Статья 19.20 КоАП РФ. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (действующая редакция)
1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 19.20 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Постановление N 20-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г производство по делу об административном правонарушения предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора образовательного учреждения Алибековой С.А. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности...
-
Решение Верховного суда: Решение N 71-ААД17-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Постановлением судьи Краснознаменского районного суда Калининградской области от 30 ноября 2016 г. в отношении ГБУЗ КО «Краснознаменская ЦРБ» прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса...
-
Решение Верховного суда: Постановление N 92-АД16-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 19.20 КоАП РФ
Комментируемая ст. 19.20 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ)).
Объектом правонарушения по ст. 19.20 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Объективная сторона административных правонарушений по ст. 19.20 КоАП РФ выражается в:
а) осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ);
б) осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ);
в) осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к ст. 19.20 КоАП РФ).
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлен ст. 12 Закона N 99-ФЗ. Так, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
13) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
14) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
15) производство лекарственных средств;
16) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
17) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
18) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
19) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
21) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
23) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
24) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
26) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
28) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
29) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
30) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
31) частная охранная деятельность;
32) частная детективная (сыскная) деятельность;
33) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
34) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
35) оказание услуг связи;
36) телевизионное вещание и радиовещание;
37) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
38) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
39) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково");
40) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;
41) производство маркшейдерских работ;
42) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
43) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
44) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
45) фармацевтическая деятельность;
46) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
47) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
48) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
49) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
50) выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
51) деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
52) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.
Отметим, что КоАП РФ содержит такой состав правонарушения, как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Ответственность за совершение таких деяний установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Квалифицирующим признаком при разграничении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, является характер осуществления деятельности и получение (неполучение) прибыли от такой деятельности.
На основании п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательская деятельность, то есть деятельность, направленная на извлечение прибыли, является комплексом осуществляемых хозяйствующим субъектом мероприятий производственного, обеспечительного и реализационного характера. При этом само по себе отсутствие фактической прибыли от осуществления этой деятельности не свидетельствует о том, что этот вид деятельности не направлен на получение прибыли (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А67-6676/2013).
Осуществление в отсутствие лицензии лицензируемой деятельности без цели получения прибыли (то есть не в предпринимательских целях) объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, не образует. Такие действия могут быть квалифицированы в соответствии со ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
По смыслу данной нормы ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности. Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок государственного управления, а объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии. При квалификации данного правонарушения следует учитывать, что в ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ речь идет о видах деятельности, не носящих коммерческого характера (решение Московского городского суда от 16.12.2015 по делу N 7-13926/2015).
Суды указывают, что при разграничении квалификации действий связанных с применением ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП РФ следует исходить из того, что деятельность, не связанная с получением прибыли, определяется в зависимости от правового статуса юридического лица, ее осуществляющего (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 N 07АП-3593/08 по делу N А67-1250/08).
Гражданский кодекс РФ в ст. 50 устанавливает 2 вида юридических лиц в зависимости от установления в качестве цели деятельности получения прибыли:
а) коммерческие. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями;
б) некоммерческие. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели, являются некоммерческими организациями (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды и т.д.). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
а) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
б) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
в) общественных движений;
г) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
д) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
е) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
ж) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
з) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
и) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
к) автономных некоммерческих организаций;
л) религиозных организаций;
м) публично-правовых компаний;
н) адвокатских палат;
о) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
п) государственных корпораций;
р) нотариальных палат.
Субъектом ответственности за совершение административных правонарушений по ст. 19.20 КоАП РФ являются: граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
Субъективная сторона административных правонарушений по ст. 19.20 КоАП РФ характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.