Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 | ст. 35

Статья 35. Обязательные сообщения

Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:

вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;

поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.

Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий редакции средств массовой информации по обращениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, направляемым редакциям в соответствии с территорией и формой распространения конкретного средства массовой информации, обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе в зависимости от формы распространения массовой информации выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) экстренную информацию о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите или публиковать указанную экстренную информацию. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с редакциями средств массовой информации, выпуска в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите и публикации указанной экстренной информации определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 35 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет случаи ограничения профессиональной самостоятельности редакции средства массовой информации. Некоторые сообщения редакция средства массовой информации обязана публиковать вне зависимости от своего желания.

2. Первая часть комментируемой статьи обязывает редакцию публиковать судебное решение, если требование о такой публикации содержится в судебном решении. Судебные решения вступают в законную силу по истечению срока на апелляционное или кассационное обжалование (10 дней - согласно ст. ст. 321, 338 ГПК РФ). Только по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме кассационная жалоба может быть подана в течение 5 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

3. Несколько иные сроки вступления судебных решений в силу предусмотрены для арбитражных судов и Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 259 АПК РФ апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен Кодексом. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

По делам об административных правонарушениях решения суда вступают в законную силу по истечении десяти дней со дня их принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

4. Обязательное опубликование судебного решения предусмотрено ст. 253 ГПК РФ по делам об оспаривании нормативного правового акта. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Так, в Определении Верховного Суда РФ от 20 декабря 2002 г. по делу N 9-Г02-33 было отмечено, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать в резолютивной части решения.

5. В соответствии со ст. 196 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

6. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ и при необходимости в иных изданиях.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации, а при необходимости и в иных изданиях (ст. 78 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

В обязательном порядке публикуются также решения по делам о защите деловой репутации, чести и достоинства.

Комментируемая статья возлагает на редакции средств массовой информации обязанность публиковать сообщения регистрирующего органа, касающиеся деятельности редакций.

7. Часть 2 комментируемой статьи обеспечивает беспрепятственную публикацию официальных сообщений и материалов государственных органов, равно как и органов местного самоуправления, в средствах массовой информации, учредителями (соучредителями) которых они являются. Данное положение корреспондирует с ч. 2 ст. 18 комментируемого Закона, обеспечивающей публикацию заявлений учредителя. Порядок такой публикации должен быть урегулирован в уставе или заменяющем его договоре.

Редакция обязана также публиковать материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации:

- согласно комментируемому Закону граждане и организации имеют право на ответ или опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений в том же средстве массовой информации;

- согласно абз. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" "Российская газета" обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Согласно ч. 3 ст. 19 этого же Закона в течение двух месяцев со дня вступления в силу Федерального закона федеральный уполномоченный орган открывает специальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования и публикует адрес этого сайта в "Российской газете". Федеральный уполномоченный орган обязан в течение месяца после вступления в силу Федерального закона утвердить и опубликовать в "Российской газете" образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения (ч. 6 ст. 20);

- кроме того, согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 12 мая 2009 г. N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами" Общероссийская организация телерадиовещания, получившая решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации компенсировать недостающий объем эфирного времени в отношении соответствующей парламентской партии, в течение 30 дней со дня получения решения компенсирует недостающий объем эфирного времени соответственно на телеканалах или радиоканалах в отношении соответствующей парламентской партии, за исключением отдельных случаев, предусмотренных в указанном законе;

- в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий;

- официальное опубликование в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации предусмотрено статьей 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания";

- член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации;

- согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", общероссийские государственные организации телерадиовещания должны еженедельно выпускать в эфир на одном из общероссийских телеканалов и на одном из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы по плану, утвержденному Общественной палатой. Объем эфирного времени на каждом из указанных телеканалов и радиоканалов не может быть менее 60 минут в месяц;

- согласно абз. 2 п. 9 ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме заключения экспертных комиссий по техническому регулированию. Имеется ссылка на акт Правительства, устанавливающий порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование (Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных, иных нормативных правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования");

- согласно абз. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и п. 7 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27), содержащиеся в Перечне сведения, подлежат опубликованию в "Российской газете".

