Актуально
Гражданский кодекс, N 14-ФЗ | ст. 793 ГК РФ
Статья 793 ГК РФ. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке (действующая редакция)
1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=""></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
--
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Судебная практика по статье 793 ГК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС17-7459, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Удовлетворяя требовании в части, суды, руководствуясь статьями 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 67, 69, 79, 120 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, исходя из совокупности доказательств применительно к статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности факта перевозки груза ответчика и отсутствии доказательств оплаты стоимости перевозки...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-11466, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 784, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», суды пришли к выводу о доказанности факта нарушения срока доставки грузов со стороны ответчика и правомерности взыскания с него пени за просрочку доставки грузов...
-
Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС17-9534, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались статьями 7, 8, 307, 309, 310, 784, 785, 793, главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», статьями 25, 26, 27, 98, 119 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ), пунктом 4 § 3 статьи 16, § 1 статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), Правилами перевозок грузов СМГС Рекомендациями МИ 3115-2008 «Государственная система обеспечения единства измерений...
Изменения документа
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=""></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
--
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Заказать документ онлайн
Всего от 1000 рублей юридически грамотный документ будет у Вас не выходя из дома
Комментарий к ст. 793 ГК РФ
1. ГК РФ установлены правила об ответственности за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств (ст. 794 ГК РФ), за задержку отправления пассажира (ст. 795 ГК РФ), за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796 ГК РФ). Правила об ответственности за нарушение обязательств по перевозке также установлены главой VII УЖТ РФ, ст. ст. 186 - 196 и § 8 гл. 8 КТМ РФ, главой 6 УАТиНГЭТ, главой XV КВВТ РФ, глава XVII ВзК РФ. Кроме того, исходя из принципа свободы договора, стороны в своем соглашении могут предусмотреть иную ответственность.
Транспортные уставы и кодексы устанавливают ответственность пассажира за искажение наименования багажа, а также сведений о свойствах багажа, при перевозке которого требуются особые меры предосторожности. Так, на железнодорожном транспорте в этом случае пассажир уплачивает штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа (ст. 111 УЖТ РФ). Пассажир несет ответственность за полную или частичную утрату, повреждение (порчу) им имущества железнодорожного транспорта, в том числе предоставленного ему в пользование в процессе перевозки. За такое правонарушение с пассажира взимается стоимость утраченного или поврежденного (испорченного) имущества в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 112 УЖТ РФ).
2. В договоре может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика по сравнению с ответственностью, установленной ГК РФ, транспортными уставами и кодексами и иными законами (ст. 123 ВзК РФ). Исключения представляют случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами. Так, ст. 175 КТМ РФ допускает, что при перевозке определенного груза, если род, вид и состояние груза, сроки перевозки груза, а также условия, при которых должна осуществляться перевозка груза, оправдывают заключение особого соглашения, перевозчик вправе заключать соглашение об освобождении его от ответственности или уменьшении пределов его ответственности:
- с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи;
- если не выдается коносамент и согласованные условия перевозки груза включены в документ, который не является товарораспорядительным документом и содержит отметку об этом.
Не согласуются с требованиями ГК РФ правила, установленные ст. ст. 37 УАТиНГЭТ, 114 УЖТ РФ и 122 КВВТ РФ, которые распространяют данные ограничения не только на перевозчиков, но и на грузоотправителей и грузополучателей. Поскольку приведенные нормы противоречат требованиям ГК РФ, то при их применении следует руководствоваться ГК РФ, поскольку он пользуется приоритетом перед транспортными уставами и кодексами.
Повышение пределов ответственности перевозчика на основании договора о перевозке пассажиров на практике труднореализуемо, поскольку в подавляющем большинстве случаев данное соглашение является договором присоединения и оформляется проездным билетом, представляющим собой стандартизированный документ.
3. Применимое законодательство:
- ВзК РФ;
- КВВТ РФ;
- КТМ РФ;
- УАТиНГЭТ;
- УЖТ РФ.
4. Судебная практика:
- Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 12367/09;
- Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2003 N 7127/03;
- Определение ВАС РФ от 14.01.2011 N ВАС-18215/10;
- Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 N 11АП-7578/11;
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2014 N Ф09-5870/14 по делу N А60-33236/2013;
- Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.05.2007 N Ф03-А73/07-1/1405;
- Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.03.2000 N Ф03-А51/00-1/305;
- Обзор практики ФАС Западно-Сибирского округа по рассмотрению споров, вытекающих из отношений перевозки грузов железнодорожным транспортом (утв. Постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 30.04.2010 N 2);
- Постановление кассационной инстанции - Президиума Архангельского областного суда от 14.11.2012 N 44г-26/12.