Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст. 346.35 НК РФ

Статья 346.35 НК РФ. Общие положения (действующая редакция)

1. Настоящая глава устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и отвечают следующим условиям:

1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", и признания аукциона несостоявшимся;

2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции;

3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

2. Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:

соглашение о разделе продукции;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

3. В целях настоящей главы цена продукции (цена нефти) применяется для определения объема компенсационной продукции, передаваемой инвестору, для раздела прибыльной продукции в стоимостном выражении, для определения прибыли, подлежащей налогообложению, а также для компенсации расходов инвестора на уплату налогов и сборов в случаях, предусмотренных настоящей главой.

4. Установленный настоящей главой специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.

5. Установленный настоящей главой специальный налоговый режим применяется в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, указанных в статье 346.36 настоящего Кодекса.

6. Установленный настоящей главой специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена настоящей главой.

7. При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налог на добычу полезных ископаемых;

платежи за пользование природными ресурсами;

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

водный налог;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

земельный налог;

акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 настоящего Кодекса.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями настоящей главы.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае, если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством Российской Федерации.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством Российской Федерации.

При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.

8. При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

налог на добавленную стоимость;

плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

9. От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации.

Перечень документов, при предоставлении которых в таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством Российской Федерации.

10. При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении налогов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи, определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями настоящей главы, действующими на дату вступления соглашения в силу.

11. При изменении в течение срока действия соглашения наименований каких-либо из указанных в настоящем Кодексе налогов и сборов без изменения при этом элементов налогообложения такие налоги и сборы исчисляются и уплачиваются при выполнении соглашения с новым наименованием.

12. В случае изменения в течение срока действия соглашения порядка уплаты налогов и сборов, а также изменения форм, порядка заполнения и сроков представления налоговых деклараций без изменения налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления налога (элементов обложения сбора) уплата налогов и сборов, а также представление налоговых деклараций производятся в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

13. В случае изменения в течение срока действия соглашения налоговой ставки налога на добавленную стоимость исчисление и уплата указанного налога осуществляются по налоговой ставке, установленной в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

14. В случае, если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.

15. При выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений настоящего Кодекса и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.

Комментарий к ст. 346.35 НК РФ

Пункт 1 статьи 336.35 НК РФ устанавливает сферу действия указанного налогового режима, применяемого при СРП, и определяет перечень условий, необходимых для его применения. К таковым условиям относятся:

1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон N 225-ФЗ), и признания аукциона несостоявшимся. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 225-ФЗ основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

В пункте 4 статьи 2 Закона N 225-ФЗ также установлено, что в случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения СРП, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством РФ следующих условий:

если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

При выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный пунктом 2 статьи 8 Закона N 225-ФЗ, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции. Таким образом, подпункт 2 пункта 1 статьи 336.35 НК РФ распространяется только на схемы прямого раздела продукции.

Соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения. Таким образом, подпункт 3 пункта 1 статьи 336.35 НК РФ распространяется на случаи, когда СРП предусмотрена схема раздела продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 225-ФЗ.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает уведомительный способ подачи документов для установления налогового режима, предусмотренного статьей 26.4 НК РФ, и определяет перечень документов, необходимых для представления в налоговый орган. В силу отсутствия специальной формы для уведомления указанное уведомление подается в свободной форме с приложением соглашения о разделе продукции и решения об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает сферу применения цены продукции (в том числе нефти) в главе 26.4 НК РФ. Цена продукции (цена нефти) применяется при использовании схемы СРП, предусмотренной пунктом 1 статьи 8 Закона N 225-ФЗ.

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает срок действия налогового режима. Налоговый режим действует на протяжении срока действия СРП. В силу пункта 2 статьи 5 Закона N 225-ФЗ действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в пункте 2 статьи 4 Закона N 225-ФЗ лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.

Пункт 1 статьи 21 Закона N 225-ФЗ устанавливает, что действие СРП прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения. Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры аукциона.

Соглашение, положения которого о способах налогообложения инвестора в соответствии со статьями 8 и 13 Закона N 225-ФЗ не вступили в силу в течение одного года с даты подписания соглашения, прекращает свое действие по истечении одного года с даты его подписания без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 21 Закона N 225-ФЗ.

Участок недр, в отношении которого соглашение прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 21 Закона N 225-ФЗ, может быть предоставлен в пользование на условиях раздела продукции только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, а также при соблюдении положений статей 2 и 6 Закона N 225-ФЗ.

