Статья 105 КВВТ РФ. Пункты прямого смешанного сообщения (действующая редакция)
В прямое смешанное сообщение включаются:
железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов;
порты, автостанции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов.
Порты, автостанции, аэропорты считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента извещений об этом в письменной форме и с последующим опубликованием перечня таких портов, автостанций, аэропортов в сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 105 КВВТ РФ
Комментируемая статья определяет пункты прямого смешанного сообщения.
Согласно положениям комментируемой статьи к пунктам прямого смешанного сообщения относятся транспортные пункты, в которых осуществляется передача грузов с одного транспорта на другой.
Такими пунктами являются:
- железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов;
- порты, автостанции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов.
Положения комментируемой статьи аналогичны положениям ст. 67 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой прямое смешанное сообщение включает в себя:
- железнодорожные станции, открытые для выполнения операций по перевозкам грузов;
- аэропорты, морские, речные порты, автомобильные станции, совместно определенные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Порты, автомобильные станции считаются включенными в прямое смешанное сообщение со дня поступления переданного в письменной форме с помощью телеграфного или иного способа извещения об этом с последующим опубликованием перечня таких портов, автомобильных станций в сборниках правил перевозок и сборниках тарифов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и федерального органа исполнительной власти в области транспорта.
Справка: на сегодняшний день на территории Российской Федерации действует 117 речных портов общего назначения от Калининграда до Хабаровска, а количество субъектов внутреннего водного транспорта, которые осуществляют перевал груза, - свыше 200. Крупными портами общего назначения являются порт Казань в Республике Татарстан, порт Уренгой в Ямало-Ненецком Автономном округе, порт Энгельс в Саратовской области и ряд других. Открытый перечень портов общего назначения опубликован на официальном сайте Росморречфлота <154>.
--------------------------------
<154> См.: Перечень речных портов // Росморречфлот: [сайт]. http://www.morflot.ru/portyi_rf/perechen_rechnyih_portov.html (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
Железнодорожные пути в речных портах, предназначенные для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, могут принадлежать владельцам инфраструктур или осуществляющим перевалку грузов в портах организациям.
Исходя из приведенных положений если железнодорожная станция открыта для выполнения операций по перевозкам грузов, то она является пунктом прямого смешанного назначения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе отказать в открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования, если они отвечают установленным требованиям и при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации не были нарушены требования Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ, иных нормативных правовых актов, соответствующие правила и технические нормы, а также ранее согласованные обязательства по проектированию, строительству и эксплуатации указанных железнодорожных путей. Владельцы инфраструктур вправе обжаловать отказ в открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования в судебном порядке.
Закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения уполномоченного Правительством федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке.
Правительством РФ и (или) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ в случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования, имеющих государственное, социальное или оборонное значение, определяется источник финансирования содержания и эксплуатации этих железнодорожных путей. В случае если в течение 6 месяцев со дня внесения предложения о закрытии железнодорожных путей общего пользования решение об их закрытии не будет принято или не будет осуществлено соответствующее финансирование, владелец инфраструктуры вправе требовать в судебном порядке возмещения расходов на содержание указанных железнодорожных путей или их закрытия.
В случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования, имеющих социальное и экономическое значение, финансирование их содержания и эксплуатации может осуществляться за счет средств пользователей услуг железнодорожного транспорта и других заинтересованных лиц на условиях договоров с владельцами инфраструктур.
Открытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат эти железнодорожные станции.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе отказать в открытии железнодорожных станций, если они отвечают установленным требованиям и при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации не были нарушены требования Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ, иных нормативных правовых актов, а также соответствующие нормы, правила и технические требования. Владельцы инфраструктур вправе оспорить отказ в открытии железнодорожных станций в судебном порядке.
Закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, с учетом предложений соответствующего субъекта РФ.
Правительством РФ и (или) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ в случае невозможности закрытия имеющих государственное, социальное или оборонное значение железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, определяется источник финансирования содержания и эксплуатации этих железнодорожных станций.
В случае если в течение 3 месяцев со дня внесения предложения о закрытии этих железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, решение не будет принято либо соответствующее финансирование не будет осуществлено, владельцы инфраструктур вправе требовать в судебном порядке возмещения расходов на содержание этих железнодорожных станций, их закрытие или прекращение выполнения соответствующих операций на этих железнодорожных станциях.
