Статья 27.14.1 КоАП РФ. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации (действующая редакция)
1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 10.1 части 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса, осуществляется в соответствии со статьей 27.14 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.
2. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата арестованных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса, подлежит незамедлительному освобождению после внесения залога в порядке, предусмотренном статьей 27.18 настоящего Кодекса.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 27.14.1 КоАП РФ
Комментируемая ст. 27.14.1 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как арест судна, доставленного в порт Российской Федерации. Данная обеспечительная мера осуществляется по правила, установленным ст. 27.14 КоАП РФ, в учетом положений настоящей статьи.
Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации, осуществляется:
- должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ);
- должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море (п. 10.1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).
Часть 2 комментируемой статьи посвящена порядку ареста судна, доставленного в порт Российской Федерации. Норма является отсылочной, поскольку порядок реализации данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452 "О хранении, содержании, обеспечении безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещении владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа".
Хранение арестованного судна заключается в размещении его в специально отведенном месте, обеспечении сохранности данного судна, предотвращении несанкционированного доступа к нему и недопущения несанкционированных действий с ним (п. 2). Содержание арестованного судна включает снабжение его электроэнергией, топливом, водой в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности экипажа и безопасной стоянки судна (п. 3). Обеспечение безопасной стоянки арестованных судов включает в себя мероприятия по обеспечению живучести судна, то есть его способности противостоять аварийным повреждениям, в том числе мероприятия по восстановлению и поддержанию судна в состоянии, пригодном для его использования (п. 4).
Должностное лицо пограничного или таможенного органа после принятия решения о доставлении судна в морской порт Российской Федерации незамедлительно информирует об этом капитана порта, в который будет доставлено судно. Доставленные в порт суда помещаются в отведенные районы якорной стоянки для задержанных или арестованных судов, которые определяются Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и ФТС России. Местоположение района якорной стоянки должно обеспечивать возможность контроля за арестованными судами. О задержании иностранного судна уполномоченное должностное лицо незамедлительно информирует МИД России.
Уполномоченное должностное лицо после принятия решения о задержании судна объявляет судовладельцу и (или) капитану судна об ограничении права пользования и распоряжения судном и находящимся на нем имуществом, о чем делается запись в соответствующем протоколе.
Пользование арестованными судами, находящимся на них имуществом допускается для выполнения мероприятий, касающихся обеспечения жизнедеятельности экипажа, соблюдения требований в области охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения, а также требований безопасности мореплавания (включая мероприятия по обеспечению безопасной стоянки и содержанию судна).
Арестованные суда находятся в районах якорной стоянки или у причала порта. Причал порта должен соответствовать условиям, обеспечивающим безопасную стоянку арестованных судов, в том числе в штормовую погоду, возможность проведения грузовых операций и принятия мер по охране указанных судов.
В случаях отсутствия судовладельца и капитана судна арестованное судно передается для хранения, содержания и обеспечения безопасной стоянки организации, которая оказывает указанные услуги в соответствии с учредительными документами и с которой пограничным или таможенным органом заключается договор хранения. В случае наличия на арестованном судне экипажа обеспечение его жизнедеятельности осуществляется в рамках мероприятий по содержанию судна.
Требования, предъявляемые к оказанию услуг по обеспечению безопасной стоянки арестованных судов в портах, определяются Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и ФТС России.
Арестованное судно возвращается судовладельцу или капитану судна после оплаты ими расходов, предусмотренных договором хранения.
Хранитель определяется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, подтверждающие передачу (помещение) арестованного судна на хранение, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.
Возмещение владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением арестованного судна, обеспечением жизнедеятельности его экипажа, осуществляется хранителем или иным лицом, обеспечивающим хранение арестованного судна (п. п. 5 - 18).
3. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, в качестве которого применена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как арест судна, подлежит незамедлительному освобождению после внесения за него залога.
Залог за арестованное судно состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.18 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что применение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении возможно при совершении следующим административных правонарушений:
"нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море" (ч. 2 статьи 8.17 КоАП РФ);
"нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.18 КоАП РФ);
"нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.19 КоАП РФ);
"незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.20 КоАП РФ);
"те же действия (что перечислены в ч. 1 ст. 11.7.1 КоАП РФ), если они сопряжены с незаконным воспрепятствованием движению судов морского транспорта и (или) производственной деятельности и (или) блокированием транспортных коммуникаций в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ).