Статья 5.5 КоАП РФ. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов, общероссийского голосования (действующая редакция)
1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
2. Непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 5.5 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД13-8, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Таким образом, совершенное Ассоциацией некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос» деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...
-
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД17-76, Судебная коллегия по административным делам, надзор
...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 5.5 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов. Таким образом, объектом правонарушения по данной статье КоАП РФ является порядок опубликования (обнародования) в СМИ информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов.
Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов (ст. 44 Закона N 67-ФЗ).
При этом необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума от использования средств массовой информации для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков.
Оценивая действительный характер сообщений о предвыборных мероприятиях, мероприятиях, связанных с референдумом, надлежит выяснять совокупность всех факторов, характеризующих степень распространения и воздействия на избирателей, участников референдума информационного материала или сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с проведением референдума. В частности, следует учитывать вид средства массовой информации, род теле- или радиопрограммы (информационная, информационно-аналитическая, общественно-политическая, авторская и т.п.), форму изложения материала и его характер (нейтральный, позитивный или негативный), уровень информативности, содержание выступления (сообщения) лиц, представляющих избирательное объединение, и лиц, приглашенных на предвыборное мероприятие.
Порядок информационного обеспечения выборов может быть признан нарушенным организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, представителями средств массовой информации представителями редакций сетевых изданий в случаях несоблюдения требований законодательства об объективности, достоверности содержания информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, равенстве кандидатов, избирательных объединений, в том числе при распределении в информационных блоках времени освещения предвыборной деятельности избирательных объединений, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума либо в случаях совершения представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, умышленных действий, непосредственно направленных на агитацию, побуждающую голосовать за определенных кандидатов, избирательные объединения или против него, против них (п. 2.1 ст. 48 Закона N 67-ФЗ) (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов установлены ст. ст. 45, 50 - 52 Закона N 67-ФЗ. Указанными статьями установлены:
а) порядок информирования избирателей и участников референдума;
б) общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
в) условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио;
г) условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях.
Нарушение этих требований влечет ответственность по ст. 5.5 КоАП РФ. Нарушения могут выражаться, в частности, в:
а) нарушении требований к содержанию информационных материалов (п. п. 2 и 5 ст. 45 Закона N 67-ФЗ);
б) публикации (обнародовании) результатов опросов общественного мнения с нарушением п. п. 2 и 3 ст. 46 Закона N 67-ФЗ);
в) отказе зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (п. 1 ст. 51 Закона N 67-ФЗ, аналогичные нормы других законов о выборах);
г) нарушении правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (п. 3 ст. 51 Закона N 67-ФЗ);
д) нарушении правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (п. 4 ст. 51 Закона N 67-ФЗ);
е) нарушении правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации (п. 6 ст. 51 Закона N 67-ФЗ, ч. 3 ст. 59 Закона N 20-ФЗ, п. 7 ст. 53 Закона N 19-ФЗ);
ж) публикации в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала (п. 6 ст. 52 Закона N 67-ФЗ);
з) выпуске в эфир или публикации агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда;
и) публикации агитационных материалов в официальном периодическом печатном издании;
к) перекрытии передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов (п. 9 ст. 51 Закона N 67-ФЗ);
л) публикации агитационных материалов с сопровождением их редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (п. 5 ст. 52 Закона N 67-ФЗ);
м) оказании редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные печатные материалы, предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания (п. 7 ст. 52 Закона N 67-ФЗ).
Также отметим, что в день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет) (п. 7 ст. 45 Закона N 67-ФЗ).
Статья 5.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа за:
а) нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ);
б) непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах (ч. 2 ст. 5.5 КоАП РФ).
Таким образом, ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ содержит 2 состава административного правонарушения, различающихся по субъектам:
1) нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;
2) нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) таких материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет).
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ, составляют действия (бездействия) субъектов, нарушающих порядок и условия опубликования (обнародования) в СМИ материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов.
При этом в первом случае субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.5 КоАП РФ, являются главные редакторы как должностные лица средств массовой информации, а также юридические лица - редакции средств массовой информации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение средства массовой информации.
Во втором случае субъектами административного правонарушения является неограниченный круг лиц, нарушивших своими действиями установленный порядок опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети Интернет.
Согласно п. 18 ст. 20 Закона N 67-ФЗ государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном Закона N 67-ФЗ, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном п. 10 ст. 50 Закона N 67-ФЗ. Ответственность за указанные деяния установлена ч. 2 ст. 5.5 КоАП РФ.
Объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 5.5 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, состоящие в предоставлении с нарушением установленного срока либо непредоставлении бесплатного эфирного времени или бесплатной печатной площади избирательным комиссиям, комиссиям референдума.
Субъективную сторону по ст. 5.5 КоАП РФ составляют действия лиц, совершенные виновно, как умышленно, так и по неосторожности.