Инструкция авиационного техника по планеру и двигателям 4-го - 8-го разрядов
Авиационный техник по планеру
и двигателям 4-го - 8-го разрядов
------------------------------ (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ИНСТРУКЦИЯ ------------------------------ (наименование должности) 00.00.0000 N 000 --------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) Авиационного техника 00.00.0000 по планеру и двигателям 4-го - 8-го разрядов 1.1. Авиационный техник по планеру и двигателям является рабочим и подчиняется непосредственно ______________________________________________. (наименование должности руководителя)
1.2. На работу авиационным техником по планеру и двигателям:
- 4-го разряда принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование;
- 5-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 4-го разряда не менее двух лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом);
- 6-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 5-го разряда не менее трех лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом);
- 7-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 6-го разряда не менее трех лет;
- 8-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 7-го разряда не менее трех лет.
1.3. Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда должен знать:
- общие сведения о летно-технических характеристиках летательных аппаратов и воздушных судов (ВС);
- конструкцию, принципиальные и монтажные схемы систем обслуживаемых типов ВС, правила технической эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;
- правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта покрытий и обшивки ВС;
- эксплуатационные зазоры и технические допуски;
- правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены);
- способы обнаружения и устранения неисправностей;
- правила хранения и консервации ВС, двигателей и агрегатов;
- правила и порядок технического обслуживания и подготовки воздушных судов (ВС) к летным испытаниям;
- материалы, применяемые при техническом обслуживании, и их свойства;
- конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых при техническом обслуживании;
- места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений;
- порядок выполнения работ технического обслуживания общего вида (буксировка ВС, принятие его на место стоянки, очистка ВС от наземного обледенения);
- правила приема-передачи ВС экипажу и охране;
- документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения;
- систему допусков и посадок;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- производственную сигнализацию;
- порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
- правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.4. Авиационный техник по планеру и двигателям 5-го разряда должен знать:
- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пункте 1.3 настоящей инструкции;
- эксплуатационные особенности материальной части обслуживаемых летательных аппаратов и ВС, их двигателей и агрегатов;
- технологию подготовки ВС к летным испытаниям, программу летных испытаний, методы доводки и регулировочные работы на ВС после испытаний;
- основные сведения по технологии производства и ремонта ВС и авиадвигателей, методику ресурсных испытаний ВС;
- особенности организации и содержания технического обслуживания ВС на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования;
- порядок хранения авиаГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки самолетов (вертолетов) топливом и маслом;
- порядок запуска и опробования авиадвигателей;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.5. Авиационный техник по планеру и двигателям 6-го разряда должен знать:
- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 и 1.4 настоящей инструкции;
- эксплуатационно-технические данные и конструкцию обслуживаемых летательных аппаратов и ВС в целом, его двигателей и систем, их функции, принцип работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;
- порядок выполнения работ общего вида по запуску и опробованию двигателей и вспомогательных силовых установок (ВСУ);
- порядок проведения дефектации, проверки работоспособности авиатехники (АТ) и методы выявления и устранения ее отказов и неисправностей;
- технологию замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) обслуживаемого ВС;
- устройство и правила работы с аппаратурой, применяемой для токовихревой, акустической и рентгеновской дефектоскопии;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.6. Авиационный техник по планеру и двигателям 7-го разряда должен знать:
- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 - 1.5 настоящей инструкции;
- конструкцию и особенности модификаций летательных аппаратов и ВС, алгоритмы и методы выполнения работ с применением персональной ЭВМ;
- правила работы на диагностическом оборудовании, методы неразрушающего контроля, правила их применения и порядок оценки результатов контроля технического обслуживания и ремонта (ТО и Р);
- порядок выполнения регулировочных работ, причины возникновения неисправностей и способы их устранения, принципы работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля состояния АТ;
- особенности конструкции модульных двигателей, порядок демонтажа-монтажа отдельных модулей, перечень ремонтно-восстановительных работ, выполняемых на авиационно-технической базе (АТБ);
- оборудование, используемое при ремонте модульных двигателей;
- технологию запуска и опробования двигателей;
- организацию контроля качества технического обслуживания;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.7. Авиационный техник по планеру и двигателям 8-го разряда должен знать:
- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 - 1.6 настоящей инструкции;
- комплектацию информационно-управляющей системы АТБ;
- информационное обеспечение и управление процессом эксплуатации АТ;
- программы поиска и устранения неисправностей агрегатов, систем ВС с использованием бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных АТБ;
- порядок контроля и проведения доработок АТ по бюллетеням промышленности, оформление результатов работ;
- организацию работы по техническому обслуживанию ВС в целом в соответствии с производственным заданием и требованиями эксплуатационной документации;
- порядок передачи ВС между АТБ и авиаремонтным заводом (АРЗ), между сменой цеха и экипажем;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.8. Авиационный техник по планеру и двигателям более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить авиационными техниками по планеру и двигателям более низкого разряда.
1.9. Авиационный техник по планеру и двигателям для выполнения работ с горюче-смазочными материалами должен иметь допуск к самостоятельному техническому обслуживанию воздушных судов.
1.10. __________________________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Перед началом рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:
1) получает производственное задание;
2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
3) принимает смену;
4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;
5) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.2. В процессе работы авиационный техник по планеру и двигателям:
1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;
2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;
4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;
7) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3. В течение рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:
2.3.1. 4-го разряда:
1) осуществляет техническое обслуживание:
- летательных аппаратов легкого и сверхлегкого типа и установленных на них двигателей;
- планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов II - III классов или вертолетов I - II классов или менее ответственные работы технического обслуживания на самолетах I класса, либо одного и более типов самолетов II - IV классов или вертолетов II - IV классов на оперативных формах технического обслуживания;
- летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации;
2) проводит демонтаж-монтаж агрегатов систем планера и авиадвигателей для выполнения восстановительных работ, отправки на ремонт и хранение;
3) производит внешний осмотр (дефектацию без применения спецсредств) планера со вскрытием и без вскрытия лючков на отсутствие:
- поломок, хлопунов, вмятин, царапин, следов негерметичности гидрогазовых коммуникаций;
- повреждений лакокрасочных и защитных покрытий;
- повреждений остекления (трещин, сколов, расслоения и серебра) фонарей, окон;
- недопустимых зазоров, износов, люфтов;
- коррозии и загрязнений и других механических повреждений;
4) проводит измерение давления с помощью приспособлений, визуальную проверку давления (пневматиков по обжатию, амортизаторов по усадке);
5) производит промывку маслом трущихся поверхностей (с частичной или полной разборкой), противопожарную обработку, химическую очистку, удаление загрязнений с промывкой объекта, слив отстоя ГСМ, визуальную или инструментальную проверку объекта, взятие пробы ГСМ;
6) выполняет восстановление лакокрасочных покрытий без удаления коррозии, мелкий ремонт элементов конструкции без проведения демонтажных работ (засверловку трещин, установку накладок и т.п.), восстановление маркировки тяг управления;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3.2. 5-го разряда:
1) производит техническое обслуживание:
- по сложным регламентам летательных аппаратов среднего или легкого типа и установленных на них двигателей;
- планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов I класса или вертолетов I класса или до двух типов самолетов II - III классов или вертолетов II - III классов, либо до трех типов ВС, из них одного типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания;
- летательных аппаратов тяжелого типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации;
2) выполняет основные виды работ по техническому обслуживанию:
- демонтаж-монтаж агрегатов после проверки их на монтажном участке или в лаборатории;
- дефектацию всеми методами планера и агрегатов обслуживаемых ВС;
- осмотр фильтров на отсутствие загрязнений, повреждений фильтрующих элементов, некондиционности уплотнений;
- осмотр уязвимых мест закрепленной зоны объекта с помощью лупы для проверки отсутствия трещин;
- проверку наличия необходимого количества спецжидкостей, газов и дозаправку (дозарядку) до требуемой нормы (или заправку до нормы незаправленных систем);
- поддержание и восстановление надежности изделий (подтяжку крепежных изделий, имеющих контровку или металлизацию, восстановление контровки, металлизации, пломбирование регулировочных винтов);
- регулировку механических усилий, люфтов, зазоров, взаимного положения деталей;
- балансировку рулей системы управления;
- устранение деформаций, царапин и трещин на силовых элементах и обшивке;
- замену агрегатов и узлов с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность;
- восстановление лакокрасочных покрытий в местах повреждения с предварительным удалением коррозии и демонтажом изделия;
- полную замену покрытия с предварительным удалением его, выполняемую после демонтажа изделия с ВС;
- укрупненный ремонт элементов конструкции с применением демонтажных работ;
3) осуществляет контроль за техническим состоянием объекта на отсутствие люфтов и износов соединений, повреждений заклепочных, болтовых и винтовых соединений, проверку работоспособности и предупреждение нарушений работоспособности из-за воздействия на изделие влаги, спецжидкостей;
4) подготавливает ВС к летным испытаниям;
5) ведет протокол испытаний;
6) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3.3. 6-го разряда:
1) производит техническое обслуживание:
- по особо сложным регламентам серийных летательных аппаратов всех типов, находящихся в эксплуатации, и летательных аппаратов головных серий;
- планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения или до трех типов ВС II - III классов, либо до четырех типов ВС, из них два типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания;
2) выполняет основные виды работ по техническому обслуживанию ВС:
- токовихревую, акустическую и рентгеновскую дефектоскопию;
- осмотр с помощью эндоскопа недоступных и труднодоступных для прямого осмотра зон;
- осмотр деталей систем управления ВС и двигателей для проверки свободного движения элементов на полный угол или на полный ход при движении в прямом и обратном направлениях, правильного положения (прохождения тросов по роликам), отсутствия течи, недопустимых потертостей тросов и тяг управления, люфтов в соединениях;
- осмотр горячих частей двигателя, обогреваемых элементов планера и силовой установки для обеспечения отсутствия перегрева, коробления, металлического налета и оплавления, трещин;
- осмотр внутренних поверхностей агрегатов систем в лабораторных условиях (со вскрытием) с помощью оптических средств;
- проверку работоспособности систем ВС и проверку параметров объектов обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (по бортовым приборам и сигнализации);
- проверку герметичности агрегатов и систем с помощью приспособлений;
- проверку под давлением трубопроводов систем кондиционирования воздуха в кабинах (СКВ) и противооблединительных систем (ПОС);
- регулировку систем с целью восстановления эксплуатационных параметров;
