Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;
1.1) база данных перенесенных абонентских номеров - информационная система, содержащая сведения об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении новых договоров об оказании услуг связи с другими операторами подвижной радиотелефонной связи, и об указанных операторах связи, заключивших такие договоры;
1.2) владелец сети связи специального назначения - осуществляющие управление сетью связи специального назначения, в том числе через соответствующие центры управления, и владеющие ею на праве оперативного управления федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющее отдельные полномочия указанного федерального органа;
2) выделение полосы радиочастот - разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками;
3) высокочастотные устройства - оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением применения в области электросвязи;
3.1) договор о многосубъектном использовании радиочастотного спектра - соглашение между двумя и более пользователями радиочастотным спектром, в соответствии с которым осуществляется совместное использование радиочастотного спектра в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
3.1-1) идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования) - идентификационный номер пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля;
3.2) идентификационный модуль - электронный носитель информации, который используется в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) и с помощью которого осуществляется идентификация абонента, и (или) пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и обеспечивает доступ оборудования указанных абонента или пользователя к сети оператора подвижной радиотелефонной связи;
4) использование радиочастотного спектра - обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей;
5) конверсия радиочастотного спектра - экономические, организационные и технические мероприятия, направленные на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
6) линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи;
7) линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи;
7.1) международно-правовая защита присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов - правовые, технические, организационные и научно-исследовательские мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения международного признания присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств различных радиослужб Российской Федерации;
8) монтированная емкость - величина, характеризующая технологические возможности оператора связи по оказанию на определенной территории Российской Федерации услуг электросвязи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика и измеряемая техническими возможностями оборудования, введенного в сеть оператора связи;
9) нумерация - цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов;
10) пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей;
11) оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, - оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика;
12) оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;
13) оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи;
13.1) оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов - оператор связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;
14) организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности;
14.1) особо опасные, технически сложные сооружения связи - сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров;
15) пользователь радиочастотным спектром - лицо, которому выделена полоса радиочастот и (или) присвоены (назначены) радиочастота или радиочастотный канал;
16) пользователь услугами связи - лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи;
17) присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала - разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования;
18) радиопомеха - воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии воздействия такой энергии;
19) радиочастота - частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра;
20) радиочастотный спектр - упорядоченная совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
21) радиоэлектронные средства - технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование;
22) распределение полос радиочастот - определение предназначения полос радиочастот посредством записей в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования;
22.1) рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи;
23) ресурс нумерации - совокупность или часть вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи;
24) сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;
25) современный функциональный эквивалент сети связи - минимальный набор современных средств связи, обеспечивающий качество и существующий объем услуг, оказываемых в сети связи;
26) утратил силу. - Федеральный закон от 14.02.2010 N 10-ФЗ;
27) сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи;
28) средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями;
28.1) телеканал, радиоканал - сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов;
28.2) трансляция телеканалов и (или) радиоканалов - прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала;
28.3) средство коллективного доступа - средство связи или совокупность средств связи, которые предназначены для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами электросвязи без использования пользовательского оборудования абонента;
28.4) точка доступа - средство связи или совокупность средств связи, которые предназначены для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами электросвязи с использованием пользовательского оборудования абонента;
28.5) точка обмена трафиком - совокупность технических и программных средств и (или) сооружений связи, с использованием которых собственник или иной их владелец обеспечивает возможность для соединения и пропуска в неизменном виде трафика между сетями связи, если собственник или иной владелец сетей связи имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
29) трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи;
30) универсальные услуги связи - услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания;
31) управление сетью связи - совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение функционирования сети связи, в том числе регулирование трафика;
32) услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;
33) услуга присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи, владельцев сетей связи специального назначения в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи;
34) услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи;
34.1) контентные услуги - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи;
35) электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;
36) электромагнитная совместимость - способность радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств функционировать с установленным качеством в окружающей электромагнитной обстановке и не создавать недопустимые радиопомехи другим радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным устройствам.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 2 Закона о Связи
1. Комментируемая статья содержит нормы-дефиниции, которые призваны обеспечить правильное и осознанное применение Закона на практике. Законы в информационной сфере, которые содержат нормы-дефиниции, классифицируют как базовые (основные, основополагающие) и выделяют в специальную группу. Комментируемый Закон также относится к базовым законам информационной сферы.
Толкования терминов, представленных в комментируемой статье, в соответствии с теоретико-правовыми подходами можно распределить на две группы. Первая группа характеризует субъекты правоотношений в сфере связи, вторая - объекты правоотношений (в том числе сети связи, ресурсы, отраслевую деятельность в целом, отдельные виды деятельности в связи и т.д.).
Субъекты правоотношений в сфере связи, в свою очередь, могут быть распределены на подгруппы: операторы; абоненты/пользователи; иные субъекты.
