Статья 26. Регулирование ресурса нумерации
1. Регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства.
Правительством Российской Федерации определяется порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в том числе российских сегментов международных сетей связи, с учетом рекомендаций международных организаций, участником которых является Российская Федерация, в соответствии с российской системой и планом нумерации.
При распределении нумерации российских сегментов международных сетей связи учитывается общепринятая международная практика деятельности саморегулируемых организаций в этой области.
2. За выделение ресурса нумерации с оператора связи взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральный орган исполнительной власти в области связи имеет право в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, изменять, изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный оператору связи. Информация о предстоящем изменении нумерации и сроке его осуществления подлежит опубликованию. В случае полного или частичного изъятия ресурса нумерации, выделенного оператору связи, и компенсация оператору связи не выплачивается.
Изъятие ранее выделенного операторам связи ресурса нумерации осуществляется по следующим основаниям:
обращение оператора связи, которому выделен соответствующий ресурс нумерации;
прекращение действия лицензии, предоставленной оператору связи;
использование оператором связи ресурса нумерации с нарушением системы и плана нумерации;
неиспользование оператором связи выделенного ресурса нумерации полностью или частично в течение двух лет со дня выделения;
невыполнение оператором связи обязательств, принятых им на торгах, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ.
Оператор связи о принятом решении об изъятии ресурса нумерации извещается в письменной форме за тридцать дней до наступления срока изъятия с обоснованием причин принятия такого решения.
2.1. Федеральный орган исполнительной власти в области связи имеет право изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный владельцу сети связи специального назначения.
2.2. Изъятие ранее выделенного владельцу сети связи специального назначения ресурса нумерации осуществляется по следующим основаниям:
обращение владельца сети связи специального назначения, которому выделен соответствующий ресурс нумерации;
использование владельцем сети связи специального назначения ресурса нумерации с нарушением системы и плана нумерации;
неиспользование владельцем сети связи специального назначения выделенного ресурса нумерации полностью или частично в течение двух лет со дня выделения.
2.3. В случае полного или частичного изъятия ресурса нумерации, выделенного владельцу сети связи специального назначения, компенсация владельцу сети связи специального назначения не выплачивается.
Порядок изъятия ресурса нумерации, выделенного оператору связи, владельцу сети связи специального назначения, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля за использованием выделенного владельцу сети связи специального назначения ресурса нумерации, определяется Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи обязан:
1) представлять Правительству Российской Федерации порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации для утверждения;
2) обеспечивать организацию работ по распределению и учету ресурсов нумерации, а также выделению ресурсов нумерации;
3) устанавливать нормативные требования к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации, требования, обязательные для операторов связи, к построению сетей связи, управлению сетями связи, нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа и передаваемой по ним информации, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, в том числе между сетями связи специального назначения и сетью связи общего пользования, условиям взаимодействия сетей связи, оказанию услуг связи, порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера;
4) утверждать российскую систему и план нумерации;
5) изменять в технически обоснованных случаях нумерацию сетей связи с предварительным опубликованием причин и сроков предстоящих изменений согласно порядку распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;
6) обеспечивать наличие свободного ресурса нумерации;
7) предоставлять по запросам заинтересованных лиц информацию о распределении ресурса нумерации;
8) контролировать соответствие использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в том числе выполнение оператором связи обязательств, принятых им на торгах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. Установление ограничения доступа к информации о выделении, об изменении и изъятии ресурса нумерации для конкретного оператора связи не допускается.
5. Выделение ресурса нумерации для сетей связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи по заявлению оператора связи или владельца сети связи специального назначения в срок не более чем шестьдесят дней, если объем нумерации, выделенной всем операторам связи на конкретной территории, составляет менее чем девяносто процентов доступного ресурса. При определении ресурса нумерации, выставляемой на торги, учитываются заявки, поступившие на торги, предусмотренные статьей 31 настоящего Федерального закона.
6. Операторы связи, для которых выделен, изменен ресурс нумерации, обязаны начать использовать выделенный ресурс нумерации, изменить нумерацию сети в установленные сроки и произвести оплату всех необходимых расходов.
Абоненты не несут расходы, связанные с выделением, изменением нумерации сети связи, за исключением расходов, связанных с заменой абонентских номеров или кодов идентификации в документах и информационных материалах.
7. Оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору связи, владельцу сети связи специального назначения только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи.
