Статья 69 КВВТ РФ. Предъявление и прием груза для перевозки (действующая редакция)
1. Грузоотправитель до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.
2. Транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству.
3. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.
Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.
В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.
4. Грузоотправитель обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями к маркировке груза, установленными законодательством Российской Федерации, и правилами перевозок грузов.
5. Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок устанавливаются правилами перевозок грузов.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 69 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС17-7459, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Удовлетворяя требовании в части, суды, руководствуясь статьями 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 67, 69, 79, 120 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, исходя из совокупности доказательств применительно к статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности факта перевозки груза ответчика и отсутствии доказательств оплаты стоимости перевозки...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-4571/11, Высший арбитражный суд, надзор
При этом судами принято во внимание, что при заключении договора поставки от 28.04.2007 № 25/Пщ/02/28.04.07, стороны пришли к соглашению, что поставщик либо уполномоченный им перевозчик обязан передать покупателю документы, предусмотренные статьей 69 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (транспортную накладную, акт погрузки формы ГУ-30, сертификат, паспорт качества) (пункт 5.5). В силу пункта 3 статьи 69 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен предоставить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8255/09, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из требований статей 67, 69 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, статей 784, 785, 224, части 2 статьи 433, статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 69 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья определяет порядок предъявления и приема груза для перевозки.
При применении комментируемой статьи стоит учитывать, что Российская Федерация является участником Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) 2001 г. (Федеральный закон от 8 марта 2007 г. N 33-ФЗ).
Названная Конвенция применяется к любому договору перевозки, в соответствии с которым порт погрузки или место приема груза и порт разгрузки или порт сдачи груза расположены в двух различных государствах, из которых по крайней мере одно является государством - участником Конвенции. Если договор предусматривает возможность выбора между несколькими портами разгрузки или местами сдачи, то таким портом или местом сдачи является порт разгрузки или сдачи, в котором фактически был сдан груз.
Согласно ст. 6 Конвенции грузоотправитель обязан:
- оплатить суммы, причитающиеся в силу договора перевозки.
- до передачи груза перевозчику представить ему в письменной форме следующие данные о грузе, подлежащем перевозке:
размеры, количество мест или вес и удельный погрузочный объем груза;
маркировку, необходимую для идентификации груза;
характер, особенности и свойства груза;
указания, касающиеся таможенного или административного режима, применимого к грузу;
другие необходимые сведения, которые указываются в транспортном документе.
Кроме того, грузоотправитель должен передать перевозчику во время передачи груза все необходимые сопроводительные документы;
- если этого требует характер груза, с учетом согласованных транспортных операций, упаковать груз таким образом, чтобы предупредить его потерю или повреждение с момента его принятия перевозчиком и до сдачи и исключить возможность причинения им ущерба судну или другому грузу. Кроме того, грузоотправитель должен с учетом оговоренной перевозки предусмотреть надлежащую маркировку в соответствии с применимыми международными или национальными предписаниями, либо, в случае отсутствия таких предписаний, в соответствии с общепринятыми во внутреннем судоходстве правилами и обычаями;
- при условии соблюдения перевозчиком своих обязательств грузоотправитель должен погрузить, уложить и закрепить груз в соответствии с практикой судоходства на внутренних водных путях, если в договоре перевозки не указано иное.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи на грузоотправителя возлагается обязанность подготовить груз для перевозки таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров до момента непосредственного предъявления груза.
Аналогичные правила о необходимости затаривания грузом определяются в ст. 139 КТМ, посвященной упаковке и маркировка груза. Согласно п. 1 указанной статьи грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены обязательные требования или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам.
Согласно п. 1 ст. 793 ГК в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Таким образом, в случае игнорирования грузоотправителем установленного комментируемым пунктом правила у перевозчика возникает возможность обратиться с исковым заявлением о возмещении грузоотправителем убытков, вызванных неправильным указанием в транспортной накладной наименования груза, а также о выплате штрафа, ссылаясь на комментируемую норму. Причиной для иска может стать отсутствие на упаковке товара особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или за неправильное указание свойств груза.
Согласно п. 1 ст. 120 КВВТ за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние его перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (см. комментарий к ст. 120).
Следует понимать, что неисполнение обязанности по подготовке груза к перевозке позволяет перевозчику не принимать груз.
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что:
- транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании;
- качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству.
Согласно п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В то же время технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.
В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Например, согласно Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", принятому решению Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770, пиротехнические изделия бытового назначения упаковываются в транспортную тару, содержащую средства пламегашения и подвергнутую огнезащитной обработке. На тару наносится специальный знак пожарной безопасности "Упаковка с огнезащитой" и надпись "Внутренняя огнезащита".
Помимо технических регламентов существуют стандарты и другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, подлежащие обязательному исполнению в целях, указанных в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Например, в настоящее время действует ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка", утв. Постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1984 г. N 3812, который устанавливает требования к упаковке опасных грузов, предъявляемых к перевозке транспортом любого вида, массой нетто грузового места не более 400 кг и вместимостью не более 450 дм3. Стандарт устанавливает общие требования к транспортной таре и упаковке, а также их виды, типы, основные параметры и виды испытаний.
Указанный Стандарт должен применяться при разработке нормативно-технической документации на транспортную тару и упаковку конкретных видов опасных грузов, а также правил перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.
Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативно-технической документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям данного Стандарта.
ГОСТ 7630-96 "Рыба, морские млекопитающие, морские беспозвоночные, водоросли и продукты их переработки. Маркировка и упаковка", введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 13 августа 1997 г. N 275, устанавливает требования к маркировке и упаковке рыбы, морских млекопитающих, морских беспозвоночных, водорослей и продуктов их переработки (кроме консервов и пресервов), упакованных в потребительскую и транспортную тару.
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов (см. п. 3 комментария к ст. 67), и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Обязанность по заполнению транспортной накладной возлагается на грузоотправителя.
Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя. Следует учитывать, что перевозчик правомочен проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.
В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.
В отсутствие таких документов, оформленных должным образом, не получится доказать факт передачи груза по договору доставки.
Пример: как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Актив" (далее - ООО РСК "Актив") обратилось исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Б. о взыскании стоимости утраченного груза и провозной платы.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в этой части исковых требований было отказано.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что на основании договора N 145-09-15 ООО ТК "Экспресс" по поручению ООО РСК "Актив" произвело выгрузку с автомобильного транспорта и погрузку на водный транспорт (баржу) товарно-материальных ценностей истца, поименованных в товаросопроводительных документах. Из содержания указанной дорожной накладной следует, что груз ООО РСК "Актив" был передан транспортной компанией под погрузку капитану теплохода. В плане-приказе от 15 октября 2015 г. указано: "Основание: договор с фирмой ООО РСК "Актив". В указанных документах отсутствует указание на договор перевозки, подписанный ИП Б. и ООО РСК "Актив". Заполнение грузоотправителем транспортной накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя представляют собой действия сторон договора перевозки (грузоотправителя и перевозчика) по заключению договора перевозки груза. Следовательно, данные документы не подтверждают того, что истец передал груз именно ИП Б.
Кроме того, в соответствии с п. 1.2 договора перевозки перевозка груза должна была осуществляться по маршруту п. Салемал - п. Мужи - п. Приобье - п. Мужи. В то же время из дорожной накладной N 153, плана-приказа N 153 от 15 октября 2015 г. следует, что груз, переданный капитану судна, перевозился из п. Приобье в г. Лабытнанги. То есть маршрут, указанный в договоре перевозки, не совпадает с маршрутом, указанным в транспортных документах, что не позволяет соотнести последние с принятием ИП Б. на себя обязательств по договору в отношении указанного в них груза.
Как правильно установил суд первой инстанции, обозначенные транспортные документы подтверждают возникновение иного обязательства с другим предметом и субъектным составом, чем то, которое указано в письменном договоре перевозки.
Подписание истцом и ответчиком договора перевозки не означает его заключение, так как является лишь предварительными действиями, направленными на заключение договора перевозки, поскольку договор перевозки груза является реальным и считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. В настоящем случае истец не доказал, что передавал утраченный впоследствии груз ИП Б. (или назначенному им лицу), в связи с чем не доказана перевозка как таковая и причастность ответчика к возникшим у истца убыткам.
Доводы ООО РСК "Актив" со ссылкой на смс-переписку о том, что ответчик после полученной 26 декабря 2015 г. от истца претензии признал факт утраты груза и обещал добровольно возместить ущерб, не соответствуют действительности. Суд подчеркнул, что содержание смс-переписки не свидетельствует о признании ответчиком своей вины в утрате груза (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2017 г. N 08АП-13836/2016 по делу N А81-1879/2016).
4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи в обязанности грузоотправителя входит нанесение на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировки в соответствии с требованиями к маркировке груза, установленными законодательством и правилами перевозок грузов.
Как уже отмечалось, в настоящее время в российском законодательстве такие правила отсутствуют. Правила перевозок грузов (ч. 1), утв. Департаментом речного транспорта Минтранса 1 января 1994 г., были отменены Приказом Минтранса от 14 декабря 2004 г. N 44. Новый документ не принят (подробнее см. комментарий к ст. 66).
В настоящее время действует Межгосударственный стандарт ГОСТ 14192-96 "Маркировка грузов", введенный в действие Постановлением Госстандарта от 18 июня 1997 г. N 219 и предназначенный для разработки нормативных документов на конкретные виды продукции. Согласно указанному Стандарту устанавливаются общие правила маркировки грузов, в том числе поставляемых на экспорт. ГОСТ 14192-96 определяет применение манипуляционных знаков, место и способ нанесения транспортной маркировки, размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков и надписей, дополнительные требования к маркировке грузов, поставляемых на экспорт, маркировка, характеризующая транспортную тару.
Предупредительная маркировка химической продукции должна соответствовать требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 31340-2013 "Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования", введенного в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 776-ст, а также правилам маркировки опасных грузов, действующим на конкретном виде транспорта, и (или) типовым правилам ООН по перевозке опасных грузов.