Операторы (см. пп. 11, 12, 13, 13.1 комментируемой статьи) - наиболее характерная для рассматриваемых отношений группа субъектов. Термин "оператор" следует признать достаточно удачным, несмотря на его жесткую критику отдельными исследователями. В XIX веке этот термин обозначал лицо, которое выполняет операции, сложные действия с использованием специального оборудования (в первоначальном значении хирургических инструментов, а затем и всех прочих сложных инструментов и оборудования). В этом контексте "оператор связи" - именно тот термин, которым можно идентифицировать лицо, выполняющее сложные функции с использованием технологичного оборудования. За рубежом, как правило, в англоязычных юрисдикциях, лицензиат (carrier) и оператор (operator) - разные субъекты. "Оператор" - термин, которым обозначают лицо, непосредственно управляющее оборудованием. Термином "лицензиат" обозначают лицо, которое обладает лицензией на оказание услуг связи. Первоначально термином "carrier" (носильщик) обозначали почтовое ведомство и иногда почтальона. В России, согласно комментируемому Закону, оператор и лицензиат в отрасли связи совпадают в одном лице. Одновременно в телекоммуникационной сфере, особенно в сегменте оказания услуг по передаче данных, термин "оператор" на правах синонима конкурирует с термином "провайдер" (provider), которым в англоязычных странах обозначают любого поставщика любого вида услуг и товаров. В российской правовой сфере данному термину соответствуют понятия "снабженец", "исполнитель" или устаревшее "приказчик". В настоящее время широко распространены различные конструкции на основе названного термина: интернет-провайдер; контент-провайдер; провайдер хостинга. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" провайдер хостинга - это лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет.
Рассматривая правовой статус данных субъектов, можно отметить, что оператор обладает многоуровневой (как правило, трех-, реже - четырехуровневой) правоспособностью. Первый уровень обусловлен наличием общехозяйственного или гражданско-правового статуса (правоспособности), в соответствии с которым характеристика оператора начинается с того, что это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Второй уровень обусловлен наличием соответствующей лицензии. Следующие уровни в определениях, как правило, не обозначены. Они связаны с использованием операторами ресурсов нумерации или радиочастот, в том числе квалифицированного (не менее чем двадцатью пятью процентами) количества ресурсов, а также с разрешением на эксплуатацию соответствующего оборудования, которое использует как минимум один из обозначенных ресурсов.
Абоненты (см. пп. 1 комментируемой статьи) и пользователи ресурсов (см. пп. 15, 16 комментируемой статьи) характеризуются наличием двухуровневой правоспособности. Первый уровень в комментируемом Законе не обозначен, он подразумевается путем указания на то, что субъект может заключить договор. Это возможно при наличии общей гражданско-правовой правоспособности (соответственно, недееспособные лица, например дети, абонентами быть не могут). Второй уровень подразумевает наличие права пользования ресурсами (спектром или нумерацией) в рамках договора.
К категории иных субъектов можно отнести организацию связи (см. пп. 14 комментируемой статьи) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Термин "организация" как обозначение субъекта отрасли связи следует рассматривать в контексте терминологической системы, сформировавшейся в 20-е годы XX века (предприятия, учреждения, организации). Для организации было характерно отсутствие властных полномочий (как в учреждении) и прибыли (как у предприятия). Соответственно, для современных условий соответствующий тип хозяйствующего субъекта более точно характеризует термин "казенное предприятие".
Наиболее значимый объект правоотношений в отрасли связи - это услуги связи (см. пп. 30, 32, 33, 34 комментируемой статьи). Вопрос, поставленный еще первыми российскими правоведами, о том, что есть работа и что есть услуга, окончательно не решен. Основной теоретико-правовой критерий для характеристики понятия "услуги" сформулирован методом "от противного": услуга (в отличие от работы) - деятельность без видимого материального результата. Все услуги в комментируемом Законе раскрываются через понятие "деятельность". Другим существенным признаком услуги связи является трансляция (прием, обработка, хранение, передача, доставка) объекта-сообщения. Фактически деятельность оператора связи обусловлена потребностью общения (коммуникации) субъектов, которые по этой причине становятся клиентами (абонентами, пользователями) операторов связи. Тем не менее, комментируемый Закон не использует таких терминов, что не позволяет выделить его по качеству уникального и вывести из категории законов об услугах.
Существенным признаком услуги связи является лицензирование, однако в этом заложено и противоречие: потребность общения (реализация права на информацию) лицензируется (ограничивается). Часть услуг (универсальные услуги связи, услуги связи) лицензируются, другие (услуги присоединения, услуги по пропуску трафика) - не лицензируются. Руководствуясь строго буквой комментируемого Закона, услуги пропуска трафика и присоединения сетей не могут быть отнесены к услугам связи по ряду критериев (лицензия на эти "услуги" не выдается; возмездность их условна, в досоветский и советский период (более 100 лет) сети связи развивались без них, а современные специальные сети связи и технологические сети связи развиваются вообще без возмездных компонентов услуги; абонента (клиента) как основного потребителя услуг связи в названных отношениях нет). Данные услуги, на наш взгляд, следует относить к деятельности по развитию (проектированию, строительству, монтажу и наладке) сетей связи, а также к служебным (вспомогательным) сервисам (услугам).