Пункт 5. Данный пункт указывает на то, что налогоплательщиками, на которых распространяется налоговый режим главы 26.4 НК РФ, являются инвесторы. Подробно статус инвестора рассмотрен в комментарии к статье 336.34 НК РФ.

Пункт 6 комментируемой статьи раскрывает основное экономическое содержание налогового режима главы 26.4 НК РФ. Основная особенность данного режима в отличие от других режимов налогообложения состоит в том, что налогоплательщик не уплачивает какой-либо единый налог, а осуществляет исполнение налоговой обязанности путем передачи государству продукции в натуральной форме. В то же время в комментируемом пункте содержится оговорка о возможности уплаты налогов и сборов, которые предусмотрены главой 26.4 НК РФ. Перечень налогов и сборов, которые уплачивает инвестор, устанавливается пунктами 7 и 8 комментируемой статьи.

Пункт 7 комментируемой статьи содержит перечень налогов, которые должен уплачивать инвестор, применяя СРП. При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 225-ФЗ инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

платежи за пользование природными ресурсами;

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

водный налог;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

земельный налог;

акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 НК РФ.

Важно!

Абзац, устанавливающий обязанность по уплате акциза за подакцизное минеральное сырье, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с главой 26.4 НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Пример.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района.

Пункт 3 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ предусматривает, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Часть 12 статьи 35 Закона N 131-ФЗ гласит, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Часть 13 статьи 35 Закона N 131-ФЗ закрепляет, что нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 131-ФЗ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с НК РФ.

Пункт 1 статьи 5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Следовательно, для освобождения инвестора от земельного налога необходим отдельный нормативный акт.

Судебная практика.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 N А26-12295/2009 было указано, что в соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в положениях действующего законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

Поскольку именно Общество осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, то именно оно является плательщиком указанного фискального сбора и надлежащим ответчиком по настоящему делу. При взыскании фискальных сборов вопрос о виновности не имеет правового значения.

В соответствии со статьей 14 НК РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 НК РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

При этом комментируемый пункт устанавливает перечень сумм уплаченных налогов и указывает на возможность их возмещения. Особенностям установления отдельных налогов посвящены также статьи 346.37 - 346.40 НК РФ.

Законодатель сделал оговорку о неприменении налога на имущество организаций только при обложении данным налогом основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной СРП.

Постановлением Правительства РФ от 15.01.2004 N 15 утвержден Перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции.

Согласно указанному документу для освобождения от уплаты налога на имущество организаций налогоплательщику надлежит представить следующие документы:

1. Заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции, на соответствующий налоговый период.

2. Нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору исполнять обязанности налогоплательщика).

3. Реестр основных средств, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной СРП.

4. Реестр нематериальных активов, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной СРП.

5. Реестр запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика, предназначенных исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной СРП.

Также пункт 8 статьи 346.35 НК РФ предусматривает возможность освобождения от транспортного налога, которая также используется для целей СРП. При этом легковые автомобили не исключаются из налоговой базы. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2004 N 14 утвержден Перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции. Согласно данному перечню для освобождения от уплаты транспортного налога налогоплательщику надлежит представить следующие документы:

1. Заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, на соответствующий налоговый период.

2. Нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору выполнять обязанности налогоплательщика).

3. Реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, и первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей указанного соглашения за соответствующий период.

4. Выписки из программы работ и сметы затрат на соответствующий год, подтверждающие использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции.

Пункт 8 комментируемой статьи определяет перечень налогов, уплачиваемых инвестором при использовании "прямого раздела" продукции между инвестором и государством. Пункт содержит аналогичное пункту 7 статьи 346.35 НК РФ правило о возможности освобождения от региональных и местных налогов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Пункт 9 комментируемой статьи предусматривает возможность освобождения от таможенной пошлины товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для выполнения работ по СРП, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 25 утвержден Перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также на вывозимую с таможенной территории Российской Федерации продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения. Для освобождения от уплаты таможенной пошлины инвестору необходимо представить:

1. Заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, если инвестор поручил исполнение своих обязанностей оператору с его согласия, при наличии соответствующей нотариально удостоверенной доверенности) об освобождении его от уплаты таможенной пошлины.

2. Заверенная в установленном порядке программа работ и смета расходов на соответствующий год, подтверждающая использование ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров для целей соглашения о разделе продукции.