В случае, если абонент принимает решение о сохранении своего абонентского номера при заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи, согласие федерального органа исполнительной власти в области связи на передачу абонентского номера указанному оператору связи на срок действия такого договора не требуется.
8. При реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования правоустанавливающие документы на выделенный ему ресурс нумерации переоформляются по заявлению правопреемника.
При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения переоформление правоустанавливающих документов на ресурс нумерации осуществляется по заявлениям правопреемников.
При оспаривании другими правопреемниками прав заинтересованного правопреемника на использование ресурса нумерации спор между сторонами разрешается в судебном порядке.
9. Операторы подвижной радиотелефонной связи обязаны обеспечить предоставление оператору базы данных перенесенных абонентских номеров необходимой информации об абонентских номерах, сохраняемых абонентами и используемых при заключении новых договоров об оказании услуг связи.
Оператор базы данных перенесенных абонентских номеров определяется Правительством Российской Федерации.
Процедура внесения изменений в базу данных перенесенных абонентских номеров оператором указанной базы данных является возмездной. Размер платы оператора подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент заключает новый договор об оказании услуг связи, за внесение изменений в указанную базу данных, порядок взимания этой платы, функционирования указанной базы данных и предоставления доступа к ее ресурсам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление информации из базы данных перенесенных абонентских номеров осуществляется без взимания платы.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 26 Закона о Связи:
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18335/12, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, условия договора от 01.11.2006 № 26706К, руководствуясь положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), пришел к выводу об обязанности ответчика по оплате названной услуги в заявленном размере, с чем согласились суды апелляционной и кассационной инстанций...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 26 Закона о Связи
1. Ресурсы нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации являются частью ресурса нумерации международной сети связи и состоят из ресурсов нумерации телефонной сети связи, телеграфной сети связи, сетей передачи данных, телематических служб, кодов идентификации сети Интернет, а также служебных кодов идентификации сетей связи, их элементов и оконечного оборудования. Комментируемой статьей закреплено, что регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства.
Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2004 г. N 350 "Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации". Данные Правила, разработанные в соответствии с законодательством РФ в области связи, определяют порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в том числе российских сегментов международных сетей связи, с учетом рекомендаций международных организаций, участником которых является Российская Федерация, в соответствии с российской системой нумерации и планом нумерации сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации. Однако данные Правила не распространяются на порядок выделения и распределения ресурса нумерации российского сегмента сети Интернет, который реализуется с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.
Федеральное агентство связи выделяет ресурс нумерации для сетей электросвязи, определяет наличие ограниченности ресурса нумерации, в установленных случаях изменяет, изымает полностью или частично выделенный ресурс нумерации, переоформляет решения о выделении ресурса нумерации. Выделение ресурса нумерации для сетей электросвязи осуществляется Федеральным агентством связи по заявлению операторов связи, обладающих лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Коды географически определяемых зон нумерации, коды географически не определяемых зон нумерации, а также коды доступа к услуге электросвязи и коды выбора операторов сетей телефонной связи не имеют конкретного получателя и назначаются, изменяются и отменяются Министерством связи и массовых коммуникаций РФ в соответствии с российской системой и планом нумерации, которые утверждены Приказом Мининформсвязи России от 17 ноября 2006 г. N 142.
Для получения ресурса нумерации оператор связи подает в Федеральное агентство связи заявление, в котором указываются:
- полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование, организационно-правовая форма юридического лица, его место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, реквизиты документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, - для юридического лица;
- фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, его место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, реквизиты документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, - для индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика заявителя;
- номер лицензии на оказание услуг в области связи, в соответствии с которой оказываются (предполагается оказывать) услуги связи;
- объем ресурса нумерации (количество номеров) с указанием кода зоны нумерации, или кода доступа к услугам связи, или индикатора сети;
- территория, на которой предполагается использовать (используется) ресурс нумерации;
- номер телефона, факса организации или индивидуального предпринимателя и адрес электронной почты (в случае, если имеется).
К заявлению прилагаются:
- копия платежного документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за выделение ресурса нумерации, - платежного поручения с отметкой банка о его исполнении - при оплате в безналичной форме или квитанции установленной формы, выдаваемой банком, - при оплате в наличной форме;
- фрагмент схемы построения сети связи в части использования выделяемого ресурса нумерации.