В случае невозможности закрытия имеющих социальное и экономическое значение железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, финансирование их содержания и эксплуатации может осуществляться за счет средств пользователей услугами железнодорожного транспорта и других заинтересованных лиц на условиях договоров с владельцами инфраструктур.
Решения об открытии или о закрытии железнодорожных путей общего пользования, об открытии или о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, публикуются в соответствующем тарифном руководстве и сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.
Открытие новых железнодорожных станций - нередкое явления для Российской Федерации как самой крупной по территории в мире страны. Так, к примеру, в соответствии с Приказом Росжелдора от 30 ноября 2017 г. N 463 "Об открытии железнодорожных станций Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" были открыты железнодорожные станции Пыть-Ях, Тавда; в соответствии с Приказом Росжелдора от 21 сентября 2018 г. N 332 "Об открытии железнодорожной станции Апатиты Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" открыта соответствующая железнодорожная станция.
Процедура открытия железнодорожной станции регулируется Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта по предоставлению государственной услуги по принятию решений об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. Приказом Минтранса от 1 февраля 2013 г. N 21.
Процесс составления перечней открытых железнодорожных станций регулируется Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта по предоставлению государственной услуги по составлению перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. Приказом Минтранса от 19 июля 2012 г. N 247.
Кроме того, Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ утверждено Тарифное руководство N 4, в котором публикуется информация об открытии железнодорожных станций, а также список речных и морских портов и пунктов, включенных в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, а также пунктов перевалки грузов с железных дорог на водные пути и обратно.
Тарифное руководство N 4 состоит из трех книг и предназначено для определения тарифных расстояний перевозки в границах железнодорожных администраций, входящих в Совет по железнодорожному транспорту государств - участников содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, пассажиров, грузов и грузобагажа. Оно содержит алфавитные списки железнодорожных раздельных и пассажирских остановочных пунктов с указанием производимых на них коммерческих (грузовых и пассажирских) операций.
Порядок проектирования и строительства железнодорожных путей в морских и речных портах установлен одноименным Приказом МПС и Минтранса от 20 января 1999 г. N 1/ЦЗ/4. Так, в соответствии с данным Приказом проектные работы по строительству и реконструкции железнодорожных путей и объектов портов выполняются на конкурсной основе в соответствии с исходными данными Минтранса, техническими условиями на примыкание железнодорожных подъездных путей от порта к железнодорожным путям общего пользования, техническими условиями на примыкание к действующим сетям и системам и т.д.
Открытие для постоянной эксплуатации законченных строительством железнодорожных подъездных путей портов и подача на них железнодорожного подвижного состава допускаются после принятия данных путей в эксплуатацию соответствующей комиссией, куда входит представитель железной дороги.
Порты, автостанции, аэропорты считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента извещений об этом в письменной форме и с последующим опубликованием перечня таких портов, автостанций, аэропортов в сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов.
В Тарифном руководстве N 4 рядом с названиями портов указаны примечания, которые характеризуют операции, выполняемые в данном порту, и содержат обязательные для пароходств, грузоотправителей и грузополучателей особые условия перевозки. Некоторые примечания помещены в тексте списка непосредственно под наименованием порта, к которому они относятся. Так, знаки "О", "П" и "ОП", помещенные в графе 5 списка, означают:
"О" - порт открыт для операций по отправлению грузов;
"П" - порт открыт для операций по выдаче прибывающих грузов;
"ОП" - порт открыт для операций по отправлению и выдаче грузов.
При сдаче к перевозке грузов, следующих в пункт, где судно должно разгружаться в порту необщего пользования, грузоотправитель должен внести в накладную оговорку следующего содержания: "Выгрузка является обязанностью грузополучателя". Отсутствие в накладной такой оговорки не снимает с грузополучателя обязанностей по выгрузке груза из судна в порту необщего пользования или своими силами и средствами.
В графе 6 списка указана предельная масса отдельных грузовых мест (в тоннах), погрузка или выгрузка которых возможна на причалах порта его силами и средствами. Направлять для погрузки или выгрузки в порты грузы, масса отдельных мест которых превышает указанную в графе 6, разрешается только по согласованию с перевозчиком и организацией, производящей перегрузку груза.