Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием (в том числе с участием иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства) в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации и (или) являться редакцией средства массовой информации.
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более чем 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном (складочном) капитале юридического лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.
Не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.
В случае нарушения требований, установленных частями второй и третьей настоящей статьи, указанные лица обязаны произвести отчуждение долей (акций), превышающих максимальный размер, установленный настоящей статьей, в порядке, предусмотренном статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принадлежащие указанным лицам голоса учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов в пределах, не превышающих 20 процентов такого участия.
Любые сделки, которые приводят к нарушению требований настоящей статьи, ничтожны.
Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит предоставлению лицами, определенными настоящим Законом.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 19.1 Закона о СМИ
Комментируемая статья устанавливает ограничения по участию иностранного капитала в сфере отечественной массовой информации. Запретной областью для иностранных юридических и физических лиц, апатридов (лиц без гражданства), лиц с двойным гражданством (бипатридов) и российских юридических лиц с преобладающим иностранным участием является телевещание и радиовещание. Закон препятствует возможности учреждения телепрограмм как полностью иностранными юридическими лицами, так и российскими хозяйственными товариществами или обществами с преобладающим (50% и более) участием в формировании уставного (складочного) капитала иностранных физических или юридических лиц. В хозяйственных товариществах капитал товарищества именуется складочным и состоит из вкладов участников товарищества. В хозяйственных обществах уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества, согласно ч. 6 ст. 66, могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи, или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку.
Для деятельности указанных выше лиц в сфере массовой информации установлены значительные ограничения:
- они не могут быть учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм;
- они не могут учреждать организации, охватывающие телевещанием половину или более половины субъектов Федерации. Таким образом, на настоящий момент зона уверенного приема телевещания организаций, учрежденных иностранным гражданином, лицом без гражданства и гражданином Российской Федерации, имеющим двойное гражданство, иностранным юридическим лицом, а равно российским юридическим лицом с преобладающим участием иностранного капитала, не должна охватывать более 38 - 41 субъекта Российской Федерации;
- они не могут учреждать организации, охватывающие телевещанием территорию, на которой проживают половина или более половины населения России. Это связано с тем, что численность населения страны по субъектам Федерации распределена неравномерно и можно создать телевизионный канал, транслируемый всего на несколько (но центральных) субъектов Федерации;
- запрещена любая форма отчуждения акций или долей (продажа, дарение и т.д.) как учредителями российских телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, так и после регистрации редакциями каналов, приводящая к возникновению указанных выше нарушений.
Представляется, что регламентированные в статье ограничения абсолютно обоснованны. Средства массовой информации не зря называют четвертой властью. Возможности влияния средств массовой информации на аудиторию чрезвычайно велики. Предусмотренные в статье ограничения связаны с необходимостью предотвращения преднамеренного зарубежного влияния на массовое сознание россиян и идеологических подрывных действий. Влияние на массовое сознание и идеологию происходит исподволь, незаметно, но может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому, несмотря на принцип свободы слова, государство имеет право защищать себя от постороннего влияния, ограничивая возможность приобретения иностранными инвесторами отечественных средств массовой информации, устанавливая особый порядок работы зарубежных корреспондентов и т.д.
В соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ с 1 января 2016 г. ст. 19.1 изложена в новой редакции <8>. Конкретизировано само наименование статьи, которое теперь будет звучать как "Ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание".
--------------------------------
<8> См.: пояснительную записку "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Изменения отвечают общему направлению ужесточения государственной политики в отношении иностранного участия в деятельности средств массовой информации, что имеет конечной целью формирование правильного общественного мнения, без пропаганды "прозападных" ценностей и идеалов, без явного и скрытого навязывания обществу ложных идей.
Возможная доля иностранного участия иностранного государства, международной организации, а также находящихся под их контролем организаций, иностранного юридического лица, российского юридического лица теперь составляет не более 20 процентов (а не 50 процентов). То же самое касается иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан РФ, имеющих гражданство другого государства. При определении доли иностранного участия берется в расчет общая доля участия иностранцев (в 100 процентах уставного или складочного капитала, долей, акций) для каждого конкретного средства массовой информации.
Законодатель установил довольно продолжительный срок (больше года), достаточный для того, чтобы иностранные учредители средств массовой информации в случае превышения доли иностранного участия могли внести необходимые изменения, передав свою долю (акции) другому лицу или самой организации.
С 1 января 2016 г. недопустимым является установление иностранными лицами любых форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения. Некоторые основные формы такого участия прямо названы в новой редакции статьи. При этом сама формулировка позволяет расширительное толкование на основе ряда признаков, определяющих иностранное влияние на деятельность средства массовой информации. Законодатель четко определил последствия нарушения ст. 19.1: любые сделки, которые приводят к нарушению требований статьи, являются ничтожными, т.е. не влекут каких-либо юридических последствий, а принадлежащие данным лицам голоса не учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов. Еще одним правовым последствием является то, что лица, нарушившие требования ст. 19.1 в новой редакции, являющиеся участниками (учредителями) учредителей средств массовой информации или редакций средств массовой информации, а также организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, не вправе осуществлять права участников корпорации (членов, акционеров), предусмотренные абз. 2 - 6 п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, в том числе получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией; обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия; требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков; оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки. Правительством РФ будет разработан и утвержден перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований ст. 19.1 в новой редакции.