3. Копия договора между инвестором (или оператором при условии, что оператор уполномочен заключать договоры от имени инвестора) и юридическим лицом, выступающим в качестве подрядчика, поставщика, перевозчика или в ином качестве, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения о разделе продукции.

4. Копии транспортных и товаросопроводительных документов.

5. Подтверждение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти контроль за объемами добытого и реализованного минерального сырья в связи с исполнением соглашений о разделе продукции, о том, что вывозимая продукция произведена в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции (представляется в случае, если продукция вывозится с таможенной территории Российской Федерации).

Пункт 10 определяет особенности действия элементов комментируемого налогового режима СРП. Пункт 1 статьи 17 НК РФ устанавливает обязательные элементы налога. К таковым относятся:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

При этом пункт 10 указывает на необходимость учета особенностей главы 26.4 НК РФ при определении определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых; определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций; уплаты налога на добавленную стоимость.

Важно!

Вышеуказанное правило распространяется также на платежи за пользование природными ресурсами и плату за негативное воздействие на окружающую среду, несмотря на отсутствие их регулирования непосредственно в НК РФ.

Пункт 12 комментируемой статьи предусматривает, что при изменении порядка уплаты налогов и сборов, а также изменении форм, порядка заполнения и сроков представления налоговых деклараций данные изменения распространяются на инвестора.

Пункт 13 устанавливает, что при изменении в течение срока действия СРП налоговой ставки по НДС исчисление и уплата НДС производятся по правилам главы 21 НК РФ ("Налог на добавленную стоимость"). Соответственно, инвестор исчисляет сумму НДС, исходя из действующей налоговой ставки.

Пункт 14 устанавливает порядок возмещения инвестору затрат на региональные и местные налоги при отсутствии актов, предусматривающих его освобождение от вышеуказанных доходов.

Пункт 15. При выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений НК РФ и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.

Пункт 15 определяет порядок уплаты налогов по соглашениям, заключенным до вступления в силу ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Законодатель предусмотрел приоритет правил соглашений перед действующим законодательством о налогах и сборах. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" вступил в силу 11.01.1996. Следовательно СРП, заключенные до этой даты, имеют приоритет перед действующим налоговым законодательством и подлежат применению до сих пор.

К таковым соглашениям относятся: "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское месторождение".

Пример!

В 22.07.1994 было заключено Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождения нефти и газа на условиях раздела продукции (далее - СРП "Сахалин-2"). К указанному соглашению применяются правила Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Также вышеуказанным соглашением предусмотрена совокупная ставка по всем (федеральным, региональным, местным) налогам не выше 32%.

Официальная позиция.

Письмом Федерального казначейства от 25.01.2010 N 42-7.4-05/5.4-48 установлен перечень поступлений в бюджетную систему РФ, подлежащих учету и распределению между бюджетами бюджетной системы РФ органами федерального казначейства на 2010 год. В соответствии с указанным письмом налог на прибыль при выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, составляет соответственно 20 и 80%.

Приказом Минфина России от 07.04.2006 N 55н утверждены форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении СРП и Порядок ее заполнения (далее - Порядок). Пунктом 3 Приказа рекомендовано организациям, заключившим соглашения о разделе продукции до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, представлять декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении СРП по форме, утвержденной данным Приказом, за исключением приложения N 2 "Сведения о возмещаемых расходах, произведенных налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде" к листу 02.

Письмом Минфина России от 29.04.2009 N 03-06-06-06/7 указано, что в настоящее время подрядчики и субподрядчики по выполнению работ (оказанию услуг) по СРП "Сахалин-2" могут составлять и представлять в налоговые органы налоговые декларации по данной форме.

Доходы и расходы налогоплательщика по другим видам деятельности, не связанным с выполнением СРП, подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Важно!

Вышеописанные правила распространяются только на доходы и расходы налогоплательщика, связанные с выполнением СРП.

Официальная позиция.

Письмом УФНС РФ по г. Москве от 27.08.2010 N 16-15/090711 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль при выполнении соглашения о разделе продукции" разъяснено, что доходы и расходы налогоплательщика по другим видам деятельности, не связанным с выполнением СРП, подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Важно!

Пункт 3 статьи 2 Закона N 225-ФЗ гласит, что перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Закона N 225-ФЗ, устанавливаются федеральными законами.

К таковым законам относятся:

1. Федеральный закон от 28.05.2003 N 63-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Наталкинском золоторудном месторождении)".

2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 118-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Яламо-Самурском и Центральном перспективных участках)".

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 6-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майском месторождении золота)".

