Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях.
2. В отношении операторов связи, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации в соответствии с правом иностранных государств, настоящий Федеральный закон применяется только в части регулирования порядка выполнения работ и оказания ими услуг связи на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях.
3. Отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 3 Закона о Связи
1. Комментируемая статья определяет предмет регулирования рассматриваемого Закона и корреспондирует с его преамбулой. Сфера действия или предметная сфера - термины, используемые в качестве синонимов для обозначения области отношений между субъектами (индивидами, их объединениями, корпорациями), которые определены комментируемым Законом, иными словами, составляют предмет регулирования.
Современная связь в подавляющем объеме натуральных и финансовых показателей представляет собой телекоммуникации. Структурно для существования рассматриваемой отрасли должны функционировать центры управления и коммутации, линейные сооружения, включая инфраструктуру доступа абонентов, несущая инфраструктура. Кроме того, огромное значение имеют различные информационные системы и ресурсы: системы координат; расчет параметров; нумерация; радиочастотный ресурс; почтовая индексация; билинговые системы; система расчета и координации маршрутов сообщений (как почтовых, так и телекоммуникационных). Значительную часть отношений составляют взаимодействия по защите как инфраструктуры, сетей, каналов, так и собственно сообщений и их параметров.
Из всего множества перечисленных отношений современная исследовательская литература описывает, как правило, услуги. Тот факт, что услуги связи по своей сути (функционально) тяготеют к административному сектору в большей степени, чем к предпринимательской деятельности (торговля, услуги и т.д.), был забыт в ходе приватизации отрасли связи. Этому способствует и то, что управленческая деятельность, по сути, является затратной, а предпринимательская - доходной. С другой стороны, все услуги связи (телекоммуникационные, почтовые) в том сегменте, который ориентирован на абонента, имеют сходство с услугами, которые регулирует гражданское законодательство. Этому способствовал гражданско-правовой тренд политики приватизации, когда законодатель не видел альтернативы гражданско-правовой модели регулирования. Все изложенное нашло отражение в статьях бланкетного типа, имеющих указание на необходимость или возможность применения гражданско-правовых процедур. В современных условиях появились и развиваются услуги административного типа, о чем свидетельствует огромное количество принятых административных регламентов. Вероятно, предмет регулирования комментируемого Закона будет существенно уточняться путем выделения, кристаллизации, разработки собственных отраслевых методов, детального (функционального, технологического) описания услуг.
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит норму, положения которой на основании сочетания функционально-предметного и территориального принципов позволяют определить рамки применения комментируемого Закона за пределами территории Российской Федерации. На территориях, попадающих под юрисдикцию Российской Федерации (в числе которых, например, зарубежные представительства, военные базы, палубы военных кораблей, обитаемые и необитаемые орбитальные и иные объекты Российской Федерации), положения комментируемого Закона применяются только в части регулирования порядка выполнения операторами связи работ и оказания услуг связи. Таким образом, например, деятельность по оказанию услуг связи с применением орбитальных объектов российского происхождения является предметом комментируемого Закона.
3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет порядок регулирования отношений в отрасли связи в случае отсутствия соответствующей нормы в комментируемом Законе. В данной ситуации законодателем допускается аналогия закона, именуемая в отдельных случаях интервенцией законодательства (аналогией закона). Вполне вероятно возникновение законодательной коллизии, при которой какие-либо, особенно новые отношения, урегулированные международным законодательством и не урегулированные российским законодательством, будут рассматриваться одновременно как предметная сфера каждой из названных отраслей (см. также комментарий к п. 3 ст. 4).