Статья 2.6 КоАП РФ. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (действующая редакция)
1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.
3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 2.6 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ12-1231, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
обстоятельства, что в момент фиксации вмененного заявителю административного правонарушения транспортное средство, собственником которого он является, находилось во владении иного лица, осуществляется 1 при рассмотрении жалобы, поданной согласно части 2 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не относится к компетенции квалификационной коллегии судей. Иное могло бы означать вмешательство в компетенцию органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-9533/13, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 24.11.2011 по делу № 2-Т-2011 и признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора...
-
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ14-582, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 2.6 КоАП РФ
Комментируемая ст. 2.6 КоАП РФ посвящена административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
Как следует из ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Если лицо имеет двойное гражданство, включая российское, то оно не является иностранным.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что специально оговорено в ч. 2 комментируемой статьи. Так, ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. ст. 8.17 - 8.20, 11.7.1, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Понятие континентального шельфа приведено в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Статус исключительной экономической зоны определен Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Целый ряд статей Особенной части КоАП РФ предусматривает составы административных правонарушений, которые могут быть совершены только иностранными гражданами или лицами без гражданства: ч. 5 ст. 5.26; ч. 2 ст. 6.8; ч. 2 ст. 6.13; ч. ч. 3 и 4 ст. 6.21; ч. 2 ст. 18.1; ч. 1.1 ст. 18.2 и др.
В то же время в КоАП РФ есть и правонарушения, которые не могут применяться к иностранцам и лицам без гражданства либо в силу их специфики (например, ст. 21.5 "Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету"), либо в силу наличия в их составе специального субъекта - гражданина Российской Федерации (например, ст. 19.15.1 "Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации"), либо в иных случаях - по прямому указанию КоАП РФ (например, в соответствии с примечанием 1 к ст. 20.25 КоАП РФ "к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации").
Важной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России, - административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Комментируемая статья распространяется также и на иностранные юридические лица. Иностранным юридическим лицом исходя из ст. 1202 Гражданского кодекса РФ будет являться иностранная организация, созданная по законам и на территории иностранного государства и зарегистрированная в качестве юридического лица по иностранному праву. В то же время согласно ст. 1203 Гражданского кодекса РФ "личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения". Представляется, что эти положения применимы и к иностранным юридическим лицам как субъектам административной ответственности. Соответственно, в определенных случаях субъектами административной ответственности в соответствии с КоАП РФ могут выступать и иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, но легально созданные в соответствии с законом иностранного государства.
Федеральным законом от 09.03.2016 N 64-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" комментируемая статья была дополнена ч. 2.1, согласно которой "иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях". Таким образом, в исключение из общего правила о действии законодательства об административных правонарушениях в пространстве к административной ответственности в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица", может привлекаться лицо, не имеющее прямой юридической связи с Российской Федерацией и совершившее административное правонарушение за ее пределами. Часть 3 ст. 1.8 КоАП РФ уточняет, что это возможно, только если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.