Одним из объектов правоотношений в отрасли связи является группа таких объектов, как сети связи и связанные с сетями иные объекты связи, которые можно выявить визуально или с применением специальных приборов. Эту группу составляют, прежде всего, собственно сети (пп. 24, 25 комментируемой статьи) и сооружения (пп. 14.1, 27 комментируемой статьи) связи. Поскольку сеть связи представляет собой комплексный, технологически сложный объект, ее характеристика, в том числе и для целей правового регулирования, возможна с акцентом на структуру и компоненты. Поэтому в числе сетевых объектов выделены также линейные объекты сетей (см. пп. 6, 7, 21, 28.1 комментируемой статьи), абонентское оборудование и точки доступа (см. пп. 10, 28, 28.3, 28.4 комментируемой статьи), а также иные сетевые объекты и их параметры (см. пп. 1.1, 3, 8, 9, 18, 19, 20, 23 комментируемой статьи). В связи с тем, что сети связи и их компоненты развиваются быстрее, чем регулирующие их правовые нормы, корректного устойчивого определения сети связи найти не представляется возможным. Полагаем, что охарактеризовать их может набор существенных признаков, в число которых, прежде всего, необходимо включать линейность, комплексность, ресурсоемкость (нумерацию или радиочастоты), управляемость (оператором), доступность абоненту.
Объекты правоотношений, которые могут быть выделены виртуально, путем специальных расчетов или с помощью специальных приборов, эксплуатация которых требует подготовки, составляют самую специфичную группу, позволяющую лишь по объекту характеризовать отношения. К таким объектам относятся: радиочастотный спектр (см. пп. 20 комментируемой статьи); радиочастота (см. пп. 19 комментируемой статьи); радиопомеха (см. пп. 18 комментируемой статьи); электромагнитная совместимость (см. пп. 36 комментируемой статьи); трафик (см. пп. 29 комментируемой статьи); электросвязь (см. пп. 35 комментируемой статьи); ресурс нумерации (см. пп. 23 комментируемой статьи); современный функциональный эквивалент сети связи (см. пп. 25 комментируемой статьи).
Одним из основных объектов правоотношений в рамках действующей правовой парадигмы признается деятельность субъектов. К этой же группе можно отнести все объекты, которые неразрывно связаны с такой деятельностью. Комментируемый Закон также содержит отдельные дефиниции о видах деятельности в области связи (всего 10 дефиниций). Специфическими видами деятельности, которые позволяют идентифицировать отрасль связи как сферу деятельности, являются виды деятельности с радиочастотным спектром в целом или отдельными радиочастотами (см. пп. 2, 4, 5, 7.1, 22, 36 комментируемой статьи). Другими видами деятельности являются деятельность по управлению сетью связи (см. пп. 31 комментируемой статьи) и собственно передача сообщений (см. пп. 28.2, 35 комментируемой статьи).
Несмотря на то что значительное количество терминов введено в тезаурус, некоторые из них являются дефинициями в других законах. К числу таковых относится термин "информационно-телекоммуникационная сеть" (см. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ). Данный термин широко используется в подзаконных актах о связи, но в комментируемом Законе представлены только более ранние аналоги этого понятия - сеть связи, сеть электросвязи и т.д. Таким образом, налицо потенциал совершенствования комментируемого Закона в части юридической техники.
2. Остановимся на определениях, закрепленных в комментируемой статье, более подробно.
2.1. Абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. Как видно из определения, главным признаком, определяющим абонента, является договор об оказании услуг связи.
Как правило, в данном случае применяются публичные договоры и договоры присоединения. Исходя из этого, в правоприменительной практике часто возникают вопросы о том, заключен ли договор, является ли лицо абонентом.
Например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 25 июня 2013 г. по делу N А56-29575/2012 об обязании заключить договоры на предоставление услуг связи на условиях истца в удовлетворении требования отказано, поскольку истец не является пользователем услуг связи проводного радиовещания. Суд отметил, что доступ к сети проводного радиовещания осуществляется только в рамках оказания услуги связи проводного радиовещания. Договор на услуги связи проводного радиовещания заключается между оператором связи и абонентом (пользователем услуг связи проводного радиовещания). Поскольку истец не является пользователем услугами связи проводного радиовещания в смысле Гражданского кодекса РФ (пп. 1 комментируемой статьи), вывод судов о том, что договоры не могут быть отнесены к категории публичных, заключение которых обязательно для ответчика, следует признать правильным.
2.1.1. Понятие базы данных перенесенных абонентских номеров конкретизируется Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2013 г. N 904 "Об утверждении Положения о функционировании базы данных перенесенных абонентских номеров и предоставлении доступа к ее ресурсам", которое устанавливает порядок функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров и предоставления доступа к ее ресурсам. В нем указано, что база данных предназначена для автоматизации и координации процессов сбора, обработки и хранения информации, необходимой для обеспечения перенесения абонентского номера, а также для предоставления к ней доступа в соответствии с указанным Положением. Ведение и обеспечение функционирования базы данных, в том числе сбор, хранение, обработка, передача информации, содержащейся в базе данных, а также предоставление к ней доступа, обеспечиваются оператором базы данных.
В базе данных перенесенных абонентских номеров хранится и (или) обрабатывается информация:
- об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении с другими операторами подвижной радиотелефонной связи новых договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (далее - новые договоры);
- о дате вступления в силу нового договора;
- о дате и часе начала оказания услуг, указанных в новом договоре;
- о дате расторжения нового договора, в случае если абонент не заключил следующий новый договор с сохранением абонентского номера с другим оператором подвижной радиотелефонной связи;
- о факте наличия договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в соответствии с которым абоненту выделен сохраняемый абонентом абонентский номер (без указания информации об абоненте);
- об основании приостановления оказания услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту оператором подвижной радиотелефонной связи, из сети связи которого осуществляется перенесение абонентского номера;
- о наименовании (фирменном наименовании) и организационно-правовой форме оператора подвижной радиотелефонной связи, в сеть связи которого осуществляется перенесение абонентского номера;
- о наименовании (фирменном наименовании) и организационно-правовой форме оператора подвижной радиотелефонной связи, из сети связи которого осуществляется перенесение абонентского номера;
- о нумерации, выделенной в порядке, установленном Приказом Минкомсвязи России от 2 июля 2012 г. N 167 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации", операторам подвижной радиотелефонной связи, с указанием принадлежности ресурса нумерации и распределения его по субъектам Российской Федерации;
- о дате и сумме платежа за внесение изменений в базу данных, осуществленного оператором подвижной радиотелефонной связи, в сеть связи которого осуществляется перенесение абонентского номера;
- о дате и времени фактического начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи на основании нового договора.
