Статья 5. Собственность на сети связи и средства связи
1. На территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.
Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.
Перечень сетей связи и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяется законодательством Российской Федерации.
Иностранные инвесторы могут принимать участие в приватизации имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий связи на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.
2. Изменение формы собственности на сети связи и средства связи осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и допускается при условии, что такое изменение заведомо не ухудшает функционирование сетей связи и средств связи, а также не ущемляет право граждан и юридических лиц на пользование услугами связи.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 5 Закона о Связи
1. Комментируемая статья содержит положения о формах собственности на сети связи и средства связи и о правах разных субъектов в отрасли связи. Данные положения являются отражением конституционной нормы, закрепляющей, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Комментируемый Закон адаптирует указанную конституционную норму к отношениям, возникающим в сфере связи. В частности, законодатель оставляет за собой право определять перечень сетей связи и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности.
Регулирование отношений собственности относится к предмету гражданского законодательства. Статьей 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Данная норма в равной степени применяется к регулированию права собственности на объекты связи, но с учетом ограничений, которые наложены п. 2 комментируемой статьи (см. комментарий ниже). Статья 213 Гражданского кодекса РФ при этом также закрепляет, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Комментируемой статьей также установлено, что иностранные инвесторы могут принимать участие в приватизации имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий связи на условиях, определенных законодательством РФ. Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В частности, вопросы приватизации регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Следует учитывать, что при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно комментируемой статье перечень сетей связи и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяется законодательством РФ. Однако до настоящего времени такой перечень законодательно не определен.
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит норму о недопустимости ухудшения функционирования сетей связи и недопустимости ущемления прав граждан и юридических лиц на получение услуг связи в связи с изменением формы собственности на объекты связи. Данная норма вписывается в общий нормативный конституционный контекст о недопустимости ущемления прав и ухудшения положения при отсутствии соответствующих требований федерального закона или решения суда. С другой стороны, положения п. 2 комментируемой статьи направлены на защиту прав пользователей услуг связи.
Ущемление прав пользователей возможно и без изменения формы собственности. Так, например, повсеместное сокращение почтовых отделений достаточно жестко нарушает права пользователей, особенно самой незащищенной категории - пенсионеров. Почтовые отправления являются самой доступной формой передачи сведений для пожилых людей, но увеличение дистанций, которые необходимо преодолевать до функционирующих почтовых отделений, огромные очереди ограничивают возможность использования пожилыми людьми услуг связи. При этом форма собственности на почтовые отделения не изменилась. На приведенном примере можно убедиться, что само по себе ограничение возможности изменения формы собственности не всегда способствует защите прав пользователей.