Статья 124 СК РФ. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение) (действующая редакция)
1. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 124 СК РФ
1. Усыновление, как следует из п. 1 комментируемой статьи, является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритетность обусловлена тем, что усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и таким образом нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Основная цель усыновления заключается в том, чтобы восстановить нормальную семейную жизнь у тех детей, которые не имеют родителей вообще либо их родители не в состоянии воспитывать их должным образом по тем или иным причинам. Таким образом, цель усыновления - обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Усыновление происходит также и в интересах усыновителей (хотя прямо об этом в законе не говорится), так как оно предоставляет, в частности, возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, потребность в отцовстве и материнстве.
При усыновлении усыновитель принимает на себя по отношению к ребенку, который не является его сыном или дочерью, все те обязанности, которые законом возложены на его родителей, и приобретает все права, которыми пользуется родитель.
Усыновление следует рассматривать как правоустанавливающий юридический факт, поскольку в результате усыновления возникает новая правовая связь между усыновителем и усыновленным. Вместе с тем, поскольку в результате усыновления одновременно прекращается правовая связь усыновленного с его кровными родителями и его другими родственниками, то такой факт можно одновременно считать и правопрекращающим. Однако согласно ст. 138 СК РФ (см. комментарий к ней) ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении. Кроме того, следует учитывать, что если ребенок усыновляется одним лицом, то возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного пола.
СК РФ устанавливает границы, в пределах которых осуществляется усыновление, а также условия усыновления.
По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей". В указанном Постановлении отмечено, что Семейный кодекс Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным началам (принципам) семейного законодательства относит принцип приоритета семейного воспитания ребенка (пункт 3 статьи 1) и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (пункт 2 статьи 54). Правовой институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка в случае утраты им родительского попечения.
2. Норма закона о том, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетнего ребенка, носит императивный характер и не может меняться даже в тех случаях, когда юридическое усыновление не было своевременно оформлено, а ребенок, ставший совершеннолетним, рассматривает своих фактических воспитателей в качестве родителей.
Интересно отметить, что ст. 162 Семейного права Латвии, предусматривает, что совершеннолетнее лицо может быть усыновлено, но при условии, если между усыновителем и усыновляемым до достижения им совершеннолетия уже сложились фактические отношения детей и родителей. В таких случаях усыновление может быть утверждено в течение 2 лет после достижения совершеннолетия, Причем усыновитель должен быть, по крайней мере, в возрасте 25 лет и по меньшей мере на 18 лет старше усыновляемого. В соответствии со ст. 208 СК Украины, в исключительных случаях суд может принять решение об усыновлении совершеннолетнего лица, не имеющего матери, отца или лишенного их попечения. В этом случае суд принимает во внимание семейное положение усыновителя, в частности отсутствие у него своих детей, и другие обстоятельства, имеющие существенное значение.
Закон не рассматривает понятия "интересы ребенка", о котором идет речь в п. 2 комментируемой статьи. Как известно, на практике это понятие сводится лишь к материальной стороне дела. Однако, поскольку как для самого усыновления, так и для его отмены предусмотрен судебный порядок, то очевидно предполагается, что в каждом конкретном случае суд будет исходить из обстоятельств дела.
К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Согласно п. 6 Правил граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.
3. Закон допускает усыновление братьев и сестер разными лицами, только если такое усыновление отвечает интересам детей. Примером такого усыновления могут служить случаи, когда один ребенок при разводе остался с отцом, а другой - с матерью. При повторном браке бывших супругов каждый ребенок может быть усыновлен разными людьми, если суд решит, что такое усыновление в их интересах. По этому поводу Верховный Суд РФ разъяснил: "Если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление... допустимо лишь в случае, когда это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)" (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей").
4. В качестве усыновителей с определенными ограничениями могут выступать и иностранные граждане. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН "О правах ребенка" усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком. Усыновление в другой стране возможно при соблюдении следующих условий: если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
В п. 4 комментируемой статьи содержится императивное правило о том, что российские граждане, проживающие на территории Российской Федерации, имеют приоритет перед иностранными гражданами, лицами без гражданства и российскими гражданами, проживающими за рубежом, при усыновлении российских детей. Этот приоритет заключается в том, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Для того чтобы соблюсти этот приоритет, для иностранных граждан или лиц без гражданства установлен срок ожидания, равный двенадцати месяцам со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, усыновляют детей - граждан Российской Федерации в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" было отмечено, что если лицами, желающими усыновить ребенка - гражданина Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то дела об усыновлении ими ребенка подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ). В указанные суды также подают заявления иностранные граждане или лица без гражданства, в том числе и в случаях, когда они постоянно проживают на территории Российской Федерации, поскольку частью 2 статьи 269 ГПК РФ для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства. Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка - гражданина Российской Федерации, то, учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ).
Следует иметь в виду, что Конвенция о правах ребенка (ст. 21, п. "b") подразумевает усыновление именно в другую страну, а не усыновление иностранными гражданами. Поэтому при постоянном проживании иностранных граждан на территории России они не должны подвергаться дискриминации. Следовательно, в таком случае российские граждане не пользуются преимущественным правом на усыновление ребенка. Однако в комментируемой статье говорится именно об усыновлении российских детей указанными категориями граждан с последующим переездом ребенка за пределы России.
При усыновлении ребенка супругами, имеющими различное гражданство, должны быть соблюдены требования законодательства обоих государств, при условии, что Российская Федерация связана с ними соответствующими международными договорами. В случае отсутствия международно-правовых отношений в этой сфере между государствами усыновление не может быть осуществлено, так как отсутствуют гарантии соблюдения прав и законных интересов усыновляемого ребенка. Так, в настоящее время приостановлено усыновление российских детей гражданами США. О запрете передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам США см. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Согласно ст. 4 указанного Закона запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.
Следует отметить, что в последние годы неоднократно поднимается вопрос о запрете или временном ограничении передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление всем иностранным гражданам и лицам без гражданства. Вызвано это было целым рядом трагических инцидентов с усыновленными российскими детьми за рубежом.