При этом, скажем, ФГУ "Редакция "Российской газеты" заключает соглашения о порядке взаимодействия с органами власти по вопросу опубликования в "Российской газете" подлежащих публикации обязательных сведений. Так, Соглашением от 30 июня 2011 г. с Федеральной службой по финансовому мониторингу определен порядок взаимодействия по вопросу опубликования в "Российской газете" подлежащих публикации сведений об организациях и физических лицах, включенных в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и исключенных из перечня, в соответствии с которым Росфинмониторинг предоставляет в редакцию подлежащие опубликованию сведения, а редакция осуществляет их опубликование в установленные сроки, при этом ответственность за достоверность публикуемых сведений несет Росфинмониторинг (п. 3.3 Соглашения). Сведения для публикации в газете "Российская газета" предоставляются в редакцию Росфинмониторингом в электронном виде, а также в печатном виде, заверенные печатью и подписью руководителя Росфинмониторинга. Редакция "Российской газеты" не вправе вносить какие-либо изменения в предоставленные сведения, равно как не вправе требовать от Росфинмониторинга предоставления подтверждения достоверности указанных сведений и нести за недостоверность гражданско-правовую ответственность.

8. В судебной практике имели место споры, связанные с определением относимости предоставленного депутатом материала к вопросам его деятельности и, соответственно, отнесением материала к категории обязательных сообщений.

В качестве примера см. Определение Пермского краевого суда от 18 февраля 2013 г. по делу N 33-1721.

Истцу как депутату Земского Собрания Ординского района не принадлежит право требования безусловного опубликования на страницах газеты "Верный путь" какой-либо информации. Представленный в редакцию газеты материал "Куда ни кинь - всюду клин... или как администрация района решает проблемы" по своему содержанию не является информацией депутата о своей деятельности, отчетом о проделанной работе, не является информацией о деятельности Земского Собрания, т.е. формой депутатской деятельности, как это определено Уставом Ординского муниципального района. Представленный материал является личностной оценкой истца о деятельности должностных лиц органов местного самоуправления и главного редактора газеты "Верный путь". В опубликовании материала отказано не было, истцу предложено внести изменения, поскольку материал содержал недостоверную информацию, в тексте отсутствовали ссылки на источник информации, в силу Федерального закона "О средствах массовой информации" ответственность за распространение недостоверной информации несет редакция газеты совместно с автором. Суды установили, что материал, представленный М.А., к указанным в ст. ст. 18, 35, 43, 46 комментируемого Закона случаям не относится.

Доводы М.А. о том, что ему как депутату должно обеспечиваться беспрепятственное осуществление своих полномочий по информированию жителей, в том числе через средства массовой информации, на выводы суда не влияют.

По другому делу, проанализировав содержание неопубликованной ответчиком статьи, суд установил, что она не является информацией о депутатской деятельности истца (см. Апелляционное определение Магаданского областного суда от 19 февраля 2014 г. N 33-125/2014).

Иные нормы отечественного законодательства также предусматривают публикации сведений и материалов в средствах массовой информации.

9. Третья часть комментируемой статьи закрепляет обязанность государственных средств массовой информации публиковать сообщения и материалы федеральных государственных органов и органов государственной власти субъекта Федерации. Трактовка терминов, которыми оперирует в данной статье законодатель, а также порядок публикации указанных сведений регламентированы Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".

Под федеральными органами государственной власти понимаются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Под органами государственной власти субъектов РФ - законодательные (представительные) и исполнительные органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

При применении комментируемой статьи следует учитывать п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16. Суд указывает, что в связи с происшедшими с момента вступления этого Закона в силу (8 февраля 1992 г.) изменениями в законодательстве РФ положения, в которых указывается на государственные органы, необходимо понимать как относящиеся не только к органам государственной власти и иным государственным органам, но и к органам местного самоуправления.

10. Государственные средства массовой информации указанный Закон также подразделяет на федеральные и региональные. Под государственным федеральным средством массовой информации понимается средство массовой информации, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти; под государственным региональным средством массовой информации - средство массовой информации, учредителями которого выступают федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти субъектов РФ либо только органы государственной власти субъектов РФ.

Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий (ст. 5 Закона):

- обращений и заявлений Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;

- торжественной церемонии вступления в должность Президента РФ;

- открытия первого заседания Совета Федерации;

- открытия первого заседания Государственной Думы;

- открытия первого заседания нового Правительства РФ.

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ также закрепляет обязательные требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам, порядок освещения выступлений депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в государственных региональных средствах массовой информации, предоставление эфирного времени и порядок освещения теле- и радиодебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе, иные теле- и радиопрограммы о деятельности федеральных органов государственной власти.

