Статья 37. Эротические издания
Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.
Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 37 Закона о СМИ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ12-48, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Передачи ведут одни и те же ведущие. Согласно абзацу 1 статьи 37 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей названного Закона понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 37 Закона о СМИ
1. Комментируемая статья определяет ограничения по распространению эротических изданий. Однако содержание статьи несколько не соответствует ее наименованию. В названии статьи законодатель оперирует термином "эротические издания", который обычно применяется к печатным средствам массовой информации. Содержание же нормы регламентирует любые средства массовой информации, специализирующиеся на продукции эротического характера.
Так, например, при разрешении конфликта между генеральным директором издательского дома "Зима" и главным редактором рекламно-информационной газеты "Клубничка" Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ сделала вывод о том, что журнал "Клубничка" является периодическим печатным изданием эротического характера. Вывод был сделан на основании критериев отнесения изданий к эротическим, установленных ст. 37 Закона РФ "О средствах массовой информации" и ст. 1 Федерального закона "О государственной поддержкусредств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
Под средством массовой информации эротического характера понимается периодическое печатное издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу.
2. Определение средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, представленное в комментируемой статье, изложено только для целей Закона "О средствах массовой информации" и не является универсальным. В определении особо подчеркиваются несколько критериев таких средств массовой информации: они в целом эксплуатируют интерес к сексу (то есть основная часть издания посвящена сообщениям и материалам эротического характера) и подобная эксплуатация осуществляется не разово, а систематически. В целом подобное определение не позволяет разграничить эротическую и порнографическую продукцию. Четкие рамки отсутствуют и в других нормативных актах.
В случае установления должностным лицом факта выхода в свет и распространения СМИ, зарегистрированного как общедоступное или специализированное рекламное издание, а в действительности имеющего все признаки специализированного эротического издания, регистрирующим органом должны быть применены меры, предусмотренные ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона: подача искового заявления в суд о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным (см. п. 23.7 Методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, утв. распоряжением Роскомнадзора от 29 июня 2012 г. N 21).
Пример. Со ссылкой на комментируемую статью суд признал недействительным свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации, поскольку согласно юридико-лингвистическому исследованию специалистов информация, опубликованная в журнале "Флирт и знакомства", является сообщениями и материалами эротического характера, в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу. В журналах указано, что журнал "Флирт и знакомства" зарегистрирован как рекламное издание, специализируется на публикации бесплатных или платных объявлений от физических или юридических лиц и материалов рекламного характера.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что представленные номера журнала "Флирт и знакомства" не позволяют истолковывать их содержание по-иному, нежели как собрание сообщений и объявлений эротического характера. На титульной странице журнала имеется надпись: "новый журнал исключительно для взрослых". Кроме того, на страницах журналов изображены полуобнаженные женщины и подписи типа: "Настенька, 24 года, очень хочет познакомиться", приведены параметры фигуры 168/42/2... а также номер телефона *** (круглосуточно) (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 6 декабря 2012 г. по делу N 11-27258).
Как мы видим, суды с учетом мнения экспертов могут четко разграничить издания рекламного (о которых см. ст. 36) и эротического характера.
3. Комментируемая статья предусматривает особые режимы распространения радио- и телепрограмм, а также периодических печатных изданий эротического характера и аудиовидеозаписей.
Закон регулирует распространение радио- и телепрограмм эротического характера, транслируемых на некодированных (т.е. общедоступных) каналах. По общему правилу такие трансляции возможны только с 23 часов до 4 часов по местному времени. Однако местная администрация может установить иное разрешенное время распространения.
Для розничной продажи продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, установлены требования упаковки в прозрачные запечатанные пакеты и распространения только в специально отведенных для этого местах.
Как следует из ч. 3, места розничной продажи продукции эротического характера определяются местной администрацией.
К примеру, Правила распространения эротических изданий на территории Каширского района, рекомендованные главам городских и сельских поселений, утверждены Постановлением главы Каширского муниципального района МО от 21 августа 2008 г. N 759-пг "О правилах распространения эротических изданий на территории Каширского района". Конкретные адреса торговых помещений, которые могут быть использованы для торговли печатными изданиями, кино-, видео-, иной продукции эротического характера, согласовываются с главой Каширского муниципального района по представлению глав городских и сельских поселений. Постановлением объявлен запрет торговли эротической продукцией на территориях, прилегающих к детским, образовательным и культовым учреждениям (прилегающие территории устанавливаются главами поселений самостоятельно), также на улицах, с рук, лотков, машин, в местах массового сбора и отдыха граждан.
