Статья 23.34 КоАП РФ. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор (действующая редакция)
1. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, 6.25, 8.32, 8.32.3, 11.16, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, статьей 20.4 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3.1) главные государственные инспектора территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители;
4) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
5) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
7) государственные инспектора территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;
8) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), его заместители;
9) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, утилизации, использовании взрывчатых материалов промышленного назначения, при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного горного надзора, его заместители;
10) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах, их заместители;
11) главные государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, их заместители;
12) государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.
3. Должностные лица, указанные в пунктах 5 - 7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 23.34 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Постановление N 56-АД15-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Изменяя квалификацию деяния ОАО «Труд» с части 5 статьи 20.4 на часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ и рассматривая настоящее дело по существу, судья районного суда не принял во внимание положения следующих норм КоАП РФ. В соответствии со статьей 23.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ) рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 данного Кодекса подведомственно должностным лицам органов, осуществляющих государственный пожарный надзор...
-
Решение Верховного суда: Постановление N 80-АД14-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (статья 29.1 КоАП РФ). В соответствии со статьей 23.34 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ, подведомственно должностным лицам органа, осуществляющего государственный пожарный надзор...
-
Решение Верховного суда: Постановление N 80-АД14-4, Судебная коллегия по административным делам, надзор
наличии оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов. • Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (статья 29.1 КоАП РФ). В соответствии со статьей 23.34 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ, подведомственно должностным лицам органа, осуществляющего государственный пожарный надзор...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 23.34 КоАП РФ
1. Комментируемая ст. 23.34 КоАП РФ посвящена органам, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
Часть первая ст. 23.34 КоАП РФ устанавливает компетенцию органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий.
При этом полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом "О пожарной безопасности", могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Следует отметить, что в соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385, Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через органы управления, подразделения и организации, в число которых входят органы государственного пожарного надзора.
Порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора установлен Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода.
Органами государственного пожарного надзора являются:
1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
2) территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона "О пожарной безопасности";
3) объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
4) территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
5) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации (Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации), в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность указанные федеральные органы исполнительной власти, в рамках своей компетенции.
Руководитель соответствующего органа государственного пожарного надзора по должности одновременно является:
- главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;
- главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;
- главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий, установленных лесным законодательством.
В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляют следующие органы государственного надзора:
а) Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения - при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков в случае, когда соответствующие полномочия не переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности;
б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ее территориальные органы и природоохранные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, - при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения;
в) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.
Федеральный государственный пожарный надзор на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1170 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности", федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (см.: Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Так, в силу п. 5.3.1.8 Положения, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ и при ведении взрывных работ.
К административным правонарушениям в данной сфере относятся:
- нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24 КоАП РФ);
- несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (ст. 6.25 КоАП РФ);
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ);
- невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (ст. 8.32.3 КоАП РФ);
- нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ);
- нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ч. ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ);
- недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ);
- нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ);
- нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ);
- непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (ч. ч. 1 - 4 ст. 14.46.2 КоАП РФ);
- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).
2. В части второй комментируемой статьи определены категории должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор. Такими полномочиями наделены:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3.1) главные государственные инспектора территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители;
4) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
5) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
7) государственные инспектора территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;
8) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), его заместители;
9) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, утилизации, использовании взрывчатых материалов промышленного назначения, при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного горного надзора, его заместители;
10) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах, их заместители;
11) главные государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, их заместители;
12) государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.
В части третьей комментируемой статьи установлены виды должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами. К ним относятся:
- государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
- государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
- государственные инспектора территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.