Статья 68 КВВТ РФ. Договор об организации перевозок грузов (действующая редакция)
1. Перевозчики, грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать договоры об организации перевозок грузов. В соответствии с договором об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель - предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме. Таким договором устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные не предусмотренные настоящим Кодексом и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов.
2. При заключении договора об организации перевозок грузов перевозки грузов в определенном рейсе осуществляются в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок грузов. Условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 68 КВВТ РФ
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи в случае систематических перевозок у перевозчиков, грузовладельцев имеется возможность заключения договоров об организации перевозок грузов (см. также комментарий к ст. 66).
Статьей 798 ГК установлено, что перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В рамках заключаемого договора перевозчик обязан в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель - предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме.
Договор об организации перевозок грузов носит организационный характер, что следует уже из его названия. Данный договор по своей правовой природе является консенсуальным. Данным договором устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные не предусмотренные КВВТ и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов. Таким образом, в случае несогласования указанных существенных условий договор будет являться незаключенным.
Обращаем внимание на то, что договор об организации перевозок не заменяет договор перевозки груза, хотя в практической деятельности стороны нередко используют данный договор непосредственно в качестве основного договора перевозки груза.
Пример: в ходе разбирательства дела о взыскании долга за оказанные услуги и пени по договору на организацию перевозок грузов судом было установлено, что между ОАО "Енисейское речное пароходство" (пароходство) и ООО "Компания "Север" (клиент) заключен договор на организацию перевозок грузов от 16 июня 2014 г., по которому в навигационный период (с июля по сентябрь включительно) 2014, 2015, 2016 годов пароходство обязалось доставить вверенный ему клиентом груз из пункта отправления Лабытнанги в пункт назначения Сабетта и выдать груз клиенту или уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), указанному в товарной накладной, а клиент обязался уплатить за перевозку груза установленную плату.
В договоре указано, что при предъявлении груза к перевозке клиент предоставляет пароходству оформленную транспортную накладную; к транспортной накладной клиент прикладывает сертификаты, паспорта качества, технические условия на перевозку и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 6.2). В подтверждение приема груза к перевозке пароходство проставляет календарный штемпель в транспортной накладной и выдает клиенту квитанцию о приеме груза для перевозки (п. 6.7). Оформленная транспортная накладная следует с грузом до пункта назначения и выдается уполномоченному представителю клиента под роспись в дорожной ведомости; дорожная ведомость остается у пароходства после росписи в ней клиента о получении груза (п. 6.8).
Суд установил, что заключенный сторонами договор на организацию перевозок грузов от 16 июня 2014 г. по своей правовой природе является договором перевозки грузов судами внутреннего водного транспорта.
Как следует из материалов дела, порядок определения наименования и количества груза, тарифов по его доставке, пункты отправления и назначения, а также срок окончательного расчета за оказанные перевозчиком услуги согласованы сторонами в данном договоре. Наличие недостатков в дорожной ведомости, связанных с ее оформлением, само по себе не свидетельствует об отсутствии перевозки груза и его неполучении ответчиком. Учитывая, что факт оказания истцом услуг по перевозке грузов внутренним водным транспортом подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, требование истца о взыскании с ответчика долга правомерно признано судами подлежащим удовлетворению в полном объеме (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 г. по делу N А33-1510/2015).
2. Поскольку договор об организации перевозок носит организационный характер и, по сути, является предварительным, в п. 2 комментируемой статьи закрепляется правило, что перевозки грузов в определенном рейсе осуществляются в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок грузов.
При этом условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором.
По нашему мнению, договор об организации перевозок по своей природе тяготеет к рамочному договору. Согласно ст. 429.1 ГК рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.
Договор об организации перевозок рассчитан на установление длительных отношений между его сторонами и является базой для них.
Пример: в ходе рассмотрения дела о взыскании задолженности по договору об организации перевозок, неустойки за нарушение обществом сроков оплаты оказанных пароходством услуг судом было отмечено, что договор об организации перевозок грузов, опосредуя обязанность перевозчика в установленные сроки принимать грузы и обязанность грузовладельца предъявлять грузы в обусловленном объеме к перевозке, является юридической предпосылкой заключения договоров перевозки конкретных грузов, при этом определенные в тексте договора N 08-06-38 и дополнительных соглашениях N 1, N 2, N 3 условия перевозок, включая размеры провозной платы, распространяются на указанные договоры перевозки (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2012 г. N 15АП-2033/2012 по делу N А32-13321/2011).