К основным государственным средствам массовой информации в настоящее время относятся ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Российская книжная палата" (г. Москва), федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты" (г. Москва), а также ФГУП "Международное информационное агентство "Россия сегодня". В частности, основным направлением деятельности ФГУП "Международное информационное агентство "Россия сегодня" является освещение за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации. Генеральный директор названного агентства назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ (подробнее см. Указ Президента РФ от 9 декабря 2013 г. N 894 "О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации").

11. Контроль за соблюдением органами государственной власти и государственными аудиовизуальными средствами массовой информации требований законодательства Российской Федерации о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации осуществляется Федеральной комиссией по телерадиовещанию в соответствии с федеральными законами. Федеральная комиссия по телерадиовещанию осуществляет контрольные полномочия в отношении государственных аудиовизуальных средств массовой информации исключительно путем анализа записей теле- или радиопрограмм после их выхода в эфир.

12. Отдельными законами предусмотрен обязательный порядок публикации сведений государственными средствами массовой информации. Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях. Установлено, что федеральный уполномоченный орган открывает специальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования и публикует адрес этого сайта в "Российской газете".

Как мы видим, в данном случае в силу прямого указания Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ и на основании ч. 3 ст. 35 комментируемого Закона сообщения и материалы должны быть опубликованы безоговорочно государственными средствами массовой информации.

Кроме того, следует вспомнить законодательно установленную обязанность государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям эфирное время для информирования избирателей. Эфирное время подлежит предоставлению не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения избирательных комиссий. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций (подробнее см. см. ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", п. 10 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации").

Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" общероссийские государственные организации телерадиовещания должны еженедельно выпускать в эфир на одном из общероссийских телеканалов и на одном из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы по плану, утвержденному Общественной палатой. Объем эфирного времени на каждом из указанных телеканалов и радиоканалов не может быть менее 60 минут в месяц.

Таким образом, отечественный законодатель пошел по пути императивного закрепления обязанности государственных средств массовой информации публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Следует заметить, что Резолюция ПАСЕ 820 (1984) "Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации" лишь рекомендует национальным телерадиокомпаниям изучить возможность:

- вещания программ о работе парламента в определенное время суток;

- при наличии нескольких каналов вещания на одном из них отдавать приоритет одной программе парламентских новостей;

- шире освещать выступления в парламенте видных членов правительства;

- создать специализированную съемочную группу по парламентским вопросам;

- разъяснять аудитории основные факты парламентской жизни.

В свою очередь, национальным парламентам следует:

- обдумать вопрос о назначении специальных сотрудников по вопросам парламентской информации;

- изучить возможность организации спикером брифингов по повестке дня парламента;

- обеспечить условия для работы журналистов в парламенте, готовить пресс-релизы и бюллетени о работе парламента (желательно на нескольких языках);

- предоставлять необходимые услуги работникам радио и телевидения;

- выпускать аудиовизуальные материалы о деятельности парламента;

- вести аудиовизуальную запись парламентских прений для использования телерадиокомпаниями.

13. Часть 4 обязывает редакции средства массовой информации незамедлительно передавать в эфир по требованию компетентного федерального органа экстренную информацию.

До вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ об изменениях содержание ч. 4 ограничивалось лишь возможностью в экстренном порядке незамедлительно распространить оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности. Теперь же круг информации значительно расширился. Информация по вопросам пожарной безопасности относится к информации об "угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Обратим внимание и на изменение самого понятия: вместо "оперативной информации" речь в действующей редакции идет об "экстренной информации".

К экстренной информации в данном случае относится, во-первых, информация об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и во-вторых, информация об опасностях при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о котором идет речь в комментируемой статье, является МЧС России (см. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").

В п. 22 Постановления от 15 июня 2010 г. N 16 Пленум Верховного Суда РФ указал, что в силу положений Федеральных конституционных законов "О чрезвычайном положении" (п. "з" ч. 2 ст. 18, ст. 23) и "О военном положении" (подп. 4 п. 1 ст. 14, подп. 4 п. 1 ст. 15) через средства массовой информации передается информация о введении чрезвычайного положения, о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного или военного положения. Поскольку в названных Законах отсутствует указание о том, на какие средства массовой информации возлагается эта обязанность, информация подлежит опубликованию в том средстве массовой информации, в которое адресовано соответствующее требование со стороны Президента РФ, коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции в области обеспечения режима военного положения.