Федеральное агентство связи проверяет представленные заявителем документы, проводит анализ ресурса нумерации на предмет выявления его ограниченности на заявленной территории, проверяет наличие технической возможности выделения ресурса нумерации, а также соответствие размера оплаченной государственной пошлины заявленному ресурсу нумерации.
Решение о выделении ресурса нумерации принимается не позднее 40 дней со дня регистрации Федеральным агентством связи заявления и прилагаемых к нему документов.
Федеральное агентство связи организует работу по учету ресурса нумерации, формирует и ведет реестр российской системы и плана нумерации. Основанием для внесения сведений в реестр российской системы и плана нумерации являются решения о выделении, изъятии и изменении ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, которые утверждаются приказом Федерального агентства связи, а также факт переоформления решения о выделении ресурса нумерации.
Приказом Мининформсвязи России от 17 ноября 2006 г. N 142 закреплено, что российская система нумерации устанавливает требования к структуре цифровых, буквенных, символьных обозначений или комбинациям таких обозначений, в том числе к кодам, предназначенным для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов, а также требования к использованию таких обозначений в сочетании с индикаторами, позволяющими осуществить выбор различных форматов номера, операторов связи или услуг связи. Российский план нумерации устанавливает назначение кодов и ресурса нумерации за зонами нумерации, сетями связи и услугами электросвязи.
При распределении нумерации российских сегментов международных сетей связи учитывается общепринятая международная практика деятельности саморегулируемых организаций в этой области.
2. За выделение ресурса нумерации с оператора связи взимается государственная пошлина. Подпунктом 106 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ установлено, что за выделение ресурса нумерации оператором связи оплачивается государственная пошлина в следующих размерах:
- за один телефонный номер из плана нумерации седьмой зоны всемирной нумерации для телефонной сети связи общего пользования, за исключением выделения нумерации из кодов доступа к услугам электросвязи, - 50 рублей;
- за один код идентификации сетей подвижной радиотелефонной связи и подвижной радиосвязи из ресурса нумерации кодов идентификации сетей связи, их элементов и оконечного оборудования - 3 250 000 рублей;
- за один номер из кодов доступа к услугам электросвязи из плана нумерации седьмой зоны всемирной нумерации для телефонной сети связи общего пользования - 35 000 рублей;
- за один номер из плана нумерации выделенной сети единой сети электросвязи Российской Федерации - 50 рублей;
- за один магистральный маршрутный индекс узлов телеграфных сетей - 35 000 рублей;
- за один код идентификации сети передачи данных - 35 000 рублей;
- за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в международном индикаторе - 325 000 рублей;
- за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в междугородном индикаторе - 35 000 рублей;
- за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в местном индикаторе - 3 500 рублей.
Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" комментируемая статья была дополнена пунктами 2.1, 2.2 и 2.3, регламентирующими порядок изъятия ресурса нумерации, выделенного владельцу сети связи специального назначения.
Федеральному органу исполнительной власти в области связи предоставлено право изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный владельцу сети связи специального назначения.
Перечень оснований для такого изъятия является закрытым:
- обращение владельца сети связи специального назначения, которому выделен соответствующий ресурс нумерации;
- использование владельцем сети связи специального назначения ресурса нумерации с нарушением системы и плана нумерации;
- неиспользование владельцем сети связи специального назначения выделенного ресурса нумерации полностью или частично в течение двух лет со дня выделения.
В случае полного или частичного изъятия ресурса нумерации, выделенного владельцу сети связи специального назначения, компенсация владельцу сети связи специального назначения не выплачивается.
Комментируемой нормой закреплено, что порядок изъятия ресурса нумерации, выделенного оператору связи, владельцу сети связи специального назначения, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля за использованием выделенного владельцу сети связи специального назначения ресурса нумерации, определяется Правительством РФ.
3. Решение об изъятии выделенного ресурса нумерации принимается Федеральным агентством связи в следующих случаях:
- обращение оператора связи, которому выделен ресурс нумерации;
- получение от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации: о неиспользовании оператором связи выделенного ресурса нумерации в течение 2 лет со дня принятия Федеральным агентством связи решения о его выделении; об использовании ресурса нумерации оператором связи с нарушением российской системы и плана нумерации; о прекращении действия лицензии на оказание услуг в области связи, выданной оператору связи;
- невыполнение оператором связи обязательств, содержащихся в условиях торгов (аукциона, конкурса), победителем которых он был признан.
Выделенный в установленном порядке ресурс нумерации считается неиспользованным, в случае если он в течение 2 лет использовался менее чем на 75 процентов.