- замену агрегатов, узлов и деталей планера по отработке ресурса и отказавших с последующей регулировкой;
- устранение особо сложных неисправностей по планеру, не устраняющихся заменой или не проявляющихся на земле;
3) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3.4. 7-го разряда:
1) производит техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения или двух типов ВС I класса, либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов самолетов I класса на оперативных формах технического обслуживания;
2) осуществляет контроль за качеством ТО и Р, выполняемых рабочими более низкой квалификации;
3) выполняет наземную отработку систем самолета (вертолета) и двигателей выпускаемого заводом самолета и его модификаций перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний;
4) производит обслуживание испытательных полетов на базовом и внебазовом аэродромах, устранение замечаний, выявленных в испытательных полетах;
5) выполняет основные работы по техническому обслуживанию:
- сложные диагностические работы (разовые проверочные работы наиболее уязвимых мест, систем и изделий планера и двигателей) по бюллетеням промышленности;
- сложные работы технологического обслуживания;
- осмотры и инструментальный контроль исправности, направленные на предупреждение отказов изделий и своевременное проведение ремонта изделий по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и результатам планового контроля при технической эксплуатации до безопасного отказа;
- технологически связанные регулировочные работы с применением специализированной контрольно-проверочной аппаратуры (КПА);
- поиск и устранение функциональных отказов систем и изделий путем замены агрегатов (деталей) системы автоматического регулирования давления (САРД), управления, топливной и гидрогазовой систем двигателя;
- поиск неисправностей и проведение восстановительного ремонта систем и изделий планера и двигателей с использованием компьютерных программ и стендового оборудования;
- проведение всех видов наземных испытаний ВС, проверку и регулировку систем управления;
- полную техническая подготовку ВС к испытаниям в воздухе и устранению неисправностей после испытаний;
- контроль за качеством выполнения ТО и Р и восстановительного ремонта (ВР) планера и авиационных двигателей;
- контроль за правильностью оформления эксплуатационно-технической документации;
6) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3.5. 8-го разряда:
1) производит техническое обслуживание опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах и планера, и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения;
2) осуществляет контроль за работами, выполненными рабочими более низкой квалификации;
3) выполняет практическую отработку технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков при испытаниях;
4) выполняет основные работы по техническому обслуживанию:
- проведение комплексных регулировочных работ на сложных и взаимосвязанных системах планера и двигателей на широкофюзеляжных самолетах или самолетах нового поколения;
- осмотр и контроль работоспособности, направленные на предупреждение отказов агрегатов, систем ВС, и своевременное проведение ремонта по замечаниям экипажа ВС, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми системами контроля, а также по результатам планового контроля при технической эксплуатации ВС;
- поиск причины редко встречающегося отказа всех типов базовых самолетов;
- доводку узлов, агрегатов ВС;
- устранение наиболее сложных неисправностей отказавших агрегатов, изделий, систем с последующей регулировкой;
- анализ и оценку технического состояния агрегатов, изделий, систем всех типов базовых ВС с применением компьютерных программ;
- самоконтроль выполняемых работ с оформлением соответствующей документации;
- контроль качества работ ТО и Р и ВР отдельных агрегатов, узлов, изделий, систем планера и двигателей, выполненных авиатехниками более низкой квалификации;
- участие в расследовании авиационных происшествий;
- участие в создании компьютерных программ по совершенствованию процессов ТО и Р или ВР;
- сдачу (прием) ВС в ремонт;
- осуществление приема-сдачи ВС, находящегося на ТО и Р, из смены в смену;
5) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.4. В конце рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:
1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;
2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;
3) сдает установленную отчетность;
4) производит осмотр (самоосмотр);
5) сдает смену;
6) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)
3. Права
При выполнении своих обязанностей авиационный техник по планеру и двигателям обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.
4. Ответственность
4.1. Авиационный техник по планеру и двигателям привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
4.2. Авиационный техник по планеру и двигателям несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
4.3. Авиационный техник по планеру и двигателям за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
4.4. ___________________________________________________________________.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящая инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик профессии "Авиационный техник по планеру и двигателям 4 - 8-й разряд" (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 53. Раздел "Эксплуатация и летные испытания летальных аппаратов (воздушных судов)", утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 13.04.2000 N 30), __________________________. (реквизиты иных актов и документов) 5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ___________________________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей ___________________________________________________________________________ инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре __________________________________________________________________________. инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
5.3. ___________________________________________________________________.
- Инструкция авиационного механика по планеру и двигателям 2-го, 3-го разрядов
- Индивидуальный план профессионального развития федерального государственного гражданского служащего Министерства спорта Российской Федерации
- Индивидуальный план профессионального развития федерального государственного гражданского служащего Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (рекомендуемый образец)
- Индивидуальный план прохождения испытания
- Индивидуальный план профессионального развития государственного гражданского служащего Минэнерго России (рекомендуемый образец)