Статья 20. Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования
1. Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размер регулируемых государством цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, должен способствовать созданию условий воспроизводства современного функционального эквивалента части сети электросвязи, которая используется в результате дополнительной нагрузки, создаваемой сетью взаимодействующего оператора связи, а также возмещать затраты на эксплуатационное обслуживание используемой части сети электросвязи и включать в себя обоснованную норму прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг.
2. Операторы, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи.
Порядок ведения такого раздельного учета в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, определяется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 20 Закона о Связи:
-
Решение Верховного суда: Решение N ВАС-15/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, первая инстанция
Оспариваемые заявителем положения пункта 17 Правил не противоречат статьям 18, 19, 20 Закона о связи, так как не регулируют вопросы присоединения сетей электросвязи и не ограничивают его права в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определять по согласованию с другим оператором в договоре условия, касающиеся способов и порядка подсчета трафика, в том числе в целях гарантированного платежа; эти положения ни прямо, ни косвенно не устанавливают способов и порядок подсчета такого трафика...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-2396/11, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию на основании пункта 1 статьи 20 Закона о связи...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-2393/11, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию на основании пункта 1 статьи 20 Закона о связи...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 20 Закона о Связи
1. В комментируемой статье содержатся положения о государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика по сетям электросвязи. Норма содержит два основных положения о порядке регулирования цен и о порядке учета показателей, которые влияют на цены.
Пункт 1 комментируемой статьи посвящен вопросу регулирования цен. В настоящее время функция государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, возложена на Федеральное агентство связи РФ, действующее на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 320 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве связи".
Основными задачами государственного регулирования в данном сегменте рынка являются:
- обеспечение недискриминационных условий при присоединении сетей связи и их взаимодействии;
- развитие эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;
- обеспечение баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами сети связи общего пользования;
- создание экономических стимулов, обеспечивающих повышение эффективности деятельности операторов связи.
Правила государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2005 г. N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования".
Регулирующий орган для эффективного выполнения своих функций по установлению цен для расчетов за услуги, оказываемые в процессе межоператорского взаимодействия, ведет реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. В процессе регулирования для каждого оператора (монополиста) устанавливаются предельные цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика. При этом основополагающим принципом установления предельных цен является полное возмещение ими экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на оказание соответствующих услуг, которые определяются на основе данных раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, который в обязательном порядке ведут операторы, занимающие существенное положение на соответствующем территориальном рынке.
Предельные цены устанавливаются для конкретного оператора по каждому виду услуг присоединения и услуг по пропуску трафика. При этом предельные цены на услуги присоединения абонентского, местного, зонового, междугородного и международного уровня присоединения включают в себя предельную цену организации точки присоединения и предельную цену ее обслуживания.
В качестве примера можно привести Приказ Россвязи от 31 мая 2016 г. N 105 "Об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
При определении предельной цены организации точки присоединения учитываются следующие затраты оператора, оказывающего данную услугу:
- затраты на согласование проектно-сметной документации, необходимой оператору связи, обратившемуся с предложением о заключении договора о присоединении сетей электросвязи;
- затраты на монтаж и наладку средств связи, образующих точку присоединения, не относимые в соответствии с учетной политикой оператора на стоимость средств связи, образующих точку присоединения;
- затраты на осуществление непосредственно присоединения сети связи;
- налоги, а также другие обязательные платежи и сборы, взимаемые в соответствии с действующим законодательством и относимые на деятельность по организации точки присоединения.
Таким образом, размер предельной цены организации точки присоединения складывается как сумма всех перечисленных затрат.
Определение предельной цены обслуживания точки присоединения основано на учете всех расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом соответствующих средств связи, возмещением их износа в процессе эксплуатации путем начисления амортизации, уплатой установленных налогов, а также нормативной прибыли, и определяется как сумма следующих показателей:
- затраты, обусловленные эксплуатационно-техническим обслуживанием и ремонтом средств связи, образующих точку присоединения;
- сумма амортизации, начисленной на основные средства, образующие точку присоединения;
- сумма налогов, обязательных платежей и сборов, взимаемых в соответствии с действующим законодательством и относимых на деятельность по обслуживанию точки присоединения;
- нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости капитала, используемого при оказании услуг присоединения, и нормы прибыли (рентабельности) от величины указанного капитала.
Предельные цены на услуги по пропуску трафика определяются суммированием следующих составляющих:
- расходы оператора по обычным видам деятельности за исключением амортизации на участке сети, задействованном для оказания конкретной услуги по пропуску трафика;
- операционные расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитным организациям, в части, относимой на соответствующую услугу по пропуску трафика;
- сумма начисленной амортизации на основные средства, задействованные при оказании конкретных услуг по пропуску трафика (без учета амортизации, начисленной на основные средства, образующие точку присоединения);
- сумма налогов, обязательных платежей и сборов, взимаемых в соответствии с действующим законодательством и относимых на деятельность по оказанию соответствующих услуг по пропуску трафика;
- нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости капитала, используемого при оказании услуг по пропуску трафика, и нормы прибыли (рентабельности) от стоимости указанного капитала.
Цены на услуги по пропуску трафика устанавливаются регулирующим органом в расчете на 1 секунду соединения для телефонного трафика и 1 мегабайт информации при передаче данных. Утвержденные предельные цены действуют в течение периода, когда организационно-технические и экономические условия деятельности операторов, их присоединения и взаимодействия остаются стабильными.
При утверждении регулирующим органом новых уровней предельных цен меняются соответствующие положения в договоре о присоединении сетей электросвязи без каких-либо возражений одной из сторон. Затраты на оказание услуг присоединения и услуг по пропуску трафика включаются в расходы операторов по обычным видам деятельности, которые, в свою очередь, ложатся в основу определения тарифов для конечных пользователей.
2. В п. 2 комментируемой статьи содержится норма, согласно которой на операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, возложена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов.
Данный порядок существовал еще до вступления в силу комментируемого Закона. Традиция раздельного учета доходов и расходов, а также контроля на его основе сложилась в отрасли связи в середине 90-х годов XX века, в период перекрестного субсидирования, когда государство несло значительные затраты по финансированию отдельных услуг связи. Подлежали учету расходы и доходы по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи.
Ведение раздельного учета доходов и расходов, по мнению законодателя, позволяет контролировать реально произведенные затраты и учесть фактические доходы. Кроме того, эта норма, также по мнению законодателя, позволит свести к минимуму необоснованное завышение цен на услуги по присоединению.
Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержден Приказом Мининформсвязи России от 2 мая 2006 г. N 54. Данный Порядок определяет принципы и правила ведения операторами связи раздельного учета по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи, в том числе услугам присоединения и услугам по пропуску трафика, универсальным услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи. Раздельный учет, согласно положениям указанного Порядка, заключается в сборе информации и составлении операторами связи отчетов о доходах и расходах раздельно по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Отметим также, что Приказом Мининформсвязи РФ от 11 сентября 2007 г. N 107 утверждено Положение о ведении операторами почтовой связи раздельного учета доходов и расходов по оказываемым услугам почтовой связи, которое определяет принципы, правила и последовательность ведения упорядоченной системы сбора, регистрации и распределения информации бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учетов о доходах и расходах по услугам почтовой связи (объектам калькулирования).