2.1.2. Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 44-ФЗ комментируемая статья дополнена пп. 1.2, которым введена новая для комментируемого закона дефиниция - "владелец сети связи специального назначения".
Владельцами сети связи специального назначения являются соответствующие центры управления, осуществляющие управление сетью связи специального назначения, владеющие ею на праве оперативного управления, федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющие отдельные полномочия указанного федерального органа (см. комментарий к ст. 16).
2.2. Выделение полосы радиочастот представляет собой разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками. Указанным разрешением является решение Государственной комиссии по радиочастотам (далее - ГКРЧ) о выделении полос радиочастот. Так, решением ГКРЧ при Мининформсвязи России от 31 января 2005 г. N 05-04-01-001 "О выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" выделены полосы радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в соответствии с прилагаемым к указанному решению Перечнем. Следует обратить внимание, что срок действия данного документа - до 31 января 2017 г.
Кроме того, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров.
2.3. Высокочастотные устройства подлежат обязательной регистрации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств". Регистрация высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов). Регистрации подлежат радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539.
Порядок осуществления контроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения регламентирован Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 175 "Об утверждении Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации". Указанный контроль является составной частью государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, осуществляемых путем измерений и инструментальных оценок параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
2.3.1. В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 24 Федерального закона "О связи" комментируемая статья дополнена пп. 3.1, который ввел понятие "договор о многосубъектном использовании радиочастотного спектра".
Указанный договор представляет собой соглашение между двумя и более пользователями радиочастотным спектром, в соответствии с которым осуществляется совместное использование радиочастотного спектра. При этом порядок такого использования определен комментируемым Законом, а в договоре о многосубъектном использовании радиочастотного спектра определяются особенности и порядок взаимодействия указанных субъектов. Содержание договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра регламентировано ч. 3.1 ст. 24 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 24).
Многосубъектное использование радиочастотного спектра обусловлено многолетней практикой использования радиочастот на первичной и вторичной основе (практика ГИЭ СССР (до 1993 г.), Госсвязьнадзора РФ (до 2001 г.) и Радиочастотного центра РФ (после 2001 г.). Введение в законодательство комментируемого понятия означает легитимацию данной многолетней практики.
2.4. Как видно из определения, использование радиочастотного спектра характеризуется, в первую очередь, фактическим пользованием полосой радиочастот, несмотря на наличие разрешения на использование, хотя и это является существенным моментом.
Так, например, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2014 г. N Ф05-10323/14 по делу N А40-188205/13-56-414 о взыскании платы за использование в РФ радиочастотного спектра требование удовлетворено частично, поскольку истцом не представлено доказательств того, что по истечении 30 дней после установленного срока внесения платы ответчик использовал радиочастотный спектр.
Отметим также, что Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 171 "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы" утверждены Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы.
2.5. Конверсия радиочастотного спектра представляет собой экономические, организационные и технические мероприятия, направленные на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения. Перечень работ по конверсии радиочастотного спектра на 2014 - 2015 годы утвержден решением ГКРЧ при Минкомсвязи России от 11 декабря 2013 г. N 13-22-04. Целью данного документа является проведение научно-исследовательских работ по планированию и разработке мероприятий по конверсии радиочастотного спектра, выполнение опытно-конструкторских работ по модернизации радиоэлектронных средств, а также работ в интересах частичного высвобождения отдельных полос радиочастот и/или определения условий совместного использования радиочастотного спектра.
2.6. Линейно-кабельные сооружения связи приравниваются к объектам недвижимости. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" закреплено, что государственная регистрация права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, под которыми понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Это обусловлено тем, что к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Линейно-кабельные сооружения связи представляют собой:
- совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки: наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; наличие протяженности (длины);
- объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
Таким образом, линейно-кабельное сооружение связи в первом случае может рассматриваться как одна сложная вещь, во втором случае - как отдельный объект недвижимости.
2.7. Приведенное в комментируемой статье определение линии связи дает закрытый перечень того, что относится к линиям связи (линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи).
Однако на практике часто возникают вопросы, связанные с толкованием данного термина. Так, например, в письме Минкомсвязи России от 14 апреля 2015 г. N П12-7172-ОГ "О линиях связи" отмечено, что термин "волоконно-оптическая линия связи" в нормативных правовых актах напрямую не раскрывается. Согласно пп. 7 комментируемой статьи к линиям связи относится как движимое имущество (линии передачи, физические цепи), так и линейно-кабельные сооружения связи, которые в силу п. 1 ст. 8 комментируемого Закона относятся к недвижимому имуществу. Таким образом, под волоконно-оптической линией связи может пониматься как размещенный в грунте волоконно-оптический кабель, так и линейно-кабельное сооружение связи с размещенным в нем волоконно-оптическим кабелем (либо без такового). По мнению Минкомсвязи России, вопрос об отнесении волоконно-оптических линий связи к объектам недвижимости должен решаться в соответствии с содержанием указанных выше норм комментируемого Закона во взаимосвязи с Положением об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 68.
