Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 | ст. 31.6

Статья 31.6. Утратила силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

Комментарий к ст. 31.6 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья регламентирует основы лицензионного контроля. К нормативной базе лицензионного контроля в статье отнесены три нормативных акта: сам комментируемый Закон, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В п. 11 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1025) также указано, что проведение лицензионного контроля осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ст. 31.6 комментируемого Закона. Определения понятия "лицензионный контроль" названное Положение, как и комментируемая статья, не содержит.

2. Основной формой проведения лицензионного контроля является проведение проверок. Вторая часть статьи, определяя предмет проверок, конкретизирует положения ч. 1 ст. 12 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". При лицензионных проверках теле-, радиовещателя проверяются (т.е. являются предметом проверки):

- соответствие документов действительности;

- соблюдение лицензионных требований;

- состояние технических средств;

- исполнение предписаний контролирующих органов;

- распространяемые телеканалы или радиоканалы;

- принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований.

Проверка может проводиться путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

К примеру, материалы внеплановой проверки легли в основу заявления Управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к ЗАО "СВЯЗЬМОНТАЖ" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в связи с нарушением организацией условий лицензии, выразившимся в несоблюдении направлений вещания.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением и на основании приказов управления уполномоченный орган провел внеплановую выездную проверку ЗАО "СВЯЗЬМОНТАЖ" с целью подтверждения фактов нарушения лицензионных условий и обязательных требований, выявленных ранее внеплановой проверкой и отраженных в акте. В ходе проверки выявлено, что в выданной обществу лицензии указан следующий адрес места нахождения юридического лица: Санкт-Петербург, (адрес1). Однако, исходя из представленных лицензиатом в ходе проверки документов, а именно: выписки из ЕГРЮЛ, новой редакции устава, юридическим адресом общества является Санкт-Петербург, (адрес2). В нарушение требований п. 6 приложения N 1 к соответствующей лицензии общество в лицензирующий орган сведений об изменении адреса места нахождения не подавало; заявление о переоформлении лицензии не направляло (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2012 г. по делу N А56-67136/2011).

Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством РФ, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При Роскомнадзоре создана и действует специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств (далее - радиочастотная служба). Радиочастотная служба представляет собой единую систему организаций Роскомнадзора, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения.

Служба осуществляет контроль функционирования сетей связи и информационного пространства России непрерывно, соблюдая принцип открытости и достоверности информации о состоянии использования радиочастот и радиочастотных каналов радиоэлектронными средствами.

Радиочастотная служба реализует организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств на территории России, а также находящихся под юрисдикцией России, оказывает содействие в выявлении нарушений.

В соответствии с п. 4 Положения о радиочастотной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2014 г. N 434) радиочастотная служба участвует в осуществлении полномочий Роскомнадзора посредством проведения работ по оценке соблюдения лицензиатами лицензионных условий и требований в области телевизионного вещания и радиовещания.

3. Выделяют два вида проверок - плановая и внеплановая. Согласно Закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

4. Плановая проверка может быть документарной и выездной. Согласно ст. 11 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

5. По общему правилу согласно ст. 9 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки производятся по согласованию с органами прокуратуры. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

6. Что касается внеплановых проверок, при такой проверке особое внимание уделяется контролю соблюдения ранее выданных предписаний государственных органов. Комментируемый Закон после изменений стал содержать несколько коллизионную норму: одним из оснований проведения внеплановой проверки Закон называет основания, предусмотренные Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако указанный нормативный акт не содержит норм, конкретно регламентирующих основания проведения внеплановой проверки лицензиата. Представляется, что для определения возможности проведения внеплановых проверок лицензиата допустимо руководствоваться нормами Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом специфики регулируемых отношений.

7. С учетом положений ч. 3 комментируемой статьи, а также ст. 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" внеплановая проверка лицензиата-вещателя возможна по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения вещателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ;

4) нарушений, выявленных в ходе систематического наблюдения за исполнением лицензиатом законодательства о СМИ.

Как правило, внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований. В некоторых случаях проверка может быть осуществлена на основании обращения прокурора, в котором содержится информация о фактах совершения вещателем нарушений лицензионных требований.