4. Федеральный закон от 04.08.2001 N 106-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинском золоторудном месторождении)".

5. Федеральный закон от 12.02.2001 N 13-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатном месторождении)".

6. Федеральный закон от 08.10.2000 N 131-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тянском нефтяном месторождении)".

7. Федеральный закон от 08.10.2000 N 130-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Комсомольском нефтегазоконденсатном месторождении)".

8. Федеральный закон от 08.10.2000 N 129-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Харампурском нефтегазоконденсатном месторождении)".

9. Федеральный закон от 27.05.2000 N 73-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Штокмановском газоконденсатном месторождении)".

10. Федеральный закон от 27.05.2000 N 79-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тасеевском месторождении золота)".

11. Федеральный закон от 04.05.2000 N 60-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханском перспективном участке)".

12. Федеральный закон от 02.01.2000 N 1-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорском газонефтяном месторождении)".

13. Федеральный закон от 20.11.1999 N 198-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участке недр "Северные территории")".

14. Федеральный закон от 20.11.1999 N 199-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Приобском (северном лицензионном участке) нефтяном месторождении)".

15. Федеральный закон от 31.05.1999 N 106-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)".

16. Федеральный закон от 01.05.1999 N 87-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринском перспективном блоке проекта "Сахалин-3")".

17. Федеральный закон от 21.07.1997 N 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции".

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 26.4 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
Ю.М. Лермонтов, 2014

Судебная практика по статье 346.35 НК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ14-7951, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Как указано судами, ввоз товаров в рамках соглашения СРП «Сахалин-1» подрядчиками и субподрядчиками не может расцениваться как обстоятельство, исключающее возможность применения пункта 9 статьи 346.35 Налогового кодекса, либо устанавливающее данным лицам специальный режим при уплате таможенной пошлины. Таким образом, судами сделан вывод о правомерном применении обществом льготы при ввозе спорных товаров на территорию Российской Федерации. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов трех инстанций, им дана надлежащая правовая оценка...
  • Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ15-6, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    По указанным выше ДТ и в рамках достигнутых соглашений на территорию Таможенного союза в 2010-2011 годах подрядчиком ввезены товары различных наименований. При этом в графе 44 деклараций на товары имелись указания на статью 346.35 НК РФ, устанавливающую общие положения специального налогового режима, применяемого при выполнении СРП, сведения о СРП от 30.06.1995...
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-1796/11, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
    Признавая бездействие инспекции незаконным, суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Закон о СРП) и пунктом 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), пришли к выводу о необходимости возврата налога на добавленную стоимость, уплаченного компанией поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для исполнения соглашения о разделе продукции...
Изменения документа
ОФОРМИВ ОНЛАЙН-ЗАЯВКУ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЯМО СЕЙЧАС, ВЫ ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 10%

 

 

 

 

Юридическая консультация помощь онлайн услуги бесплатно Кемерово Юрист
Наши предложения
Юридическая консультация по трудовому, налоговому, земельному, уголовному и административному праву в Кемерово услуга трезвый водитель
Наши юристы окажут квалифицированную помощь юридическим лицам.
Регистрация и ликвидация предприятий. Представление интересов в арбитражном суде и судах общей юрисдикции. Консультации юриста по трудовому, административному и договорному праву. Юридическая помощь по налоговым делам. Содействие в возврате долгов и возмещение причиненного ущерба.
Юрист и адвокат по гражданским делам Автоюрист Частный детектив
Бесплатная консультация всем Услуги для граждан.
Профессиональные юридические консультации и защита граждан. Бесплатная помощь юристов в вопросах наследства. Круглосуточная помощь автоюриста (оспаривание действий ГИБДД, возврат водительского удостоверения, оспаривание виновности в ДТП) Споры со страховыми компаниями. Консультация юриста по семейным вопросам (развод, раздел имущества, определение места жительства детей, алименты, наследство), жилищным, земельным. Банковские споры и многое другое...
Звоните в Кемерово

Звоните в Москве и МО
Нас можно найти по адресу в Кемерово

650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 3 (отдельный вход с право от главного крыльца, со стороны ТРЦ "СОЛНЕЧНЫЙ")

 

Нас можно найти по адресу в Москве
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, 4 Всесезонный горнолыжный комплекс "СНЕЖ.КОМ." (Юридическая консультация по предварительной записи)
Мы работаем 
Пн-Пт с 9:00 до 20:00

Сб-Вс: предварительная запись
Поделись страницей
Яндекс.МетрикаРейтинг@Mail.ru