Статья 60. Источники формирования резерва универсального обслуживания
1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 60 Закона о Связи
1. Комментируемая статья представляет собой образец высокой степени формализации норм, что практически сводит к минимуму возможность дополнительного или расширительного толкования.
В п. 1 комментируемой статьи содержится положение, которое определяет источники финансирования при формировании резерва:
- обязательные отчисления операторов связи, оказывающих услуги связи в сети связи общего пользования, порядок расчета и осуществления которых регламентирован комментируемой статьей;
- иные не запрещенные законом источники (добровольные пожертвования, благотворительные взносы, целевые денежные средства и пр.).
Обязательные отчисления в резерв являются неналоговыми платежами, однако базой для их расчета являются доходы, полученные оператором в течение квартала от оказания услуг связи, как и при расчете налоговых платежей.
Размер определяется как 1,2% от суммы доходов, полученных оператором в течение квартала от оказания услуг связи, за вычетом уплаченных налогов. Доходы определяются в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Обратим внимание, что в соответствии с Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг) и прочие доходы.
2. Пунктом 3 комментируемой статьи закрепляется размер ставки отчислений оператора сети связи общего пользования. Операторы связи ежеквартально отчисляют 1,2% средств, размер которых рассчитывается как разность между доходами от оказанных услуг связи в сети связи общего пользования и доходами от оказанных услуг присоединения и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования. При этом из указанной разницы доходов исключаются суммы, уплачиваемые в виде налога на добавленную стоимость.
Пунктом 4 комментируемой статьи определяется субъект, который рассчитывает размер платежа.
Кроме того, следует учитывать, что отчисления в резерв производятся по итогам каждого квартала не позднее 30-го числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала. Контроль за поступлением отчислений осуществляет Федеральное агентство связи.
Крайняя дата для отчислений - 30-е число месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала (30 апреля, 30 июля, 30 октября, 30 января), - выбрана не случайно. Все налоговые отчисления и расчеты, связанные с их исчислением, производятся, как правило, ранее обозначенной даты. Соответственно, оператор связи не должен испытывать затруднений в связи с исчислением размера платежа в резерв.
3. Обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания должны быть осуществлены в установленные сроки и в полном объеме. Невыполнение данной обязанности влечет взыскание указанных платежей в судебном порядке.
Например, Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 января 2015 г. N Ф06-18186/2013 по делу N А12-13954/2014 о взыскании задолженности по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания требование удовлетворено, поскольку размер задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания подтвержден, доказательств оплаты отчислений оператором сети общего пользования не представлено.
По другому делу Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2015 г. N Ф07-4794/2015 по делу N А26-9004/2014 о взыскании задолженности по обязательным отчислениям операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания требование удовлетворено частично, поскольку срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по обязательным отчислениям за отдельный период не пропущен.
Предусмотренная п. 6 комментируемой статьи процедура является стандартной для разрешения споров. Тем не менее стороны могут урегулировать спор и в досудебном порядке, поскольку действующим законодательством предусмотрен вариант рассмотрения споров в административном порядке. Однако на практике это малодейственно.
В письме Россвязи от 15 сентября 2014 г. N ИЧ-П33-4053 в ответ на Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2014 г. N ПР08-141/08-03 отмечено, что в части осуществления полномочий Россвязи по администрированию доходов федерального бюджета необходимо усилить работу по обеспечению увеличения поступлений в резерв универсального обслуживания, в том числе с целью недопущения возникновения задолженности перед операторами связи и срыва соответствующих договорных обязательств со стороны Россвязи. Принятие решений по вопросам увеличения доходного потенциала по коду "Средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания" следует обеспечить с привлечением Минкомсвязи России и Роскомнадзора.
Так, например, согласно информации, изложенной в письме Россвязи от 15 сентября 2014 г. N ИЧ-П33-4053, за период с 26 июня 2014 г. по 8 сентября 2014 г. операторам связи направлено 216 уведомлений о задолженности в резерв универсального обслуживания. В соответствии с планом-графиком подачи исков в судебные инстанции в 2014 году подано 83 исковых заявления о взыскании задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания с операторов связи (в том числе за период с 26 июня 2014 г. по 8 сентября 2014 г. - 16 заявлений) на общую сумму 382,6 млн рублей (в том числе за период с 26 июня 2014 г. по 8 сентября 2014 г. на сумму 20,1 млн рублей). В результате судебно-претензионной работы операторами связи добровольно перечислено в резерв универсального обслуживания 146,0 млн рублей (в том числе за период с 26 июня 2014 г. по 8 сентября 2014 г. - 55,0 млн рублей).