Статья 86 КВВТ РФ. Перевозки опасных грузов (действующая редакция)
1. Опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Перечень видов грузов повышенной опасности устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
3. В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае, если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в случаях, указанных в настоящем пункте, грузоотправителю не возвращается. В случае, если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.
4. В случае, если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 86 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ:
-
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ14-75, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Согласно пунктам 1, 2 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ, опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках...
-
Решение Верховного суда: Определение N АПЛ14-266, Апелляционная коллегия, апелляция
того, что отнесение данным приложением каменного угля к опасным грузам, как самовозгорающегося вещества, каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу по отношению к оспариваемому (в части), не противоречит. В силу пунктов 1, 2 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ) опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 86 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья отдельно посвящена перевозкам опасных грузов.
В п. 1 комментируемой статьи дается определение опасного груза - такими грузами признаются те, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Следует учитывать, что Российская Федерация с 1994 г. является участницей Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) 1957 г., в которой определены опасные грузы, запрещенные к международной перевозке, или допускаемые к ней с соблюдением определенных условий.
Классификация, перечень и требования к маркировке опасных грузов содержатся в Межгосударственном стандарте ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2975. Согласно данному ГОСТу определены следующие классы опасных грузов:
- класс 1 - взрывчатые материалы;
- класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
- класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
- класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества;
- класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;
- класс 6 - ядовитые вещества и инфекционные вещества;
- класс 7 - радиоактивные материалы;
- класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества;
- класс 9 - прочие опасные вещества.
Комментируемой статьей Правительство наделено полномочиями устанавливать перечень видов грузов повышенной опасности. Понятие таких грузов в общем виде дает Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ст. 1). Грузы повышенной опасности - это опасные грузы, отнесенные Правительством к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды. Таким образом, не всякий опасный груз является грузом повышенной опасности, а только специально определенный в таком качестве Правительством РФ.
Однако в настоящее время Правительством РФ данная обязанность применительно к грузам на внутреннем водном транспорте не исполнена. Это вызывает определенные проблемы на практике.
Пример: ОАО "Колымская судоходная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) о признании недействительным предписания от 30 октября 2015 г.
Выдавая оспариваемое предписание, административный орган исходил из того, что общество относится к субъектам транспортной инфраструктуры, поскольку является собственником 43 транспортных средств (самоходные и несамоходные суда) и обладает лицензией серии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и лицензии на перевозку внутренним водным транспортом грузов. Суды признали указанную позицию административного органа неправомерной.
Исходя из положений п. 9 и 11 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ, суды пришли к правильному выводу о том, что субъектом транспортной инфраструктуры признается собственник не любых транспортных средств - судов, используемых на внутренних водных путях, а только таких судов, которые используются для перевозки пассажиров (за исключением прогулочных судов и спортивных парусных судов) и (или) для перевозки грузов повышенной опасности.
На основании норм об обеспечении транспортной безопасности на Правительство РФ возложена обязанность утвердить перечень грузов повышенной опасности и порядок допуска их к перевозке. Однако, как верно указали суды, до настоящего времени такие нормативные акты не приняты. Таким образом, отсутствуют основания полагать, что общество на принадлежащих ему на праве собственности судах осуществляет перевозку грузов повышенной опасности и потому является субъектом транспортной инфраструктуры.
Следовательно, выданное административным органом предписание является незаконным.
Довод административного органа о применении Правил перевозок грузов, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 14 августа 1978 г. N 114, был отклонен судами двух инстанций. Как указали суды, действующее законодательство, в частности ст. 86 КВВТ, различает понятия "опасные грузы" и "грузы повышенной опасности".
Указанные административным органом Правила N 114 устанавливают перечень и правила перевозки опасных грузов, что прямо следует из их содержания, и не используют понятия грузов повышенной опасности, в связи с чем не подлежат применению в настоящем деле (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф02-1335/2017 по делу N А58-7081/2015).
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В настоящее время действуют Правила перевозок грузов. Часть 2, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 14 августа 1978 г. N 114.
Рассматривая вопрос о нормативном правовом регулировании перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, Верховный Суд указал на данные Правила как на акт министерства и счел, что Правила сохраняют юридическую силу на территории Российской Федерации и до осуществления федеральным органом исполнительной власти в области транспорта нормативного правового регулирования применяются в части, соответствующей КВВТ (см. решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2014 года N АКПИ14-75).
Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
В настоящее время разработан, но не принят проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности внутренним водным транспортом, Порядка выдачи специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности железнодорожным транспортом и Порядка выдачи специальных разрешений на перевалку грузов повышенной опасности в портах, расположенных на внутренних водных путях" <122>. Надеемся, что проект будет реализован, несмотря на то, что в деятельности по совершенствованию транспортного законодательства уже многие годы четко прослеживается тенденция сохранения в неизменности его громоздкой системы, то есть превалирует сугубо ведомственный подход <123>.
--------------------------------
<122> URL: https://regulation.gov.ru/p/15287 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
<123> См.: Хейгетова С.Е. Совершенствование и развитие транспортного законодательства России в современных экономических условиях // Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве. Сборник статей международной научно-практической конференции / Под редакцией Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева. 2015. С. 321 - 328.
Также стоит отметить, что перевозка опасных грузов внутренним водным транспортом подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
3. В п. 3 комментируемой статьи предусматриваются особенности перевозки опасного груза.
В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте.
Если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза, либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков.
Плата за перевозку опасного груза в случаях, указанных в комментируемом пункте, грузоотправителю не возвращается. Если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью.
Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.
Следует учитывать, что при обращении перевозчика в суд с требованием о взыскании с грузоотправителя убытков, нанесенных грузом, в случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок, на перевозчика возлагается обязанность по доказательству неправильности сведений, указанных в транспортной накладной.
4. Пунктом 4 комментируемой статьи также устанавливается право перевозчика потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков в случае, если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей.
В этом случае перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом. При судебной защите данного права перевозчик должен представить документы, подтверждающие выгрузку опасного груза (уничтожение опасного груза по причине отказа в его выгрузке).