Примерный текст положения о службе персонала предприятия
Примерный текст положения о службе персонала предприятия
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок функционирования службы персонала... (указать наименование предприятия в соответствии с учредительными документами) (далее - предприятие). Нормы и правила, содержащиеся в настоящем положении, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами и структурными подразделениями службы.
1.2. Целью службы персонала предприятия является обеспечение полного и своевременного удовлетворения текущих и перспективных потребностей предприятия в персонале посредством комплектования структурных подразделений необходимым количеством работников требуемых специальностей и квалификации.
1.3. Решение задач кадрового обеспечения предприятия возлагается на штатную службу персонала, организационно входящую в управление предприятия.
1.4. Непосредственное руководство службой персонала осуществляет ее руководитель. Руководитель службы является прямым начальником для всех ее сотрудников. Он в свою очередь подчиняется генеральному директору предприятия.
1.5. Нормирование труда сотрудников службы персонала, постановка задач, расчет общей численности и загрузки осуществляются на основе действующих Единых норм времени и выработки, инв. N...
1.6. Условия труда сотрудников службы персонала, организация их рабочих мест определяются и регулируются в соответствии с действующими внутриотраслевыми стандартами, санитарными нормами, инв. N...
1.7. Деятельность сотрудников службы персонала регламентируется соответствующими должностными инструкциями. Разработка должностных инструкций осуществляется заместителем руководителя службы на основе квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам. Их подписывает руководитель службы, а утверждает генеральный директор. Должностные инструкции подлежат переработке в случае изменений в задачах службы или содержании обязанностей ее сотрудников, но не реже чем один раз в 5 лет.
1.8. В своей работе служба персонала руководствуется настоящим положением, законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти, распорядительными документами вышестоящих органов управления и предприятия, а также иными действующими руководящими документами по вопросам управления персоналом.
1.9. Для обеспечения повседневной деятельности служба персонала имеет круглую печать с обозначением своего полного и сокращенного наименования и указанием на принадлежность к предприятию (на правах одного из его структурных подразделений), а также необходимые штампы, используемые в строгом соответствии с предназначением.
II. Структура и состав службы
2.1. Организационно-штатная структура и численный состав службы персонала определяются исходя из содержания и объема возлагаемых на нее задач и утверждаются решением генерального директора по представлению руководителя службы. Изменения в организационно-штатной структуре и численном составе службы производятся приказом генерального директора о введении в действие нового штатного расписания (организационной структуры) службы.
2.2. В целях обеспечения эффективной работы службы персонала в ее организационно-штатную структуру включены: административный отдел; отдел кадров; отдел рекрутинга; отдел адаптации, мотивации и тренинга; отдел контроллинга; отдел ротации; отдел обеспечения. Организационно-штатная структура службы приведена в приложении 1 1 к настоящему положению.
1 Здесь не приводится.
2.3. Численный состав сотрудников службы персонала распределяется по категориям (руководители, специалисты, исполнители) исходя из содержания и объема задач, возлагаемых на службу, а между ее внутренними структурными подразделениями - исходя из задач соответствующих отделов. Сведения о численном составе сотрудников службы персонала приведены в приложении 2 1 к настоящему положению.
III. Предназначение службы
3.1 Целью деятельности службы персонала является организационно-документационное обеспечение управления персоналом предприятия.
3.2. Для реализации цели своего предназначения служба персонала решает следующие основные задачи:
3.2.1. Прием сотрудников на работу.
3.2.2. Учет сотрудников (в т.ч. автоматизированный).
3.2.3. Ведение документов персонального учета.
3.2.4. Рекрутинг сотрудников для предприятия.
3.2.5. Расстановка сотрудников предприятия.
3.2.6. Адаптация сотрудников предприятия.
3.2.7. Тренинг сотрудников предприятия.
3.2.8. Мотивация сотрудников предприятия.
3.2.9. Ротация сотрудников предприятия.
3.2.10. Работа с временно отсутствующими сотрудниками предприятия (находящимися в отпусках, на больничных, в командировках и пр.).
3.2.11. Контроллинг работы сотрудников предприятия.
3.2.12. Увольнение сотрудников предприятия по основаниям и в случаях, предусмотренных законодательством и локальными актами предприятия.
3.2.13. Организация профессиональной подготовки сотрудников предприятия за его пределами.
3.2.14. Организация приема сотрудников предприятия по служебным и личным вопросам.
3.2.15. Работа с письменными обращениями сотрудников предприятия.
3.2.16. Аналитическая работа по персоналу.
3.2.17. Подготовка отчетов по персоналу.
3.2.18. Планирование работы с персоналом.
3.2.19. Архивная и справочная работа по персоналу.
3.2.20. Организационно-методическое руководство управлением персонала предприятия.
3.2.21. ...
(Другое - указать конкретно.)