Минкомсвязь России также отмечает, что термины "волоконно-оптическая линия связи" (ВОЛС) и "волоконно-оптическая линия передачи" (ВОЛП) согласно сложившейся в отрасли связи практике используются в узком смысле для обозначения волоконно-оптического кабеля, который не является сооружением связи и не относится к объектам недвижимости. В связи с этим позиция Роскомнадзора по данному вопросу представляется правомерной и обоснованной.
2.7.1. Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1194 "О международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и порядке использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен порядок осуществления в Российской Федерации деятельности по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств различных радиослужб Российской Федерации и соответствующих позиций спутников на геостационарной орбите либо соответствующих характеристик спутников на других орбитах, в том числе работ по заявлению, координации и регистрации частотных присвоений для радиоэлектронных средств в Международном союзе электросвязи, а также работ по координации частотных присвоений для радиоэлектронных средств с администрациями связи иностранных государств.
Международно-правовая защита частотных присвоений для радиоэлектронных средств осуществляется в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации при международном регулировании использования радиочастотного спектра, международного признания частотных присвоений для радиоэлектронных средств, а также в целях создания благоприятных условий для развития и использования радиоэлектронных средств различных радиослужб в Российской Федерации.
Вышеуказанное Постановление Правительства РФ конкретизирует рассматриваемое понятие: международно-правовая защита частотных присвоений для радиоэлектронных средств представляет собой комплекс правовых, технических, организационных и научно-исследовательских мероприятий, проводимых Министерством связи и массовых коммуникаций РФ в качестве администрации связи Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, Государственной комиссией по радиочастотам, специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в пределах установленных полномочий и организациями Российской Федерации, участвующими под руководством администрации связи Российской Федерации в деятельности по международному регулированию использования радиочастотного спектра или координации частотных присвоений для радиоэлектронных средств.
2.8. Одним из нормативных актов, устанавливающих величины монтированной емкости, является Приказ Мининформсвязи РФ от 13 февраля 2008 г. N 19 "Об утверждении Значений монтированной емкости сетей электросвязи и их изменений, при которых сети электросвязи подлежат регистрации". Им, в частности, установлено, что для сетей электросвязи, за исключением сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, монтированная емкость измеряется количеством эквивалентных портов. Однако следует отметить, что фактически данный документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 14 февраля 2010 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам связи", которым было исключено требование о регистрации сети.
На практике рассматриваемое понятие часто подменяется. Так, Постановлением ФАС Поволжского округа от 1 августа 2013 г. по делу N А49-8296/2012 о признании недействительным приказа антимонопольного органа о включении субъекта в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке оказания услуг подвижной радиотелефонной связи в размере более 35 процентов, требование удовлетворено, поскольку антимонопольный орган, определяя объемы товарного рынка с использованием критерия "задействованная абонентская емкость", не установил действительных объемов продаж и объемов товарного рынка, что не позволило достоверно определить доли хозяйствующих субъектов на рынке. Антимонопольный орган же полагал, что объем оказанных хозяйствующим субъектом услуг подвижной радиотелефонной связи определяется количеством абонентских номеров.
2.9. Под нумерацией в рамках комментируемого Закона следует понимать цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов. Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в том числе российских сегментов международных сетей связи, с учетом рекомендаций международных организаций, участником которых является Российская Федерация, в соответствии с российской системой нумерации и планом нумерации сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2004 г. N 350 "Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации".
Ресурсы нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации являются частью ресурса нумерации международной сети связи и состоят из ресурсов нумерации телефонной сети связи, телеграфной сети связи, сетей передачи данных, телематических служб, кодов идентификации сети Интернет, а также служебных кодов идентификации сетей связи, их элементов и оконечного оборудования.
Интересно использование понятия нумерации в судебной практике. Так, например, ФАС Поволжского округа рассмотрено дело, согласно обстоятельствам которого между сторонами (операторами связи) заключен договор оказания услуг пропуска трафика между сетями электросвязи. По мнению истца, ответчик извлек прибыль, используя выделенные истцу абонентские номера, при этом истец был лишен возможности получать выгоду от использования номеров. Одной из сторон в суд было заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием нумерационного интервала. В удовлетворении требования было отказано, поскольку факт использования ответчиком интервала нумерации не доказан, истец не подтвердил свои полномочия по контролю за законным использованием ресурса нумерации другими операторами связи, кроме того, ресурс нумерации не является материальным либо нематериальным активом (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 апреля 2013 г. по делу N А12-21808/2012).
2.10. Пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей.
Приказом Мининформсвязи России от 24 августа 2006 г. N 113 "Об утверждении Правил применения оконечного оборудования, выполняющего функции систем коммутации" введен также термин "коммутационное оборудование", который идентичен рассматриваемому понятию.
