Статья 28. Контроль за оборотом оружия
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:
производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;
безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;
требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;
при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;
обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, его территориальных органов и органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 28 Закона об Оружии:
-
Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-9008, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Между тем, таких оснований по результатам изучения судебных актов принятых по делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 22 и 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее – Закон об оружии), статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Приказа МВД России от 29.06.2012 N 646 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-10754/13, Высший арбитражный суд, надзор
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявления. Статьи 22, 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-11223/13, Высший арбитражный суд, надзор
Заявитель указывает на то, что статьи 22, 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 28 Закона об Оружии
1. Контроль - важнейшая функция государственного управления, "назначение которой состоит в том, чтобы установить соответствие или несоответствие фактического состояния и деятельности управляемых объектов заданному им состоянию" <77>.
--------------------------------
<77> Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.
Содержание контроля как правовой формы деятельности в научной литературе связано с рассмотрением компетентным органом конкретного дела на основе соответствующих норм права и закреплением результатов в процессуальных документах. Важную роль при этом играют гарантии прав субъектов, вовлеченных в эту деятельность. Смысл контроля за оборотом оружия состоит в том, что чем качественнее и полнее проведены проверки, тем меньшее количество правонарушений будет выявлено в последующем.
В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ в ст. 1 подчеркивается, что организация и проведение проверок при осуществлении контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему имеет особенности и может устанавливаться другими федеральными законами. Таковым является комментируемый Закон. Кроме того, ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ установлены правила лицензионного контроля в отношении подавляющего большинства лицензируемых видов деятельности, в т.ч. в отношении разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов). Исключением является деятельность по приобретению оружия и ее составляющие: хранение, ношение, транспортирование и т.д. Правила контроля здесь регламентированы комментируемым Законом и иными нормативными актами подзаконного уровня, изданные в соответствии с ним.
В развитие норм комментируемой статьи Приказом МВД России от 29 июня 2012 г. N 646 утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Основным субъектом контроля за оборотом оружия в России являются органы внутренних дел (полиция). К числу основных направлений деятельности полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, относится контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 12 указанного Закона полиция обязана контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Контроль, осуществляемый полицией за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, призван предупредить возможные нарушения установленного порядка приобретения, хранения, ношения, транспортирования и совершения других операций с данным источником повышенной опасности, выявить эти отклонения и принять меры к их устранению.
Для успешной реализации указанной контрольной функции полиции ей предоставлены соответствующие права, детальным образом конкретизированные в пп. 22 - 24 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.
Контроль осуществляется при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений. Таким образом, контроль полиции в исследуемой сфере охватывает практически все стадии оборота оружия, начиная с т.н. предварительного контроля, осуществляемого за соискателем лицензии, и завершая контролем за его уничтожением. Полагаем, правильным было бы называть указанную разновидность контроля полицейским лицензионно-разрешительным надзором, учитывая наделенность этого государственного образования широким полномочиями по применению мер принуждения, в т.ч. специфического характера (например, применение боевого оружия), а также наличие особого ограниченно оборотоспособного объекта контроля, коим, конечно же, является оружие.
Субъектами контроля за оборотом оружия также являются:
- Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) - в области производства оружия, за исключением производства боевого ручного стрелкового оружия;
- Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) - в области производства боевого ручного стрелкового оружия (см. комментарий к ст. 9.1).
Государственный надзор за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (см. комментарии к ст. 7, 8).
2. Контроль за сохранностью и состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании граждан и организаций, осуществляется по правилам, предусмотренным Постановлениями Правительства РФ: от 17 июля 1996 г. N 831 "О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите", от 22 апреля 1997 г. N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием", от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях", от 16 апреля 2011 г. N 274 "Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны".
Контроль за оборотом оружия в государственных военизированных организациях осуществляется должностными лицами государственных военизированных организаций в пределах их полномочий.
3. Основания и порядок, права должностных лиц органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия детальным образом регламентированы в Административном регламенте, утвержденном Приказом МВД России от 29 июня 2012 г. N 646.
Должностные лица ГУОООП МВД России, ГУТ МВД России и территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию по контролю за оборотом оружия, имеют право:
- проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов;
- устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензии на приобретение оружия, лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия, реализации патронов к нему, разрешения на хранение, хранение и ношение, хранение и использование оружия и патронов;
- проводить проверку деятельности юридического лица, занимающегося торговлей оружием и реализацией патронов к нему;
- изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, патроны к оружию, основные части к ним;
- требовать от физических или юридических лиц представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций;
- по результатам проверок выдавать гражданам Российской Федерации и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений Правил оборота оружия, патронов к оружию;
- ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке оборот оружия и применять иные меры, предусмотренные комментируемым Законом;
- при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные комментируемым Законом.
Предметом государственного контроля является соблюдение физическими и юридическими лицами, имеющими во владении или (и) в пользовании оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны к оружию (боеприпасы) и составные части патронов, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России правил оборота гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию.
Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 29 июня 2012 г. N 646, предусмотрено проведение документарных и выездных, плановых и внеплановых проверок.
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере оборота оружия, обязаны в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ вести журнал учета проверок. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки лицензиат вправе представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Лицензиат вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа непосредственно в суд или в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности. Бремя доказывания обоснованности своих действий при их обжаловании лежит на лицензирующем органе. Граждане - владельцы оружия также могут обжаловать действия и решения контролирующего органа в административном или судебном порядке.