ГОСТ 14192-96 дополнительно отсылает к следующим стандартам:
- ГОСТ 9481-2001 "Ящики из гофрированного картона для химических нитей. Технические условия", введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 21 ноября 2001 г. N 469-ст;
- ГОСТ ИСО/МЭК 16390-2005 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики Interleaved 2 of 5 (2 из 5 чередующийся)", введенный в действие Приказом Росстандарта от 16 марта 2006 г. N 32-ст;
- ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957;
- ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка", утв. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 октября 1984 г. N 3812, и др.
5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи на грузоотправителя возлагается обязанность приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Российской Федерации.
Также грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Это документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям технических регламентов или другим установленным законом требованиям.
Пример: в суде рассматривалось дело по иску ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" к индивидуальному предпринимателю Д. о взыскании провозной платы за фактически пройденное грузом расстояние, штрафа. Суд пояснил, что согласно п. 5 комментируемой статьи грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной дополнительно предусмотренные правилами документы. В частности, необходимо санитарное свидетельство - документ, удостоверяющий, что перевозимые пищевые продукты и продукты животноводства пригодны для потребления людьми и указывающий на формы (средствах и методах) проведенного контроля. Аналогичное значение имеет фитосанитарное свидетельство относительно продуктов растительного происхождения. Паспорта качества должны прилагаться к накладной на грузы, для которых такие документы предусмотрены изготовителем и условиями договора грузоотправителя с получателем. Ими удостоверяются потребительские свойства груза, обусловленные самим его назначением.
В соответствии с п. 1 ст. 120 КВВТ за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние его перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Судом установлено, что в дорожной ведомости N 103322 грузоотправителем указан род предъявленного к перевозке груза "мука". В действительности отправлены продовольственные товары, что ответчиком не оспаривается. Истцом в подтверждение представлены счет и накладная. В ответе на запрос ответчик сообщил, что в контейнере по накладной N 103222 находились морозобоящиеся продукты питания с ограниченным сроком годности. С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика штрафа в рассчитанном на основании ст. 120 КВВТ размере (см. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2015 г. N 04АП-6578/2014 по делу N А58-4170/2014).
6. Согласно п. 6 комментируемой статьи правилами перевозок грузов могут быть установлены сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок.
Указанные сроки зависят от сроков навигации и навигационных условий.
Сроки навигации определяются Росморречфлотом.
В проекте Правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, подготовленном Минтрансом 27 июня 2017 г. <102>, срокам прекращения обязательного приема грузов посвящена гл. VI. В ней определено, что:
1) перевозка грузов на внутреннем водном транспорте должна осуществляться в пределах сроков работы средств навигационного оборудования, сроков работы судоходных гидротехнических сооружений;
2) на внутренних водных путях без средств навигационной обстановки перевозка грузов на внутреннем водном транспорте должна осуществляться в период фактических дат очищения судовых ходов ото льда до начала льдообразования;
3) администрации должны включать информацию о сроках открытия, закрытия и продления навигации, прогноза образования льда на внутренних водных путях, в выпускаемую ими оперативную путевую информацию, а также размещать ее на своем официальном сайте в сети Интернет. Также администрации должны доводить эту информацию до сведения организаций внутреннего водного транспорта, осуществляющих судоходство в соответствующем бассейне внутренних водных путей, в том числе до грузоотправителей и грузополучателей;
4) сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок устанавливаются с целью:
- обеспечения доставки грузов в пределах сроков работы категорий средств навигационного оборудования, сроков работы судоходных гидротехнических сооружений с учетом прогноза образования льда на внутренних водных путях;
- определения ответственности перевозчика за сроки доставки грузов, которая заканчивается днем прекращения обязательного приема грузов для перевозки;
- обеспечения своевременного возврата судна к месту зимнего отстоя;
5) сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок устанавливаются для участков внутренних водных путей в зависимости от сроков действия средств навигационного оборудования и сроков прекращения пропуска судов через судоходные гидротехнические сооружения, прогнозных дат образования льда на внутренних водных путях, сроков доставки грузов и возврата судна к месту зимнего отстоя.
--------------------------------
<102> URL: https://regulation.gov.ru/p/67678 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
Также разработанные Правила предусматривают право перевозчика отказаться от перевозки груза, если перевозчик по каким-либо причинам определяет, что не сможет выполнить перевозку груза, приняв его на борт судна до наступления срока прекращения обязательного приема грузов для перевозки.
Перевозка грузов, принятых к перевозке после наступления сроков обязательного прекращения приема груза к перевозке, может быть осуществлена на усмотрение грузовладельца, под его ответственность.
Прием грузов для перевозки может производиться в соответствии с условиями договора перевозки грузов в части, не предусмотренной указанными Правилами.
Непосредственно сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок определены в приложении 11 к Правилам, которые планируется утвердить проектом приказа.
В отсутствие утвержденных правил перевозок грузов стороны могут установить сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок в самом договоре перевозки.