Статья 12. Освобождение от регистрации
Не требуется регистрация:
средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 12 Закона о СМИ
1. По общему правилу права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные комментируемым Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации. Статья 12 предусматривает исключения из этого правила, закрепляя случаи, когда регистрации СМИ не требуется.
Основанием для освобождения СМИ от государственной регистрации могут послужить: специфическая цель деятельности; крайне ограниченные территория и аудитория распространения; малый объем выпуска.
2. Не требуется обязательной регистрации для средства массовой информации, учредителем которого является орган государственной власти или местного самоуправления и само СМИ создается исключительно для целей обнародования официальных материалов и сообщений, а также нормативных и иных актов этого органа. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Аналогичные положения содержатся и в иных нормативных актах.
Сообщение и материал как содержание продукции средства массовой информации имеют существенные различия. Сообщение носит фактологический, информационный характер. Материалу же свойственно кроме предоставления конкретной информации также и изложение оценочных суждений по поводу информации, аналитический, систематизированный подход. Использование законодателем термина "издание" означает, что регистрации не требует только печатное средство массовой информации, остальные же формы регистрируются в общем порядке.
3. Не требуется государственной регистрации для распространения продукции средств массовой информации крайне малыми тиражами. Для печатных средств массовой информации установлен "потолок" тиража в тысячу экземпляров, для аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи, - десять экземпляров.
4. Названная в п. 3 ч. 1 категория средств массовой информации, не требующих государственной регистрации, - это радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов. При этом Закон не содержит определения терминов "кабельные сети" и "абонент".
С учетом положений ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" кабельная сеть представляет собой передачу или прием радио- и телепрограмм по проводной электромагнитной системе. Думается, к кабельной системе относится и передача информации по оптическому волокну и иным системам. Пункт 8 ч. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ определяет сообщение по кабелю как сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).
Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.
Кабельная сеть государственного учреждения, образовательной организации или промышленного предприятия должна быть внутренней, локальной сетью. Абонент же - пользователь услугами радио- и телепрограмм, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. То есть абонентом по смыслу законодательства может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако исходя из комментируемого Закона средства массовой информации, транслируемые на 10 юридических лиц (несмотря на количество сотрудников этих организаций), не требуют регистрации.
Аудио- и видеопрограммы (как правило, это аудио- и видеозаписи познавательного или учебного характера) (п. 4 ч. 1) также освобождаются от регистрации, если они распространяются в записи тиражом не более десяти экземпляров.