Названный Приказ определяет оконечное оборудование как оборудование, выполняющее функции систем коммутации и предназначенное для использования в сети связи общего пользования, технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
К указанному оборудованию относятся:
- учрежденческие автоматические телефонные станции (далее - УАТС), оборудование диспетчерской связи, оборудование радиотехнологии DECT, подключаемые к телефонной сети связи общего пользования по двухпроводным аналоговым интерфейсам;
- УАТС, оборудование диспетчерской связи, оборудование радиотехнологии DECT, подключаемые к телефонной сети связи общего пользования по интерфейсам базового доступа (ISD N BRI);
- УАТС, оборудование диспетчерской связи, оборудование радиотехнологии DECT, подключаемые к телефонной сети связи общего пользования по одному интерфейсу первичного доступа (ISD N PRI);
- УАТС, оборудование диспетчерской связи, оборудование радиотехнологии DECT, подключаемые к сети передачи данных по интерфейсам с использованием контроля несущей и обнаружением коллизий.
2.11. Подпункт 11 комментируемой статьи раскрывает понятие оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. Правовое положение данной категории субъектов регулируется Приказом Мининформсвязи РФ от 19 мая 2005 г. N 55 "Об утверждении Положения о ведении Реестра операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования", Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2005 г. N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования".
Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, опубликован на официальном сайте Роскомнадзора <1>.
--------------------------------
<1> Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования // Официальный сайт Роскомнадзора. http://rkn.gov.ru/communication/register/p197/.
Положением, утвержденным Приказом Мининформсвязи РФ от 19 мая 2005 г. N 55, определены условия, при соблюдении которых операторы связи подлежат включению в рассматриваемый реестр. Так, операторы сетей фиксированной телефонной связи, определяемых географически и использующих ресурс нумерации географически определяемых зон нумерации, включаются в данный реестр при выполнении следующих условий:
- наличие лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в сети связи общего пользования;
- обладание, в том числе вместе с аффилированными лицами, в географически определенной зоне нумерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо наличие возможности осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика.
Операторы связи, оказывающие, в том числе вместе с аффилированными лицами, услуги связи на территории всех субъектов Российской Федерации, включаются в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, при выполнении следующих условий:
- наличие лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в сети связи общего пользования;
- обладание, в том числе вместе с аффилированными лицами, на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо наличие возможности осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика.
Вопрос о выполнении данных условий рассматривается Комиссией по вопросам ведения реестра операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, действующей при Федеральной службе по надзору в сфере связи. При этом Комиссией учитываются данные предоставленных отчетных форм оператора связи, другие данные, представленные операторами связи, в том числе по запросам Федеральной службы по надзору в сфере связи, аналитические материалы, обосновывающие необходимость включения оператора связи в рассматриваемый реестр, а также иные сведения. На основании экспертного заключения Комиссии о выполнении условий для включения оператора связи в реестр издается соответствующий приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи.
Например, Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 3 октября 2013 г. N ВАС-10314/13 по делу N А40-66834/12-132-252 указал, что изучение судебно-арбитражной практики свидетельствует о разных подходах в толковании и применении арбитражными судами норм ст. ст. 2, 19, 20 комментируемого Закона в части, касающейся определения критериев отнесения операторов связи к операторам связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования. В одних случаях суды исходят из того, что оператор связи является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования лишь в случае, когда он сам, а не аффилированные с ним лица, внесен в Реестр операторов в соответствии с Положением, утвержденным Мининформсвязи РФ 19 мая 2005 г. N 55. В других случаях суды признают оператора, не внесенного в реестр, но являющегося аффилированным лицом (входящим в группу аффилированных лиц) другого оператора, внесенного в этот реестр, оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования. Однако в том случае, если второй подход признать правильным, необходимо отметить, что квалифицирующими признаками являются не только аффилированность, но и обладание вместе с аффилированными лицами в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации: не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости; возможностью осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика.
2.12. Сложившаяся практика показала, что определение оператора связи, приведенное в комментируемой статье, неполное и требует доработки. В письме от 17 июня 2014 г. N П17-11798-ОГ Департамент государственной политики в области средств массовой информации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ отмечает, что в том случае, если оператор связи осуществляет деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет, в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ он является организатором распространения информации в сети Интернет. При этом в соответствии с ч. 5 указанной статьи обязанности, предусмотренные данной статьей, не распространяются на операторов связи в части лицензируемой деятельности.
2.13. Оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном комментируемым Законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.
Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов РФ. Такой оператор не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, заключает с оператором универсального обслуживания договор об условиях оказания универсальных услуг связи на срок десять лет.
2.13.1. Оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов - оператор связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) и в соответствии с комментируемым Законом обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством РФ о средствах массовой информации. Перечень обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов утвержден Указом Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах". Данным Указом также закреплено, что оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации, является ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". Доставка сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала, может осуществляться с использованием сетей связи иных операторов на основании договора об оказании услуг связи и (или) договора аренды технических средств, заключаемых между ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" и операторами связи.
2.14. Согласно пп. 14 комментируемой статьи организацией связи является юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Однако законодатель делает оговорку, что положения комментируемого Закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Таким образом, несмотря на то что термин "организация связи" подразумевает исключительно юридическое лицо, то есть организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в отношении ряда индивидуальных предпринимателей также действуют нормы комментируемого Закона.
2.14.1. Особо опасные, технически сложные сооружения связи представляют собой сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров. Данное определение корреспондирует со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, определяющей особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
2.15. В качестве пользователя радиочастотным спектром может выступать юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), зарегистрированное в установленном порядке и получившее разрешение на пользование радиочастотным спектром. Указанное разрешение выдается в порядке, регламентированном Приказом Минкомсвязи РФ от 9 декабря 2011 г. N 337 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения".