3.3. В зависимости от изменений в направленности и содержании политики предприятия в области управления персоналом могут уточняться и задачи, решаемые службой персонала.
IV. Организация управления службой
4.1. Общая организация управления службой персонала возлагается на руководителя службы. Непосредственное руководство работой ее структурных подразделений осуществляют начальники соответствующих отделов.
4.2. К руководящему составу службы персонала относятся ее руководитель, заместитель руководителя и начальники внутренних структурных подразделений службы.
4.3. Управление повседневной деятельностью службы персонала осуществляется руководителем службы путем отдачи устных и письменных распоряжений (указаний) своим подчиненным.
4.4. При необходимости руководящий состав службы персонала должен уметь организовать управление службой в оперативном режиме, предполагающем сокращение привычных сроков выполнения задач.
V. Организация взаимодействия службы
5.1. Взаимодействие службы с другими подразделениями и должностными лицами предприятия предполагает согласованность выполнения определенных действий (операций, процедур и т.п.) по управлению персоналом предприятия.
5.2. Организационное взаимодействие достигается на основе согласования выполнения необходимых мероприятий по срокам, продолжительности и месту их осуществления.
5.3. Документационное взаимодействие достигается на основе согласования порядка исполнения документов по персоналу.
5.4. Служба персонала в процессе своей деятельности взаимодействует:
5.4.1. С производственными подразделениями - по вопросам контроля за организацией управления персоналом соответствующих подразделений.
5.4.2. С юридической службой - по правовым вопросам, возникающим в процессе реализации мероприятий по управлению персоналом.
5.4.3. Со службой производственного планирования и отчетности - по вопросам производственного планирования и отчетности.
5.4.4. С финансово-экономической службой - по вопросам финансово-экономической деятельности.
5.4.5. Со службой материально-технического обеспечения и административно-хозяйственного обслуживания - по вопросам обеспечения и обслуживания.
5.4.6. С вычислительным центром - по вопросам программно-технического обслуживания (обеспечения).
VI. Организация обеспечения службы
6.1. Обеспечение деятельности службы персонала техническими, материальными и иными средствами осуществляется в соответствии с единым порядком всестороннего обеспечения деятельности, установленным на предприятии.
6.2. Выполнение мероприятий по обслуживанию оргтехники службы, обеспечению защиты информации от несанкционированного доступа возлагается на соответствующие службы предприятия.
VII. Полномочия службы
Служба персонала в пределах своей компетенции вправе:
7.1. Запрашивать у руководителей структурных подразделений (иных должностных лиц) предприятия необходимые данные о работниках, а при приеме на работу и перемещениях работников - мнение руководителей соответствующих структурных подразделений о целесообразности предполагаемых перестановок.
7.2. Требовать при приеме на работу и в других установленных случаях представления соответствующих документов и материалов (трудовых книжек, дипломов об образовании и др.).
7.3. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию службы.
7.4. Давать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения указания по вопросам, относящимся к компетенции службы.
7.5. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по вопросам управления персоналом.
7.6. Вести переписку по вопросам управления персоналом, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию службы и не требующим согласования с руководителем предприятия.
VIII. Ответственность службы
8.1. Служба персонала несет коллективную ответственность за:
8.1.1. Своевременное, полное и качественное выполнение возложенных на нее задач.
8.1.2. Соблюдение требований законодательства, руководящих документов, регламентирующих вопросы управления персоналом.
8.2. Сотрудники службы несут материальную и административную ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
8.3. Привлечение к ответственности сотрудников службы в необходимых случаях инициируется непосредственным начальником сотрудника.
8.4. Ходатайства о применении мер поощрения и взыскания в отношении подчиненных направляются и рассматриваются руководством службы и предприятия установленным порядком.
8.5. Индивидуальная (персональная) ответственность сотрудников службы устанавливается в соответствии с их должностными инструкциями.
IX. Особенности организации работы службы
(В данном разделе, исходя из специфических условий деятельности службы персонала, излагаются особенности организации ее работы.)
X. Заключительные положения
10.1. Изменения, дополнения и уточнения к настоящему положению представляются руководителем службы на рассмотрение генерального директора предприятия. Основанием для внесения соответствующих изменений в текст положения служит письменное распоряжение генерального директора.
10.2. Настоящее положение подлежит переутверждению не реже одного раза в 5 лет и в случаях внесения в содержание существенных изменений, обусловленных изменениями в порядке функционирования службы.
Источник - "Справочник кадровика: практическое пособие", "Проспект"
- Примерный текст правил внутреннего трудового распорядка предприятия
- Примерный текст коллективного договора между администрацией и работниками предприятия
- Примерный текст социального кодекса предприятия
- Примерный текст обязательства об обеспечении сохранности доверенных работнику сведений, отнесенных к коммерческой тайне предприятия
- Примерный текст ученического договора