Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
1. Имущество профессионального объединения страховщиков образуется за счет:
имущества, передаваемого профессиональному объединению его учредителями в соответствии с уставом профессионального объединения;
вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в профессиональное объединение его членами в соответствии с правилами профессионального объединения;
средств, полученных от реализации прав требования, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона;
платы за аккредитацию операторов технического осмотра, предусмотренной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств;
добровольных взносов, средств из иных источников.
Имущество профессионального объединения страховщиков может использоваться исключительно в целях, ради которых создано это профессиональное объединение.
2. Средства, составляющие резерв гарантий, резерв текущих компенсационных выплат и фонд текущих обязательств, обособляются от иного имущества профессионального объединения.
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 18.12.2018 N 473-ФЗ.
Средства, составляющие резерв гарантий, резерв текущих компенсационных выплат и фонд текущих обязательств, отражаются на балансе профессионального объединения, и по ним ведется отдельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с осуществлением каждого из указанных видов компенсационных выплат, профессиональным объединением открывается отдельный банковский счет.
На средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, не может быть обращено взыскание по обязательствам профессионального объединения страховщиков, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением компенсационных выплат по обязательному страхованию.
2.1. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.
3. Инвестирование временно свободных средств профессионального объединения осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности исключительно в целях сохранения и прироста этих средств.
Размещение временно свободных денежных средств профессионального объединения страховщиков допускается в кредитных организациях, размер активов которых составляет 50 и более миллиардов рублей и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, составляет 10 и более миллиардов рублей. Не допускается размещение временно свободных денежных средств профессионального объединения страховщиков в кредитных организациях, находящихся под прямым или косвенным контролем членов профессионального объединения, за исключением кредитных организаций, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Российской Федерации или Банку России в размере, позволяющем определять решения указанных кредитных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания их учредителей (участников).
Средства, полученные профессиональным объединением страховщиков от инвестирования средств, составляющих резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, а также от реализации прав требований, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона, направляются соответственно в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат.
4. Профессиональное объединение страховщиков ведет статистику осуществления компенсационных выплат, содержащую в том числе сведения о величине резерва гарантий и резерва текущих компенсационных выплат, об инвестиционном результате от размещения средств данных резервов, об отчисляемых в них страховщиками суммах, о суммах, полученных от реализации права требования, предусмотренного статьей 20 настоящего Федерального закона, о расходовании средств данных резервов на осуществление компенсационных выплат и компенсацию недостающей части активов при передаче страхового портфеля, и ежеквартально представляет указанные сведения в Банк России.
5. Средства, полученные профессиональным объединением от реализации прав требования, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона, направляются для финансирования компенсационных выплат.
6. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательному аудиту.
Аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения страховщиков.
7. Годовой отчет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального объединения страховщиков вместе с аудиторским заключением по ней в месячный срок после их утверждения общим собранием членов профессионального объединения страховщиков подлежат ежегодному опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Сведения о таком опубликовании подлежат передаче профессиональным объединением страховщиков в Банк России.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 28 Закона об ОСАГО
1. Содержание статьи посвящено регламентации правоотношений по:
а) образованию имущества;
б) обособлению имущества;
в) отражению его на отдельных балансах;
г) инвестированию временно свободных средств ПОС;
д) иной финансовой деятельности ПОС.
1.1. Имущество ПОС образуется за счет:
1) имущества, которое передается ПОС его учредителями;
2) различных взносов (вступительных, членских, иных обязательных платежей), которые уплачивают ПОС его члены;
3) средств, полученных от реализации прав требования (см. коммент. к ст. 20 Закона);
4) добровольных взносов и иных источников.
2. Пункт 2 посвящен обособлению имущества ПОС.
2.1. Так, средства, идущие на КВ, должны во всех случаях обособляться от иного имущества ПОС.
2.2. Таким же образом обособляются и средства, предназначенные для финансирования КВ (см. подп. "а" п. 1 ст. 18 Закона), но направляемые на финансирование КВ по иным основаниям (абз. 2 п. 2 ст. 28 Закона).
2.3. Очень важным положением является правило о том, что финансирование КВ должно отражаться на отдельных балансах ПОС, с ведением по ним отдельного учета. На каждый вид деятельности, так или иначе связанной с КВ, открывается банковский счет (абз. 3 п. 2 ст. 28 Закона).
Вышеуказанные правила позволяют надзирающим и контролирующим органам отследить правильность финансовых операций КВ в пользу потерпевших.
3. ПОС предоставляется право инвестировать временно свободные средства на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности исключительно в целях сохранения и прироста этих средств.
3.1. Если термины: "возвратность", "прибыльность" и "ликвидность" знакомы правоприменителю, то определение "диверсификация" нуждается в уточнении.
"Диверсификация" (от ср. век. лат. diversificatio) - изменение, распространение. В широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставления услуг и т.п.). <*>
--------------------------------
<*> См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4 изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 393.
3.2. Инвестирование указанных средств ПОС определяется ежегодным планом, который утверждается общим собранием членов профессионального объединения.
4. Пункт 4 статьи 28 извещает о том, что федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью может устанавливать (но не обязан) требования в отношении минимальной суммы средств для финансирования КВ, предусмотренных подп. "а" п. 1 ст. 18 Закона и находящихся на банковском счете ПОС (считать, что это "процедура банкротства").
Мы специально привели почти дословное цитирование из п. 4 ст. 28 настоящего Закона, чтобы читатель осознал "сухость" языка и "громоздкость" построения данной правовой конструкции. Короче и яснее была бы, на наш взгляд, другая формулировка фразы: "может устанавливать предел минимальных сумм для финансирования КВ, но в случае применения к страховщику процедуры банкротства (подп. "а" п. 1 ст. 18 настоящего ФЗ).
5. Пункт 5 статьи 28 гласит о том, что средства, полученные ПОС от реализации права требования (доходы, прибыли и иные, как имущественные, так и финансовые поступления) и перечисляемые в ст. 20 данного Закона, целевым назначением направляются для финансирования КВ.
6. Пункт 6 Закона разбит на два абзаца. В первом абзаце сказано об обязательной ежегодной аудиторской проверке профессионального объединения (ПО) <*>, а во втором - о том, что ПОС обязано заключить с независимой аудиторской организацией договор. Его условия утверждаются общим собранием членов ПО.
--------------------------------
<*> Примечание: законодатель в различных правовых нормах комментируемого Закона использует разные фразы. Под объединением понимается именно "профессиональное объединение страховщиков", где мы используем аббревиатуру ПОС. Там, где законодатель использует словосочетание "профессиональное объединение (ПО)", следует понимать также ПОС. Указанная разница в терминологии объясняется, по нашему мнению, технической недоработкой. Далее используется - ПО.
7. Седьмой, завершающий пункт ст. 28 указывает на то, что годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс после утверждения их общим собранием членов ПО подлежат ежегодному официальному опубликованию.