Статья 5.7 КоАП РФ. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (действующая редакция)
Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 5.7 КоАП РФ:
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 5.7 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.7 КоАП РФ устанавливает ответственность за отказ работодателя:
а) предоставить отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов;
б) освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума.
Объектом правонарушения по ст. 5.7 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдума, регулируемые федеральными законами устанавливающими, в частности, права зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборную должность, доверенных лиц кандидата, избирательного объединения и членов избирательной комиссии (комиссии референдума).
Согласно п. 1 - п. 3 ст. 41 Закона N 67-ФЗ работодатель, представитель нанимателя, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя, представителя нанимателя, администрации образовательной организации уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.
Кроме того, гарантии, связанные с освобождением члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от основной работы на период подготовки и проведения выборов и сохранения должности, установлены п. 17 ст. 29 Закона N 67-ФЗ. Согласно его положениям за членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.
Объективная сторона правонарушения по ст. 5.7 КоАП РФ выражается в действии (бездействии) работодателя (руководителя администрации), который получил заявление от своего работника с просьбой о предоставлении отпуска и отказал (письменно или устно) в этом или оставил данное заявление без рассмотрения.
Условием привлечения должностного лица (работодателя) к административной ответственности является приобретение кандидатом статуса зарегистрированного кандидата; регистрация избирательной комиссией доверенного лица кандидата, избирательного объединения. Таким образом, непредоставление отпуска кандидату в период со дня выдвижения до момента регистрации, а доверенному лицу до дня его регистрации избирательной комиссией не образует состава административного правонарушения (Протокол заседания ЦИК России от 27.09.2006 N 187-4-4 "О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями").
Субъекты правонарушения по ст. 5.7 КоАП РФ:
а) должностные лица (работодатели), обязанные предоставить отпуск (руководители организаций независимо от формы собственности, командиры воинских частей, другие работодатели);
б) лица, обязанные освободить члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от основной работы на период подготовки и проведения выборов с сохранением должности (руководители организаций независимо от формы собственности, командиры воинских частей, другие работодатели).
Основанием привлечения к административной ответственности по данной статье является:
а) наличие заявления зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения о предоставлении отпуска, по которому решение должностным лицом (работодателем) не принято или принято отрицательное решение;
б) наличие заявления члена избирательной комиссии, комиссии референдума об освобождении от работы на период подготовки и проведения выборов, по которому решение обязанным лицом не принято или принято отрицательное решение.
Субъективную сторону по ст. 5.7 КоАП РФ составляют действия работодателей, совершенные виновно, как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном описываемой нормой, вправе исключительно прокурор. Поводом для возбуждения дела может послужить сообщение члена комиссии, которому отказали в освобождении от работы на период подготовки и проведения выборов, либо комиссии как коллегиального органа.