Оператор связи о принятом решении об изъятии ресурса нумерации извещается Федеральным агентством связи в письменной форме за 30 дней до наступления срока изъятия с указанием причин принятия такого решения.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в случае изменения российского плана нумерации принимает решение об изменении нумерации сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации. Информация о предстоящем изменении российского плана нумерации, причинах и сроках его осуществления подлежит опубликованию.
Порядок и срок изменения нумерации на сети связи оператора устанавливаются Федеральным агентством связи отдельно в каждом конкретном случае.
4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает следующие обязанности федерального органа исполнительной власти в области связи в сфере регулирования ресурса нумерации:
- представлять Правительству РФ порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации для утверждения;
- обеспечивать организацию работ по распределению и учету ресурсов нумерации, а также выделению ресурсов нумерации. Порядок исполнения государственной функции по организации работ по учету ресурса нумерации, а также по формированию и ведению реестра российской системы и плана нумерации установлен Приказом Минкомсвязи РФ от 27 ноября 2008 г. N 100 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по организации работ по учету ресурса нумерации, а также по формированию и ведению реестра российской системы и плана нумерации". Полномочия по исполнению государственной функции по ведению реестра осуществляет Федеральное агентство связи (Россвязь). Результатом исполнения государственной функции по ведению реестра является внесение в реестр российской системы и плана нумерации информации о принятых решениях Россвязи о выделении, изменении, изъятии и переоформлении ресурса нумерации.
Выделение ресурсов нумерации осуществляется в порядке, установленном Приказом Минкомсвязи России от 2 июля 2012 г. N 167 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации". Предметами регулирования данного Регламента являются: порядок взаимодействия должностных лиц Федерального агентства связи с заявителем и иными федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации; сроки и последовательность действий (административных процедур), исполняемых должностными лицами Россвязи при предоставлении государственной услуги;
- устанавливать нормативные требования к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации, требования, обязательные для операторов связи, к построению сетей связи, управлению сетями связи, нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа и передаваемой по ним информации, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия сетей связи, оказанию услуг связи, порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера. На сегодняшний день, например, такие требования установлены следующими нормативными актами: Приказом Мининформсвязи России от 8 августа 2005 г. N 97 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования"; Приказом Минкомсвязи России от 19 марта 2014 г. N 56 "Об утверждении Требований к оказанию услуг телефонной связи в части установления телефонных соединений и передачи коротких текстовых сообщений с использованием перенесенных абонентских номеров"; Приказом Минкомсвязи России от 30 октября 2009 г. N 137 "Об утверждении требований к построению сетей связи, порядку пропуска трафика и использованию ресурса нумерации на территории города Москвы и Московской области с учетом их социально-экономических особенностей"; Приказом Минкомсвязи РФ от 2 марта 2009 г. N 31 "Об утверждении Требований к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой синхронизации"; Приказом Мининформсвязи РФ от 11 сентября 2007 г. N 108 "Об утверждении Требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм" и др.;
- утверждать российскую систему и план нумерации. На сегодняшний день действует Приказ Мининформсвязи России от 17 ноября 2006 г. N 142 "Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации";
- изменять в технически обоснованных случаях нумерацию сетей связи с предварительным опубликованием причин и сроков предстоящих изменений согласно порядку распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ;
- обеспечивать наличие свободного ресурса нумерации. При наличии свободных ресурсов технологической сети связи часть этой сети может быть присоединена к сети связи общего пользования с переводом в категорию сети связи общего пользования для возмездного оказания услуг связи любому пользователю на основании соответствующей лицензии;
- предоставлять по запросам заинтересованных лиц информацию о распределении ресурса нумерации. Данная государственная услуга предоставляется в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 2 июля 2012 г. N 167 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации". Комментируемой статьей также закреплено, что установление ограничения доступа к информации о выделении, об изменении и изъятии ресурса нумерации для конкретного оператора связи не допускается;
- контролировать соответствие использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, в том числе выполнение оператором связи обязательств, принятых им на торгах, предусмотренных комментируемым Законом.
5. Выделение ресурса нумерации для сетей связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи по заявлению оператора связи в срок не более чем шестьдесят дней, если объем нумерации, выделенной всем операторам связи на конкретной территории, составляет менее чем девяносто процентов доступного ресурса. При определении ресурса нумерации, выставляемой на торги, учитываются заявки, поступившие на торги, предусмотренные ст. 31 комментируемого Закона.
Оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан:
- иметь план нумерации, определяющий распределение полученного ресурса нумерации по обслуживаемой территории;
- не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи, за исключением случаев, если абонент при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи другим оператором подвижной радиотелефонной связи;
- использовать в течение 2 лет со дня принятия Федеральным агентством связи решения о выделении ресурса нумерации не менее 75 процентов выделенного ресурса нумерации;
- представлять в Федеральное агентство связи информацию об изменении своего места нахождения (места государственной регистрации или почтового адреса) в срок не позднее 30 дней со дня такого изменения;
- сообщать в Федеральное агентство связи в порядке и в сроки, которые определяются указанным Агентством, сведения об использовании на своей сети связи ресурса нумерации по состоянию на 31 декабря и 30 июня текущего года.
Комментируемая статья возлагает обязанность по несению всех расходов, связанных с изменением ресурса, на операторов связи. Абоненты не должны нести расходы, связанные с выделением, изменением нумерации сети связи, за исключением расходов, связанных с заменой абонентских номеров или кодов идентификации в документах и информационных материалах.
Оператор связи, получивший ресурс нумерации, самостоятельно выделяет номера для абонентов и пользователей услугами связи, назначает идентификационные коды элементов сети, коды доступа к услугам связи на своей сети связи из выделенного ему ресурса нумерации.
6. Оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с согласия Федерального агентства связи.
Операторы связи для получения согласия на передачу ресурса нумерации подают в Федеральное агентство связи соответствующие заявления.
Федеральное агентство связи не вправе давать согласие на передачу выделенного ранее ресурса нумерации или его части, если на день получения заявлений операторов связи ресурс нумерации на соответствующей территории является ограниченным. В этом случае Федеральное агентство связи направляет заявителям мотивированные уведомления.
Федеральное агентство связи не вправе отказать в даче согласия на передачу полностью или частично использованного ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи, имеющему лицензию, которая допускает использование такой нумерации в соответствии с российской системой и планом нумерации.
В случае если абонент при заключении договора об оказании услуг связи с оператором подвижной радиотелефонной связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи другим оператором подвижной радиотелефонной связи, согласие Федерального агентства связи на передачу такого абонентского номера оператору подвижной радиотелефонной связи на срок действия договора об оказании услуг связи с оператором подвижной радиотелефонной связи не требуется.
7. Операторы подвижной радиотелефонной связи обязаны обеспечить предоставление оператору базы данных перенесенных абонентских номеров необходимой информации об абонентских номерах, сохраняемых абонентами и используемых при заключении новых договоров об оказании услуг связи. Согласно распоряжению Правительства РФ от 9 октября 2013 г. N 1832-р "Об операторе базы данных перенесенных абонентских номеров" оператором базы данных перенесенных абонентских номеров определено федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт связи".
Процедура внесения изменений в базу данных перенесенных абонентских номеров оператором указанной базы данных является возмездной. Размер платы оператора подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент заключает новый договор об оказании услуг связи, за внесение изменений в указанную базу данных установлен Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2013 г. N 672 "О мерах по обеспечению финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров" и составляет 100 рублей. Этим же Постановлением определен порядок взимания такой платы: взимание платы за внесение изменений в базу данных осуществляется оператором базы данных путем выставления оператору подвижной связи счета ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Размер платежа за отчетный квартал определяется как произведение количества внесенных в течение отчетного квартала изменений в базу данных на размер платы за внесение изменений в базу данных. Оператор подвижной связи должен оплатить счет не позднее 5 дней со дня его получения от оператора базы данных.
Оператор базы данных ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ отчет о внесении оператором базы данных изменений в базу данных по форме, утверждаемой данным Министерством, а также документы, подтверждающие перечисление денежных средств в резерв универсального обслуживания, в случае если оператор базы данных перечислил денежные средства в резерв универсального обслуживания (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в резерв универсального обслуживания, или копия такого поручения). Министерство связи и массовых коммуникаций РФ по результатам рассмотрения и проверки принимает одно из следующих решений:
- возмещение расходов на финансирование создания и функционирования базы данных оператору базы данных из резерва универсального обслуживания в размере, указанном в отчете;
- отказ в возмещении расходов (в случае, если количество изменений, внесенных в базу данных за отчетный период, превышает установленное количество изменений);
- возмещение расходов в другом размере, чем в размере, указанном в отчете (в случае неправильного расчета размера возмещения расходов);
- перечисление в резерв универсального обслуживания денежных средств в большем размере, чем в размере, указанном в отчете (в случае неправильного расчета размера денежных средств, перечисляемых в резерв универсального обслуживания);
- продление срока принятия решения по результатам проверки отчета в связи с отсутствием документов и сведений, необходимых для принятия решения, но не более чем на 30 дней.
