торжеств и других специальных мероприятий, а также отдельных контингентов потребителей;
- иностранный язык и профессиональную терминологию (в пределах разговорного минимума);
- правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
- формы расчетов с потребителями, в том числе с использованием кредитных карточек;
- номера телефонов вызова такси, милиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы по охране труда, санитарии и гигиены;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;
- __________________________________________________.
1.3. Официант должен уметь предложить блюда и напитки потребителям, предоставить краткую информацию о них в процессе обслуживания.
1.4. Официант должен:
- обладать культурой общения;
- знать профессиональные этические нормы, проявлять вежливость, тактичность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями;
- уметь создать атмосферу гостеприимства;
- в отношениях с потребителями проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;
- __________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Официант перед началом рабочего дня:
- приводит в надлежащее состояние форменную одежду, прическу;
- получает от заведующего хозяйством необходимые принадлежности;
- готовит необходимый инвентарь, приспособления;
- __________________________________________________.
2.2. В процессе обслуживания посетителей официант:
- осуществляет накрытие и предварительную сервировку столов, приведение в надлежащее состояние предметов интерьера;
- осуществляет прием посетителей и их размещение за столами;
- консультирует посетителей по вопросам предоставления услуг;
- предоставляет меню посетителям для ознакомления и выбора блюд и напитков;
- оказывает посетителям помощь в выборе напитков и блюд;
- принимает заказ от посетителей и передает его в производственные подразделения (на кухню, пр.);
- подает блюда и напитки на столы;
- осуществляет подачу отдельных фирменных блюд и напитков с проведением заключительных операций на виду у заказавшего эти блюда;
- подает при обслуживании влажные горячие салфетки;
- при выявлении некачественных блюд и напитков производит замену и уведомляет об этих фактах ___________________________________; (метрдотеля, менеджера, др.)
- обеспечивает смену блюд, столовых приборов;
- осуществляет уборку столов (посуды, столовых приборов, пепельниц по мере их загрязнения);
- оформляет и предъявляет счет для оплаты посетителями;
- производит расчет с посетителями согласно счету;
- __________________________________________________.
2.3. В течение рабочего дня официант:
- осуществляет замену скатертей и салфеток по мере их загрязнения;
- осуществляет уборку столов (в т.ч. замену скатертей, салфеток по мере их загрязнения);
- следит за сохранностью столовой посуды, инвентаря в процессе обслуживания, принимает меры по предотвращению их хищения, порчи;
- следит за состоянием пола в зале и около раздачи;
- при возникновении споров с посетителями и невозможности самостоятельного урегулирования конфликтов, а также по просьбе посетителей предоставить книгу отзывов и предложений приглашает ______________________ (метрдотеля, ___________________; менеджера, др.) - немедленно ставит в известность ____________________________________ (метрдотеля; менеджера; др.) о контрольной закупке, произведенной сотрудниками контрольно-надзорных органов (милиции, пр.), а также в случаях объявления проверки _____________ (ресторана, ____________________; кафе, бара, др.) - __________________________________________________.
2.4. Официант в конце рабочего дня:
- сдает неиспользованные приборы, столовое белье;
- сдает форменную одежду;
- передает в бухгалтерию счета и иные кассовые и отчетные документы;
- __________________________________________________.
2.5. Официант обязан:
- быть в зале в форменной одежде и обуви установленного образца, находящейся в хорошем состоянии, без видимых повреждений и загрязнений, носить служебный значок с указанием профессии, фамилии, имени и отчества;
- соблюдать при обслуживании посетителей принципы профессиональной этики;
- быть осторожным и внимательным при сервировке стола, транспортировании подносов с блюдами по залу, переносе обеденных приборов и посуды;
- осуществлять оперативное обслуживание посетителей за закрепленными за ним столиками и не допускать задержку их обслуживания;
- быть терпеливым, внимательным, предупредительным при выборе блюд и напитков посетителями;
- поблагодарить посетителей при расчете;
- оставлять рабочее место только при замене его другим официантом;
- проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
- своевременно проходить медицинский осмотр (освидетельствование);
- прослушать курс по санитарно-гигиенической подготовке, не реже 1 раза в 2 года сдавать экзамены по санитарному минимуму;
- при повышении температуры, появлении признаков желудочно-кишечных и иных инфекционных заболеваний, нагноений, порезов, ожогов, а также обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье сообщать ____________ (метрдотелю, ____________________________; менеджеру) - исполнять распоряжения и указания ____________________________; (метрдотеля, менеджера) - __________________________________________________.
2.6. Официанту запрещаются:
- прием пищи и курение на рабочем месте;
- общение с родственниками и знакомыми в зале вне рамок обслуживания их в качестве потребителей;
- хранение в карманах одежды предметов личного туалета;
- проведение мероприятий личной гигиены на виду у посетителей (причесывание, уход за ногтями, пр.);
- __________________________________________________.
3. Ответственность
3.1. Официант привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за:
- некачественное и несвоевременное исполнение работ и обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции;
- нарушение запретов, установленных настоящей инструкцией;
- незнание документов и материалов, перечисленных в настоящей инструкции;
- правонарушения, ставшие основанием для наложения на ________________ (ресторан, ___________________________ штрафов и иных административных взысканий; кафе, бар, пр.) - __________________________________________________. 3.2. Официант несет материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей, а также за все случаи реализации блюд и напитков, неоформленных надлежащим образом, и иное недобросовестное поведение, наносящее вред _______________________________. (ресторану, кафе, бару, пр.) 3.3. Руководство ___________________________ вправе привлечь официанта (ресторана, кафе, бара, пр.) к совместной ответственности в случае совершения по его вине административных правонарушений, повлекших применение штрафных санкций к __________________________________. (ресторану, кафе, бару, пр.) 3.4. Официант за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско- правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. 3.5. __________________________________________________. 4. Заключительные положения 4.1. Настоящая инструкция разработана во исполнение приказа от 00.00.0000 N 00 на основании ___________________________________________ (тарифно-квалификационной ______________________________________________________________________. характеристики, иного нормативного или методического документа) 4.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме (переводе) на работу по профессии, на которую разработана инструкция. 4.3. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ___________________________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью ___________________________________________________________________________ инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); росписью в экземпляре _______________________________________________________. инструкции, хранящемся у работодателя)
Источник - "Персонал ресторанов, закусочных, баров, кафе. Должностные и производственные инструкции"
- Производственная инструкция водителя автомобиля (грузового) предприятия общественного питания
- Производственная инструкция уборщика предприятия общественного питания
- Производственная инструкция кухонного рабочего (подсобного)
- Производственная инструкция мойщика посуды
- Производственная инструкция электромеханика по торговому и холодильному оборудованию