Статья 56. Возложение ответственности
Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства Российской Федерации.
Мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 56 Закона о СМИ:
-
Решение Верховного суда: Решение N ВАС-14620/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, первая инстанция
Ответственность в сфере массовой информации установлена также Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации. Согласно статье 56 Закона о средствах массовой информации указанную ответственность несут, в том числе, учредители, редакции, издатели, распространители и журналисты...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3112/14, Высший арбитражный суд, надзор
При этом суды руководствовались положениями, статей 15, 23, 46 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Конвенции о защите прав человека, статей 150, 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 43, 56 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», пунктов 5, 7, 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-15327/11, Высший арбитражный суд, надзор
утверждением является: «Право распоряжаться счетом Ольги Федоровых перешло к «АК БАРС» Банку», которое не является порочащим деловую репутацию. Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 43, 44, 56 Федерального закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено. Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 56 Закона о СМИ
1. Комментируемая статья определяет круг субъектов, на которых может быть возложена ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации. На указанных в статье субъектов может быть возложена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Конкретные виды ответственности, а также основания освобождения от ответственности регламентированы иными статьями гл. VII комментируемого Закона.
2. Редакция, главный редактор, журналист могут нести ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста; либо за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (ст. ст. 57, 59 комментируемого Закона).
3. Журналист может нести ответственность за злоупотребление правами журналиста, выразившееся в использовании установленных настоящим Законом прав журналиста, в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации; использовании прав журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, в связи с их политическими убеждениями, а также неправомерное распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, и других действиях, являющихся злоупотреблением предоставленными журналисту правами.
4. Граждане, должностные лица государственных органов и организаций, общественных объединений несут ответственность за ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством: осуществления цензуры (причем обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации); вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции; незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации; нарушения права редакции на запрос и получение информации; незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части; принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации; установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; нарушения прав журналиста (ст. 58).
5. Кроме того, конкретные составы нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации закреплены статьей 60 комментируемого Закона.
Отдельные основания возложения ответственности регламентированы и иными (в том числе и подзаконными) нормативными актами.
Так, Правила распространения периодических печатных изданий по подписке (утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759) закрепляют ответственность за нарушение указанных Правил.
6. Специфику возложения ответственности на журналистов, входящих в Союз журналистов России, закрепляет Положение о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста:
- дела о нарушениях принципов и норм профессиональной этики журналиста рассматриваются органами, определяемыми журналистскими союзами, входящими в Союз журналистов России, по представлению собственных советов по профессиональной этике;
- никакие иные органы или организации не вправе рассматривать дела о нарушениях журналистской этики;
- никакие нормы Кодекса профессиональной этики российского журналиста не могут служить основанием для привлечения журналиста к дисциплинарной, административной или иной ответственности.
К членам журналистских союзов, входящих в состав Союза журналистов России, допустившим нарушение норм журналистской этики, могут быть применены меры воздействия, предусмотренные уставами соответствующих союзов.
Может быть также принято решение о публикации в периодической печати сообщения о проступке и применении к виновному лицу избранных мер воздействия.
Меры воздействия за нарушение норм журналистской этики применяются независимо от мер правовой или иной ответственности.
7. Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации" комментируемая статья была дополнена ответственностью вещателя. Поскольку вещатель определяет формирование и распространение канала, он должен нести ответственность за соответствие всей эфирной сетки (а не отдельной программы) законодательству Российской Федерации, пресекать злоупотребление свободой массовой информации, пресекать выход программ, содержащих материалы экстремистской направленности, нарушения иного законодательства.
8. Последняя часть комментируемой статьи, также внесенная в Закон указанным нормативным актом, закладывает основы контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации не только с помощью проведения проверок, но и с помощью иных средств, не требующих взаимодействия контролирующих органов с учредителями, редакциями, издателями, распространителями, государственными органами, организациями, учреждениями, предприятиями и общественными объединениями, должностными лицами, журналистами, авторами распространенных сообщений и материалов, вещателями, например, с помощью мониторинга публикаций и телерадиопрограмм. Однако порядок проведения подобных мероприятий должен быть установлен Правительством РФ.
В данном случае речь идет о Положении об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 75.
Мероприятия проводятся Роскомнадзором и его территориальными органами. На проведение мероприятий уполномочены руководитель Роскомнадзора (территориального органа), заместители руководителя органа по контролю, руководители и заместители руководителей структурных подразделений Роскомнадзора (территориального органа), а также иные государственные гражданские служащие Роскомнадзора (территориального органа), должностными регламентами которых предусмотрено проведение мероприятий.
Мероприятия направлены на анализ содержания средств массовой информации для определения их соответствия требованиям законодательства РФ о средствах массовой информации.
Мероприятия проводятся на основании плановых заданий органов по контролю по месту нахождения Роскомнадзора (территориального органа) и заключаются в систематическом наблюдении за соответствием обязательным требованиям содержания средств массовой информации, а также в анализе полученной информации.
При проведении мероприятий по контролю уполномоченные лица осуществляют:
- выполнение аудио- и видеозаписи вышедших в свет (эфир) теле-, радиоканалов, теле- и радиопрограмм;
- запрос на время проведения мероприятий экземпляров продукции средств массовой информации у получателей обязательных экземпляров документов;
- распечатку на бумажном носителе и заверение подписями должностных лиц, проводящих мероприятие, копии страницы (страниц) сетевого издания в сети Интернет, содержащей информацию, не соответствующую обязательным требованиям, а также сведения о сетевом издании (наименование, адрес страницы (сайта) в сети Интернет и др.);
- взаимодействие по результатам проведения мероприятий с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, осуществляющими функции в сфере противодействия экстремистской деятельности, органами Федеральной службы безопасности, Центральной избирательной комиссией РФ и избирательными комиссиями субъектов РФ.
Выявленный факт несоответствия содержания средства массовой информации обязательным требованиям отражается в докладной записке, на основании которой руководитель Роскомнадзора (его территориального органа) или его заместитель принимает решение о вынесении письменного предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации или решение об организации и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Копии материалов, полученных по результатам проведения мероприятий, могут быть направлены в соответствующие органы, например органы внутренних дел или прокуратуры.