Статья 15.15.1 КоАП РФ. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (действующая редакция)
1. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
4. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, с нарушением срока -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 15.15.1 КоАП РФ
Комментируемая ст. 15.15.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом.
Данная статья и ряд других статей КоАП РФ (15.15.1 - 15.15.16) введены в действие Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим же нормативным правовым актом Бюджетный кодекс РФ был дополнен гл. 30 "Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение", в соответствии с которой бюджетные меры принуждения применяются: за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7); нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).
Следует отметить, что, несмотря на однородность объектов и совпадение объективных сторон составов правонарушений, зафиксированных в соответствующих статьях КоАП РФ (ст. ст. 15.15.1 - 15.15.3) и Бюджетного кодекса РФ (ст. ст. 306.6 - 306.8), данные составы формально-юридически закреплены в различных кодифицированных актах. Причинами данного разграничения являются:
1) субъектный состав участников бюджетных правоотношений и потенциальных правонарушителей бюджетного законодательства, зафиксированный в Бюджетном кодексе РФ и КоАП РФ;
2) специальные принудительные меры для правонарушителей, прописанные в БК РФ.
Правильной квалификации выявленных нарушений бюджетного законодательства призван способствовать приведенный Федеральным казначейством классификатор нарушений (рисков), выявляемых в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденный 19 декабря 2017 г.
Со статьей 15.15.1 КоАП РФ корреспондирует ст. 306.6 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
Следует иметь в виду, что с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России, оно приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, которая, по информации Банка России от 14.12.2018, от 08.02.2019 с 17 декабря 2018 года составляет 7,75% годовых.
Дела об административных правонарушениях по комментируемой ст. 15.15.1 КоАП РФ рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере - Федеральное казначейство (ч. 3 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ), и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ):
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.1 КоАП РФ составляют должностные лица указанных выше органов (п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
В случаях, если дела об административных правонарушениях по ст. 15.15.1 КоАП РФ возбуждены инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля, они рассматриваются судьями.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.1 КоАП РФ, в целях усиления финансового контроля за участниками бюджетного процесса введен двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.1 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области бюджетного регулирования, поскольку неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом порождает негативные последствия для правоотношений в области охраны бюджетных средств, влияет на состояние защищенности государственных интересов и интересов граждан Российской Федерации (решение Арбитражного суда Самарской области от 2 июня 2014 г. по делу N А55-1746/2014).
Вместе с тем судебная практика допускает возможность освобождения от административной ответственности за совершение данного административного правонарушения за его малозначительностью (Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Условиями признания малозначительным административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.1 КоАП РФ являются: незначительность размера процентов за пользование бюджетным кредитом за каждый из вменяемых периодов; непродолжительность нарушенного срока возврата процентов; отсутствие умысла на нарушение срока возврата процентов, что не создало серьезной угрозы охраняемым общественным отношениям и не нанесло существенного ущерба финансовым интересам государства, правам и законным интересам других лиц (Постановление мирового судьи Багратионовского района Калининградской области от 25 января 2017 г. по делу N 5-34/2017).
Комментируемая ст. 15.15.1 КоАП РФ содержит четыре состава административных правонарушений. Все они связаны с нарушениями в области бюджетного кредитования.