Статья 243 КАС РФ. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (действующая редакция)
1. О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию.
2. Административные дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.
3. О времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
4. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.
5. При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:
1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;
2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.
6. При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации правила упрощенного (письменного) производства по административным делам применению не подлежат.
7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 243 КАС РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 56-АПГ16-11, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Спасска-Дальнего, ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ, а также Бардаш А.В. и Навроцкая О.В. не явились. На основании статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие...
-
Решение Верховного суда: Определение N 20-АПГ16-18, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Доводы жалобы о нарушении судом процессуальных норм также являются необоснованными, поскольку причины неявки административного истца и его представителя в судебное заседания суд обоснованно признал неуважительными, что на основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствовало рассмотрению дела в отсутствие указанных лиц. Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 243 КАС РФ
Так, указанной ст. 260.1 ГПК РФ наряду с прочим устанавливалось следующее:
- заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела (ч. 1);
- заявление избирателя, участника референдума об обжаловании решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с участием лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, а также с участием территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум, которые обязаны представить в суд письменное подтверждение факта участия либо неучастия избирателя, участника референдума в соответствующих выборах, референдуме на указанном в заявлении избирательном участке, участке референдума (ч. 1.1, введена Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ);
- суд извещает избирательную комиссию, комиссию референдума о принятии к рассмотрению заявления о расформировании этой избирательной комиссии, комиссии референдума. Дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей (ч. 2).
Как разъяснялось в п. 27 Постановления Пленума ВС России 2011 г. N 5 (в ред. Постановления Пленума ВС России от 9 февраля 2012 г. N 3), суду следует, помимо лиц, указанных в ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ, привлекать к участию в деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и иных лиц, права и охраняемые интересы которых могут быть затронуты судебным решением; так, при оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу к заинтересованным лицам относится также и кандидат, решение о регистрации которого оспаривается; если истек срок полномочий окружных и участковых избирательных комиссий, комиссии референдума, решение, действие (бездействие) которых оспаривается, к участию в деле в качестве заинтересованного лица следует привлекать комиссию, которая организовала подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума; неявка в суд кого-либо из привлеченных к участию в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в т.ч. посредством СМС-сообщения в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ).
Часть 2 ст. 243 КАС РФ дублирует положения п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 29 данного Кодекса, предусматривающие, что в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально: административные дела о расформировании избирательных комиссий (п. 2); административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК России о результатах выборов Президента РФ, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, о результатах референдума РФ (п. 3). Кроме того, продублировано положение ч. 1 указанной статьи, согласно которому коллегиальное рассмотрение административных дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей.
В ч. 5 ст. 243 КАС РФ воспроизведены с соответствующими изменениями положения ч. 3 ст. 260.1 ГПК РФ, устанавливавшие, что при рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению иска не могут быть:
1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;
2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.
Новым в ч. 5 ст. 243 КАС РФ является запрет применения при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ такой меры предварительной защиты к административному исковому заявлению, как приостановление деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума.
В п. 28 Постановления Пленума ВС России 2011 г. N 5 разъяснялось, что исходя из положений ст. 139 ГПК РФ суд вправе принять меры по обеспечению заявленных требований во всяком положении дела, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение решения; при этом указанные меры не должны приводить к необоснованному нарушению прав и свобод избирателей, создавать препятствия к осуществлению избирательными комиссиями своих полномочий, предоставленных законодательством.
Часть 6 ст. 243 КАС РФ исключает возможность рассмотрения и разрешения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ по новым правилам гл. 33 "Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства" данного Кодекса.
В ч. 7 ст. 243 КАС РФ предусмотрена и регламентирована возможность привлечения ЦИК России в лице ее представителя судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ для дачи заключения по этому делу. В ГПК РФ такие положения закреплены не были, но ст. 47 данного Кодекса содержит общие положения об участии в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу. Пункт 14 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что ЦИК России вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ данному Закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 56 КАС РФ в доверенности, выданной ЦИК России, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено.