Статья 51.1. Особенности оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка
1. Федеральный орган исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, вправе установить дополнительные требования к сетям связи, входящим в состав сети связи общего пользования и используемым для оказания услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Абзац утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
2. Цены на оказываемые для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика должны определяться государственным контрактом исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием данных услуг, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг.
3. Изменение цен на оказываемые для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, а также условий оплаты оказанных услуг допускается в порядке, установленном государственным контрактом, не более чем один раз в год.
4. При исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанные государственные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме государственного заказчика.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 51.1 Закона о Связи:
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-16198/10, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Ссылаясь на то, что пункты 3.3.2, 3.3.3 и 5.2 спорного договора не соответствуют требованиям статьи 51.1 Закона о связи и статьи 9 Закона о размещении заказов, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-12522/09, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Закона о связи неправомерно. В силу статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» действие пункта 4 статьи 51.1 Закона о связи распространяется не только на отношения из заключенных государственных контрактов, но и из иных договоров на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка...
-
Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС17-2284, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
При этом суды учли положения статьи 51.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», а также Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 51.1 Закона о Связи
1. Комментируемая статья предполагает защиту особо охраняемых государством институтов - государственной власти, обороны, безопасности государства и правопорядка. Федеральный орган исполнительной власти в области связи наделен в связи с этим полномочием устанавливать дополнительные требования к сетям связи, входящим в состав сети связи общего пользования и используемым для оказания услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Однако же такие дополнительные требования устанавливаются исключительно по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, что позволяет отразить действительные нужды указанных органов исполнительной власти.
2. Учитывая, что услуги связи, оказываемые для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, предоставляются органам, которые являются государственными заказчиками, цены на такие услуги должны определяться в общем порядке государственным контрактом. При этом п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что цены определяются исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием данных услуг, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг.
Пунктом 3 комментируемой статьи допускается изменение цен на оказываемые для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, а также условий оплаты оказанных услуг в порядке, установленном государственным контрактом, не более чем один раз в год.
3. Пункт 4 комментируемой статьи налагает прямой запрет оператору связи приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Это связано с необходимостью обеспечения связью органов исполнительной власти, выполняющих особо охраняемые Конституцией РФ функции государственной власти.
Данная норма весьма эффективно используется в судебной практике в случаях, когда государственный контракт прекратил свое действие по тем или иным основаниям, услуги фактически оказываются, но не оплачиваются государственным заказчиком.
Например, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2015 г. N Ф09-3857/15 по делу N А76-17343/2014 о взыскании долга за услуги связи требование удовлетворено, так как оказание спорных услуг подтверждено, отсутствие контракта не освобождает учреждение от оплаты фактически оказанных услуг, оператор, учитывая прямое указание Закона о невозможности прекратить оказание услуг связи организации, обеспечивающей безопасность государства, фактически продолжал оказывать услуги, долг не погашен.
Также в качестве примера можно привести Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2015 г. N Ф01-1685/2015, в котором рассмотрено дело N А43-18042/2014 о взыскании неосновательного обогащения в сумме стоимости услуг по содержанию систем обеспечения связи единой дежурно-диспетчерской службы, по которому в целях реализации Указа Президента РФ от 28 декабря 2010 г. N 1632 и Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 оператор связи оказал администрации района услуги, которые она не оплатила, указав на отсутствие муниципального контракта. Требование было удовлетворено судом, поскольку факт оказания оператором связи услуг в целях обеспечения общественного порядка при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ доказан.