2.16. Пользователь услугами связи - это лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи. Таким пользователем также может выступать юридическое или любое физическое лицо. Иными словами, пользователь услугами связи - это потребитель услуги.
Правовой статус пользователей услугами связи регламентирован, помимо комментируемого Закона, рядом других актов. В первую очередь, необходимо отметить, что в отношении данных субъектов действуют положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Также, например, права пользователей услуг почтовой связи регламентированы ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи". Вопросам защиты прав пользователей услугами почтовой связи посвящена глава 9 комментируемого Закона.
2.17. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала - разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования. Такое разрешение выдается в порядке, установленном Приказом Минкомсвязи РФ от 9 декабря 2011 г. N 337.
Вопросы, связанные с получением и продлением срока действия такого разрешения, неоднократно становились предметом судебных разбирательств.
Например, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2009 г. N 09АП-11251/2009-АК по делу N А40-73796/08-106-419 установлено, что в удовлетворении заявления о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов отказано правомерно, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2.18. Радиопомеха - воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии воздействия такой энергии. По сути, это техническое понятие. Закрепление его на правовом уровне вызвано необходимостью применения данного термина в юридической практике, что в любом случае не делает его правовым.
2.19. Радиочастота - частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра. Следует отметить, что это также не правовое понятие. Полосы радиочастот подразделяются комментируемым Законом на категории (см. комментарий к ст. 24).
2.20. Радиочастотный спектр - упорядоченная совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 171 утверждены Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы.
2.21. Радиоэлектронные средства - технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование. Закрепление данного понятия на правовом уровне вызвано тем, что использование, приобретение, изготовление, ввоз радиоэлектронных средств регулируются государством.
2.22. Распределение полос радиочастот - определение предназначения полос радиочастот посредством записей в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования. Указанная Таблица утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1049-34 "Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации". Распределение полос производится государственной комиссией по радиочастотам в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 2 июля 2004 г. N 336 "Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам".
2.22.1. Под рассылкой по сети подвижной радиотелефонной связи в рамках комментируемого Закона понимается автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи. Данное понятие тесно связано с понятием распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, которое закреплено в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2.23. Ресурс нумерации - совокупность или часть вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи. Приказом Мининформсвязи России от 17 ноября 2006 г. N 142 утверждена и введена в действие Российская система и план нумерации. В соответствии с данным документом производится распределение и использование ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, порядок которых регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2004 г. N 350.
2.24. Сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи. Сеть связи - это материально-техническая основа федеральной связи, включающей единую сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации. Выделяют сеть связи общего пользования, выделенные сети связи, технологические, сети связи общего назначения, сеть почтовой связи.
2.25. Современный функциональный эквивалент сети связи - минимальный набор современных средств связи, обеспечивающий качество и существующий объем услуг, оказываемых в сети связи. Следует отметить, что идентичное определение содержится в ГОСТ Р 53801-2010 "Связь федеральная. Термины и определения", утвержденном для добровольного применения Приказом Росстандарта от 26 июня 2010 г. N 126-ст "Об утверждении национального стандарта".
2.26. Комментируемая статья в ранее действовавшей редакции содержала также определение термина "системный проект сети связи", под которым понималась схема построения сети электросвязи с соответствующими такой схеме расчетными значениями (с учетом предъявляемых к сети электросвязи обязательных требований и планируемого объема оказываемых услуг связи) величин, определяющих технические возможности входящих в состав сети электросвязи средств связи, линий передачи и физических цепей, и монтированной емкости. Однако Федеральным законом от 14 февраля 2010 г. N 10-ФЗ данное определение признано утратившим силу и исключено из текста комментируемой статьи.
2.27. Сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. При градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи. Сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу.
2.28. В рамках комментируемого Закона средствами связи признаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями. Согласно ст. 41 комментируемого Закона для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в сети связи общего пользования, а также в технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования (см. комментарий к ст. 41).
2.28.1. Телеканал, радиоканал - сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Следует отметить, что в целях обеспечения населения Российской Федерации многоканальным телевизионным вещанием и радиовещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества, повышения эффективности функционирования телевизионного вещания и радиовещания принят Указ Президента РФ от 11 августа 2014 г. N 561 "О гарантиях распространения телеканалов и радиоканалов на территории Российской Федерации".
2.28.2. Трансляция телеканалов и (или) радиоканалов - прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2014 г. N 561 трансляция телеканалов и радиоканалов находится под контролем государства. В частности, установлено, что к 2021 году необходимо обеспечить предоставление полос радиочастот для осуществления эфирного наземного телевизионного вещания с использованием позиций в мультиплексах, в том числе частотное планирование и проведение иных необходимых мероприятий по поэтапному переводу эфирного цифрового наземного вещания на стандарт телевидения высокой четкости (HDTV) в пределах полос радиочастот, выделенных для осуществления эфирной наземной трансляции телеканалов и радиоканалов.