Под запрет попадает продажа эротических изданий лицам моложе 16 лет, а равно ознакомление их с указанными товарами, а также распространение эротической продукции без указания ее выходных данных (адрес редакции, издатель, типография, цена либо пометка "Свободная цена" и т.д.), а также не зарегистрированной в соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации". Разрешено распространение зарубежных периодических изданий, в том числе издаваемых в странах СНГ, только при наличии разрешения, если иной порядок распространения не предусмотрен межгосударственными соглашениями и договорами.
Кроме того, в качестве примера см. распоряжение главы Пушкинского района МО от 11 октября 2002 г. N 293-р "Об упорядочении распространения эротических изданий в Пушкинском районе".
4. К сожалению, комментируемый Закон не предусматривает обязательного предварительного информирования зрителей (слушателей или читателей) об эротическом характере сообщения или материала. Вместе с тем проект Индустриального комитета предлагал закрепить такое предупреждение в следующей форме: "Перед началом демонстрации передач эротического характера вещатель обязан сделать звуковое и текстовое предупреждение, информирующее об эротическом характере последующей за сигналом передачи и нежелательности ее просмотра зрителями, не достигшими шестнадцатилетнего возраста. Издатели периодических печатных и электронных изданий при распространении программ теле- и радиопередач обязаны указывать, какие передачи носят эротический характер, предупреждая о нежелательности их просмотра зрителями, не достигшими шестнадцатилетнего возраста".
По делам о признании периодической программы эротической и запрете ее по телекоммуникационным сетям открытого доступа, в том числе в доступное для просмотра детьми время вещания, запрете телетрансляции во временном интервале с 4 часов утра до 23 часов вечера обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, подлежащими установлению и доказыванию, являются наличие или отсутствие оснований для отнесения телеканала к средству массовой информации, специализирующемуся на сообщениях и материалах эротического характера, и содержание в программе сообщений и материалов эротического характера, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Также значимыми обстоятельствами являются форма, содержание и периодичность сообщений и материалов эротического характера, предполагающих эксплуатацию интереса к сексу.
К примеру, длительные судебные процессы имели место по исковым требованиям о признании трансляции телепрограммы "Дом-2" нарушением законодательства РФ, запрете трансляции телепрограммы "Дом-2" в утренние, дневные и ранние вечерние часы.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции с учетом заключений экспертов, показаний экспертов и других письменных доказательств пришел к правильному выводу, что выпуски телепрограммы "Дом-2" под названиями: "Дом-2: Love", "Дом-2: Город любви"; "Дом-2: После заката", "Дом-2: Первая весна", транслируемые на телеканале ТНТ (ОАО "ТНТ-Телесеть"), содержат сообщения и материалы эротического характера, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу и причиняют вред здоровью и развитию детей, в связи с чем трансляция их в дневное время в открытом доступе нарушает требования ст. 37 комментируемого Закона.
Однако в своем решении суд сделал вывод относительно отдельных выпусков телепрограммы "Дом-2", а не в отношении данной телепрограммы в целом. Наложив запрет на трансляцию любых выпусков телепрограммы "Дом-2", содержащих сообщения и материалы эротического характера, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу, во временном интервале с 4 часов утра до 23 часов вечера, суд в резолютивной части решения не указал, каким образом будут определяться наличие или отсутствие содержания в выпусках телепрограммы "Дом-2" сообщений и материалов эротического характера, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Дело передано на новое рассмотрение в другой суд Московской области (см. Определение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 5-КГ12-48).
По рассматриваемой категории дел вопрос о признании изданий и программ эротическими в качестве доказательств судом принимаются заключения экспертов. Предмет экспертного исследования должен соответствовать вопросам, поставленным судом перед экспертом. Так, для установления деструктивного влияния аудиовизуальных материалов на нравственное развитие, психическое здоровье и социальную адаптацию несовершеннолетних проводится медиапсихологическая экспертиза.
Обратим внимание, что комментируемая статья не содержит санкции за нарушение ее требований, а содержит лишь дозволение на распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала только с 23 до 4 часов. Ответственность за нарушение требований этой правовой нормы предусмотрена ст. 60 комментируемого Закона.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения соответствующих нарушений должностное лицо Роскомнадзора фиксирует данное нарушение в акте и сообщает об этом в центральный аппарат Роскомнадзора, в органы внутренних дел и местную администрацию для принятия ими мер в рамках их компетенции.