Правила функционирования базы данных и предоставления доступа к ее ресурсам установлены Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2013 г. N 904 "Об утверждении Положения о функционировании базы данных перенесенных абонентских номеров и предоставлении доступа к ее ресурсам".
База данных предназначена для автоматизации и координации процессов сбора, обработки и хранения информации, необходимой для обеспечения перенесения абонентского номера, а также для предоставления к ней доступа. Ведение и обеспечение функционирования базы данных, в том числе сбор, хранение, обработка, передача информации, содержащейся в базе данных, а также предоставление к ней доступа обеспечиваются оператором базы данных.
Пользователями информации, содержащейся в базе данных, являются Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, операторы связи, а также иные лица.
В базе данных хранится и (или) обрабатывается информация:
- об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении с другими операторами подвижной радиотелефонной связи новых договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (далее - новые договоры);
- о дате вступления в силу нового договора, о дате и часе начала оказания услуг, указанных в новом договоре;
- о дате расторжения нового договора, в случае если абонент не заключил следующий новый договор с сохранением абонентского номера с другим оператором подвижной радиотелефонной связи;
- о факте наличия договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в соответствии с которым абоненту выделен сохраняемый абонентом абонентский номер (без указания информации об абоненте);
- об основании приостановления оказания услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту оператором подвижной радиотелефонной связи, из сети связи которого осуществляется перенесение абонентского номера;
- о наименовании (фирменном наименовании) и организационно-правовой форме оператора подвижной радиотелефонной связи, в сеть связи которого (или из сети связи которого) осуществляется перенесение абонентского номера;
- о нумерации, выделенной в установленном порядке операторам подвижной радиотелефонной связи, с указанием принадлежности ресурса нумерации операторам подвижной радиотелефонной связи и распределения его по субъектам РФ;
- о дате и сумме платежа за внесение изменений в базу данных, осуществленного оператором подвижной радиотелефонной связи, в сеть связи которого осуществляется перенесение абонентского номера;
- о дате и времени фактического начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи на основании нового договора.
Предоставление информации из базы данных перенесенных абонентских номеров осуществляется без взимания платы.
8. Достаточно интересна правоприменительная практика по комментируемой статье в рамках законодательства о контрактной системе.
Так, например, ФАС Северо-Западного округа было рассмотрено дело N А56-9097/2013 о признании незаконным решения антимонопольного органа (Постановление от 27 января 2014 г. N Ф07-10038/2013). Решением признана необоснованной жалоба общества на указанное в аукционной документации условие о сохранении существующих абонентских номеров заказчика (федеральное бюджетное учреждение). Из анализа действующего законодательства следует, что исполнение требования технической документации о сохранении действующей телефонной нумерации не является юридически либо технологически невозможным. Срок предоставления государственной услуги по передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи - 40 дней со дня регистрации в системе электронного документооборота последнего из поступивших заявлений. Вместе с тем ОАО "МТС" не участвовало в аукционе и не обращалось к заказчику с просьбой об увеличении срока подачи заявок для участия в аукционе с целью своевременного выделения ресурса нумерации другому оператору связи при передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи.
Как следует из материалов дела, условие о сохранении действующих федеральных абонентских номеров радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 в 2013 году для нужд ФБУ "Тест-Санкт-Петербург" в количестве 71 (п. 26 Технического задания) отвечает целям эффективного использования источников финансирования, поскольку смена номеров мобильной радиотелефонной связи потребует оперативного внесения изменений в справочную информацию, может блокировать деятельность оперативных служб, органов власти муниципального образования. Условие о сохранении действующих номеров может рассматриваться как нарушающее ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" лишь в случае, если антимонопольный орган установит, что это условие включено в документацию об аукционе специально для того, чтобы обеспечить победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту. В данном случае УФАС таких обстоятельств в ходе проверки не установило, а напротив, признало жалобу ОАО "МТС" необоснованной.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2015 г. N 07АП-3401/2015 по делу N А45-23496/2014.