Пункт 65 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (утв. Приказом Минкомсвязи России от 13 августа 2012 г. N 196) указывает, что решение об организации и проведении внеплановой проверки юридического лица, имеющего лицензию на вещание такого телеканала (радиоканала), принимается в случае выявления в результате проведенного мероприятия по контролю в отношении телеканала (радиоканала), телепрограммы, радиопрограммы признаков, свидетельствующих о нарушениях лицензионных требований, установленных законодательством РФ о лицензировании телевизионного вещания, радиовещания. Решение принимает руководитель Роскомнадзора на основании данных докладной записки, составленной по результатам мероприятия по контролю. Внеплановая проверка в названном случае проводится в порядке, установленном комментируемой статьей.

8. По общему правилу в ряде случаев лицензирующие органы вправе проводить внеплановую выездную проверку без направления предварительного уведомления лицензиату (см. ст. ст. 13 и 18 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), но после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности (ст. 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Однако ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи установлены две важные особенности: внеплановые проверки лицензиата проводятся без согласования с органом прокуратуры, а предварительное уведомление лицензиата о проведении внеплановой проверки недопустимо. Таким образом, законодатель ужесточает требования внеплановых проверок для вещателей.

Внеплановая проверка направлена на то, чтобы проверяемая организация не успела "подчистить следы" нарушений. Поэтому она должна проводиться без всякого предупреждения.

Проведение внеплановой проверки без санкции прокурора не означает, что такая проверка разрешена без соответствующего постановления (распоряжения) руководителя проверяющего органа. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Роскомнадзора. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются под роспись должностными лицами Роскомнадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю вещателя, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Роскомнадзора обязаны предоставить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения вещателем лицензионных требований и подлежат отмене вышестоящим органом Роскомнадзора или судом на основании заявления вещателя (подробнее см. ч. 1 ст. 20 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ). Об обязательности постановления (распоряжения) свидетельствует судебная практика (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 27 декабря 2010 г. N А55-7154/2010, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 г. N А33-2772/2013).

В ходе лицензионного контроля могут быть выявлены так называемые "грубые" нарушения. Часть 11 ст. 19 ФЗ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ ссылается на положения о лицензировании конкретного вида деятельности, которым должен быть установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений. К таким нарушениям лицензионных требований могут относиться: во-первых, нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; во-вторых, человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, окружающей среде, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства и т.п.

Обратимся к п. 9 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания. Грубыми нарушениями являются следующие три:

- нарушение вещания на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;

- несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, - несоблюдение программной концепции вещания;

- невыполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. № 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ
В.А. Тимошенко, А.Б. Смушкин, 2015
Изменения документа
ОФОРМИВ ОНЛАЙН-ЗАЯВКУ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЯМО СЕЙЧАС, ВЫ ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 10%

 

 

 

 

Юридическая консультация помощь онлайн услуги бесплатно Кемерово Юрист
Наши предложения
Юридическая консультация по трудовому, налоговому, земельному, уголовному и административному праву в Кемерово услуга трезвый водитель
Наши юристы окажут квалифицированную помощь юридическим лицам.
Регистрация и ликвидация предприятий. Представление интересов в арбитражном суде и судах общей юрисдикции. Консультации юриста по трудовому, административному и договорному праву. Юридическая помощь по налоговым делам. Содействие в возврате долгов и возмещение причиненного ущерба.
Юрист и адвокат по гражданским делам Автоюрист Частный детектив
Бесплатная консультация всем Услуги для граждан.
Профессиональные юридические консультации и защита граждан. Бесплатная помощь юристов в вопросах наследства. Круглосуточная помощь автоюриста (оспаривание действий ГИБДД, возврат водительского удостоверения, оспаривание виновности в ДТП) Споры со страховыми компаниями. Консультация юриста по семейным вопросам (развод, раздел имущества, определение места жительства детей, алименты, наследство), жилищным, земельным. Банковские споры и многое другое...
Звоните в Кемерово

Звоните в Москве и МО
Нас можно найти по адресу в Кемерово

650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 3 (отдельный вход с право от главного крыльца, со стороны ТРЦ "СОЛНЕЧНЫЙ")

 

Нас можно найти по адресу в Москве
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, 4 Всесезонный горнолыжный комплекс "СНЕЖ.КОМ." (Юридическая консультация по предварительной записи)
Мы работаем 
Пн-Пт с 9:00 до 20:00

Сб-Вс: предварительная запись
Поделись страницей
Яндекс.МетрикаРейтинг@Mail.ru