Примерный текст инструкции по организации рабочих мест службы персонала предприятия
Примерный текст инструкции по организации рабочих мест службы персонала
I. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция устанавливает требования к организации компьютеризованных рабочих мест (КРМ) службы персонала... (указать наименование предприятия в соответствии с учредительными документами) (далее - предприятие).
1.2. Настоящая инструкция разработана в соответствии с положениями государственных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118, и с учетом специфики организации и содержания деятельности службы персонала предприятия.
1.3. Требования настоящей инструкции являются обязательными для исполнения всеми работниками службы персонала предприятия, ответственными за организацию и (или) эксплуатацию компьютеризованных рабочих мест.
II. Требования к помещениям, предназначенным для организации рабочих мест службы персонала
2.1. Помещения службы персонала предприятия, предназначенные для организации и последующей эксплуатации КРМ, должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в составе КРМ в указанных помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.
2.2. Естественное и искусственное освещение в указанных помещениях должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации.
2.3. Оконные проемы в указанных помещениях должны быть оборудованы жалюзи или плотными занавесями.
2.4. Площадь на одно КРМ должна составлять не менее 6 кв. м. При использовании в составе КРМ ПЭВМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 кв. м на одно рабочее место.
2.5. Для внутренней отделки интерьера помещений службы персонала, оборудованных КРМ, должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8, для стен - 0,5 - 0,6, и для пола - 0,3 - 0,5. Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера указанных помещений при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.
2.6. Помещения службы персонала, оборудованные КРМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. При этом не следует размещать КРМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.
2.7. В помещениях службы персонала, оборудованных КРМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1а и 1б в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами микроклимата производственных помещений.
2.8. В помещениях службы персонала, оборудованных КРМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы.
2.9. Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе указанных помещений должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам.
2.10. Содержание вредных химических веществ в воздухе указанных помещений не должно превышать предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в соответствии с действующими гигиеническими нормативами.
III. Требования к организации и эксплуатации рабочих мест
3.1. При размещении в помещениях службы персонала КРМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
3.2. КРМ, предназначенные для выполнения работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания (например, аналитической и пр.), должны быть изолированы друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.
3.3. Экран видеомонитора ПЭВМ в составе КРМ должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
3.4. Конструкция рабочего стола в составе КРМ должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, а также характера выполняемой работы. Допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы ВДТ ПЭВМ были ориентированы боковой стороной к световым проемам, а естественный свет падал преимущественно слева.
3.5. Высота рабочей поверхности стола в составе КРМ должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм. При отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ в составе КРМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм. Рабочий стол в составе КРМ должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
3.6. Конструкция рабочего стула (кресла) в составе КРМ должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе и позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
3.7. Тип рабочего стула (кресла) в составе КРМ следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. Кроме того, конструкция рабочего стула в составе КРМ должна обеспечивать:
3.7.1. Ширину и глубину поверхности сиденья - не менее 400 мм.
3.7.2. Поверхность сиденья - с закругленным передним краем.
3.7.3. Регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углом наклона плюс 15° - минус 5°.
3.7.4. Высоту опорной поверхности спинки 280 - 320 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм.
3.7.5. Угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах +/- 30°.
3.7.6. Регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм.
3.7.7. Стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм.
3.7.8. Регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 200 - 260 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками - в пределах 350 - 500 мм.
3.8. КРМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину - не менее 400 мм, регулировку по высоте - в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки - до 20°. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
3.9. ПЭВМ в составе КРМ должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
3.10. Допустимые уровни звукового давления и уровней звука, создаваемого ПЭВМ в составе КРМ, не должны превышать значений, представленных в Приложении 1 (таблица 2) к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
3.11. Временные допустимые уровни электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПЭВМ в составе КРМ, не должны превышать значений, представленных в Приложении 1 (таблица 3) к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
3.12. Допустимые визуальные параметры устройств отображения информации представлены в Приложении 1 (таблица 4) к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
3.13. Концентрации вредных веществ, выделяемых ПЭВМ в составе КРМ в воздух помещений службы персонала, не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных для атмосферного воздуха.
3.14. Мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ (на электронно-лучевой трубке) ПЭВМ в составе КРМ при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 1 мкЗв/ч (100 мкР/ч).
3.15. Конструкция ПЭВМ в составе КРМ должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении для обеспечения фронтального наблюдения экрана ВДТ.
3.16. Дизайн ПЭВМ в составе КРМ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. В частности, корпус ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,4 - 0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.
3.17. Конструкция ВДТ ПЭВМ в составе КРМ должна предусматривать регулирование яркости и контрастности.
3.18. Клавиатуру ПЭВМ в составе КРМ следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к работнику, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
IV. Требования к освещению, уровню электромагнитных полей, шума и вибрации на рабочих местах
4.1. В помещениях службы персонала, оборудованных КРМ, уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, установленных для соответствующих видов работ действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.
4.2. Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.
4.3. В помещениях службы персонала, оборудованных КРМ, уровень вибрации не должен превышать допустимых значений вибрации, установленных для рабочих мест (категория 3, тип "в") действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.
4.4. Искусственное освещение в указанных помещениях должно осуществляться системой общего равномерного комбинированного освещения, в соответствии с которой к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов.
4.5. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на экране ВДТ ПЭВМ. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.
4.6. Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/кв. м. Следует, кроме того, ограничивать отраженную блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость бликов на экране ПЭВМ не должна превышать 40 кд/кв. м и яркость потолка не должна превышать 200 кд/кв. м.
4.7. Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в указанных помещениях должен быть не более 20, а показатель дискомфорта - более 40.
4.8. Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50° до 90° с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/кв. м, а защитный угол светильников - не менее 40°. Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40°.
4.9. Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ПЭВМ в составе КРМ, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 - 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования - 10:1.
4.10. В качестве источников света при искусственном освещении в указанных помещениях следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе галогенных.
4.11. В указанных помещениях следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
4.12. Временные допустимые уровни ЭМП в указанных помещениях не должны превышать значений, представленных в Приложении 2 (таблица 1) к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Предельно допустимые значения визуальных параметров ВДТ в составе КРМ - представленных в Приложении 2 (таблица 3) к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
V. Заключительные положения
5.1. Настоящая инструкция вступает в действие с момента утверждения руководителем предприятия.
5.2. Настоящая инструкция подлежит переутверждению в случае внесения существенных изменений в ее содержание, но не реже одного раза в 5 лет.
Источник - "Справочник кадровика: практическое пособие", "Проспект"
- Примерный текст положения об отделе делопроизводства службе персонала предприятия
- Примерный текст положения о службе персонала предприятия
- Примерный текст правил внутреннего трудового распорядка предприятия
- Примерный текст коллективного договора между администрацией и работниками предприятия
- Примерный текст социального кодекса предприятия