Актуально
Федеральный закон "Об оружии", N 150-ФЗ | ст. 2
Статья 2. Виды оружия
Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=""></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
--
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Изменения документа
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=""></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
--
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Комментарий к ст. 2 Закона об Оружии
1. В комментируемой статье оружие классифицируется по назначению. Представляется сомнительным предложение отдельных авторов закрепить в комментируемом Законе классификацию оружия по степени общественной опасности <35>, поскольку данный критерий не может быть определен однозначно для всех видов оружия.
--------------------------------
<35> Федорко С.Н. Правовое регламентирование противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации // Российский следователь. 2007. N 12.
В комментируемой статье указано, что видовое разделение оружия на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное происходит в зависимости от целей его использования, а также по основным параметрам и характеристикам. Однако фактически ключевым критерием является именно цель использования оружия. Так, к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты.
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение соответствующими органами.
2. Закрепление комментируемым Законом как одного из видов оружия боевого ручного стрелкового оружия создало проблемы в правоприменительной практике. В литературе неоднократно отмечалось, что данная формулировка вывела из сферы уголовного регулирования существенную часть предметов вооружения <36>. Это разночтение было устранено Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. N 5, в котором поясняется, что уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с видами оружия, указанными в комментируемом Законе, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, состоящего на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена федеральным законом воинская служба и на которые действие комментируемого Закона не распространяется.
--------------------------------
<36> См., например: Аксенов О. Как квалифицировать кражу миномета? // Российская юстиция. 1999. N 6; Невский С. Законодатель забыл, что минометы и орудия тоже стреляют // Российская юстиция. 2000. N 2.
Закон "Об оружии" 1993 года подразделял оружие на гражданское, служебное и боевое, что более соответствует реальному положению вещей, и применительно к сфере административного регулирования такая классификация справедлива. Но тем не менее, на наш взгляд, необходим и иной, более полный, перечень видов оружия, который на нормативном уровне устранял бы существующие разногласия в определениях и позволил бы более эффективно использовать как уголовный закон, так и иные нормативные акты в сфере регулирования оборота оружия.
Необходимо отметить, что боевое оружие, не относящееся ни к ручному стрелковому, ни к холодному (например, танки, артиллерийские орудия, различного рода боевая техника, бомбы, мины и др.), не подпадает под сферу влияния комментируемого Закона.
Вопрос об отнесении устройств и предметов, конструктивно схожих с оружием и не имеющих сертификации, в случае изъятия их у владельцев, при необходимости решают посредством криминалистической экспертизы в экспертно-криминалистических центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Более подробно все виды оружия будут рассмотрены далее.