Приведенное разъяснение продолжает оставаться актуальным и после внесения изменений в ч. 4 комментируемой статьи.

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, названо одной из основных задач в области гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"). На федеральные органы исполнительной власти возложено полномочие создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Те же полномочия - своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - имеют органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (см. ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ).

Оповещение населения об опасностях регламентируется большим количеством специальных нормативных актов, основными из которых являются следующие:

- Положение о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 177, которое определяет порядок использования работающих на внутрироссийском вещании радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций для оповещения в речевой форме населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а также обязанности территориальных органов МЧС России, Минкомсвязи России и телерадиокомпаний по вопросам использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 26 ноября 2007 г. N 804, определяющее основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые направлены на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

- Положение о системах оповещения населения, утвержденное Приказом МЧС России, Министерства связи России, Министерства культуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376, которое разработано и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения. Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения;

- Порядок размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, утв. совместным Приказом МЧС России, МВД России, ФСБ России от 31 мая 2005 г. N 428/432/321. Документ предназначен для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей;

- п. 1.2 Методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утв. МЧС России 13 декабря 2012 г. N 2-4-87-30-14.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Исполнение положений комментируемой статьи обеспечивается установлением норм об административной ответственности. Нарушение правил распространения обязательных сообщений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. (см. ст. 13.17 КоАП РФ). Напомним, что индивидуальные предприниматели по общему правилу несут ответственность как должностные лица.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. № 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ
В.А. Тимошенко, А.Б. Смушкин, 2015

Судебная практика по статье 35 Закона о СМИ:

  • Решение Верховного суда: Определение N ГКПИ11-2107, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
    По смыслу ст. 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакция обязана публиковать материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации...
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3910/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
    Ставропольская правда» является официальным изданием на территории Ставропольского края, она обязана публиковать решения судов края, в которых имеется такое указание, в силу статьи 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и на основании статьи 35 Закона о средствах массовой информации. В этой связи, прекращая производство по кассационной жалобе применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции исходил из того...
  • Решение Верховного суда: Определение N КАС11-791, Кассационная коллегия, кассация
    подлежат рассмотрению и разрешению Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции требования заявителя об обязании средств массовой информации опубликовать материалы об обстоятельствах гибели царской семьи, поскольку, по смыслу ст. 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», указанные материалы не относятся к материалам, публикация которых в средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации...
Изменения документа
ОФОРМИВ ОНЛАЙН-ЗАЯВКУ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЯМО СЕЙЧАС, ВЫ ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 10%

 

 

 

 

Юридическая консультация помощь онлайн услуги бесплатно Кемерово Юрист
Наши предложения
Юридическая консультация по трудовому, налоговому, земельному, уголовному и административному праву в Кемерово услуга трезвый водитель
Наши юристы окажут квалифицированную помощь юридическим лицам.
Регистрация и ликвидация предприятий. Представление интересов в арбитражном суде и судах общей юрисдикции. Консультации юриста по трудовому, административному и договорному праву. Юридическая помощь по налоговым делам. Содействие в возврате долгов и возмещение причиненного ущерба.
Юрист и адвокат по гражданским делам Автоюрист Частный детектив
Бесплатная консультация всем Услуги для граждан.
Профессиональные юридические консультации и защита граждан. Бесплатная помощь юристов в вопросах наследства. Круглосуточная помощь автоюриста (оспаривание действий ГИБДД, возврат водительского удостоверения, оспаривание виновности в ДТП) Споры со страховыми компаниями. Консультация юриста по семейным вопросам (развод, раздел имущества, определение места жительства детей, алименты, наследство), жилищным, земельным. Банковские споры и многое другое...
Звоните в Кемерово

Звоните в Москве и МО
Нас можно найти по адресу в Кемерово

650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 3 (отдельный вход с право от главного крыльца, со стороны ТРЦ "СОЛНЕЧНЫЙ")

 

Нас можно найти по адресу в Москве
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, 4 Всесезонный горнолыжный комплекс "СНЕЖ.КОМ." (Юридическая консультация по предварительной записи)
Мы работаем 
Пн-Пт с 9:00 до 20:00

Сб-Вс: предварительная запись
Поделись страницей
Яндекс.МетрикаРейтинг@Mail.ru