Определение термина "трансляция телеканалов и (или) радиоканалов" следует признать спорным. Толкование термина "трансляция" ("ретрансляция") возможно с применением понятий, характеризующих операции с информацией, закрепленных в Конституции РФ, а именно: распространение, передача, получение информации (сигналов). Термин "доставка" изначально в законодательстве применяется к действиям, которые осуществляет почтовый оператор на завершающей фазе обслуживания (например, доставка почтовых отправлений (писем, открыток) и периодических изданий по подписке). В рассматриваемом случае сочетание "доставка радиоканалов" следует признать неудачным. Прием распространяемого сигнала в случае с трансляцией осуществляется непосредственно от вещателя, а передача происходит до конечного пользователя. В случае ретрансляции прием сигнала осуществляется от оператора, а его передача осуществляется в адрес очередного оператора или абонента.
2.28.3. Средство коллективного доступа - оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него. С использованием средств коллективного доступа пользователями могут осуществляться исходящие и приниматься входящие вызовы, осуществляется доступ в сеть Интернет.
2.28.4. Точка доступа - средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием пользовательского оборудования абонента (см. комментарий выше).
2.29. Трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи. Понятие трафика является одним из ключевых для ценообразования в сфере связи, в связи с чем в настоящее время действует множество нормативных актов, регламентирующих услуги по пропуску трафика и требования к пропуску трафика и его маршрутизации. Так, например, Приказом Минкомсвязи России от 9 сентября 2011 г. N 225 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере связи за соблюдением операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации.
2.30. Универсальные услуги связи представляют собой услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания. К универсальным услугам связи в соответствии с комментируемым Законом относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
- услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием средств коллективного доступа;
- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием точек доступа (см. комментарий к ст. 57).
Универсальные услуги связи оказываются в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи".
2.31. Управление сетью связи - совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение функционирования сети связи, в том числе регулирование трафика.
Управление сетью связи общего пользования осуществляется в чрезвычайных ситуациях в соответствии с комментируемым Законом и в целях соблюдения антимонопольного законодательства.
2.32. Услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Это один из видов возмездных услуг, регулирование которых осуществляется гражданским законодательством. Услугам связи посвящена глава 7 комментируемого Закона.
2.33. Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 44-ФЗ существенно изменен пп. 33 комментируемой статьи. Под услугой присоединения в действующей редакции комментируемого Закона понимается деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи, владельцев сетей связи специального назначения в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи. Перечень услуг присоединения утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия".
2.34. Услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи. Перечень услуг по пропуску трафика также установлен Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161.
2.34.1. Контентные услуги - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи (см. комментарий выше). Определение понятия контентных услуг дополнило комментируемую статью с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Этот же Федеральный закон определил, что оказание контентных услуг осуществляется только с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
Технологически в телекоммуникационных сетях с введением стандартов цифровой радиотелефонной связи появилась возможность передавать текстовые сообщения, аналогичные тем, которые были основной услугой пейджинговой радиотелефонной связи, а еще ранее - телеграфной связи. Наличие клавиатуры на абонентском терминале позволяет абоненту самому, без помощи оператора осуществлять набор текста выбранными символами и отправлять сообщения со своего терминала на терминал другого абонента. Кроме того, абонент получил возможность самостоятельного (без помощи оператора) управления настройками терминала и, соответственно, услугами как на основе текстового, так и голосового меню. У оператора, в свою очередь, появилась возможность группировать абонентов и посылать одинаковые сообщения (фактически копии одного сообщения) всей группе одновременно. Кроме того, операторы, в силу того, что управление цифровой сетью производится не на аппаратном уровне, как ранее, а на уровне центрального коммутатора (фактически компьютера), получили возможность выполнения ранее недоступных операций, например: оперативной смены номеров абонентов; назначения и изменения внутреннего сетевого номера абонента; свободного пропуска внешнего сетевого трафика; формирования контента и т.д.
Широкие возможности цифровой сети и низкие цены на трафик стимулировали как операторов, так и иных предпринимателей заполнить каналы информацией, за которую в конечном счете заплатит абонент.
Не вся информация, предлагаемая абоненту, соответствует его потребностям, в связи с чем сформировалась проблема массовых рассылок, которые не запрашивались абонентом. Увеличение валового объема таких рассылок на фоне жалоб абонентов побудило законодателя принять решение о регулировании данного явления. Первое принятое решение не всегда является самым удачным, как произошло и с рассылкой по сети подвижной радиотелефонной связи. Признаками, которыми данный вид услуг охарактеризован, можно охарактеризовать все иные услуги связи. Ключевой характеристикой данной услуги является то, что она направлена на получение платной информации от оператора связи. По этому ключевому признаку контентные (они же информационные) услуги - объект информационных отношений и предмет законодательства об информации. Соответственно, следует ожидать один из двух вариантов развития событий: объединение информационного и телекоммуникационного законодательства либо перемещение норм о контентных услугах в информационное законодательство с одновременным исключением его из законодательства о связи.
2.35. Электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Основными видами электросвязи являются: телефонная связь; телеграфная связь; факсимильная связь; передача данных (телекодовая связь); видеотелефонная связь.
2.36. Электромагнитная совместимость - способность радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств функционировать с установленным качеством в окружающей электромагнитной обстановке и не создавать недопустимые радиопомехи другим радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным устройствам. Данное понятие сложно отнести к категории правовых, однако оно закреплено для регулирования юридически значимых действий, например, для проведения экспертизы (см. решение ГКРЧ при Минкомсвязи России от 20 декабря 2011 г. N 11-13-02 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот").