Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 15.34 КоАП РФ
Статья 15.34 КоАП РФ. Сокрытие страхового случая (действующая редакция)
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=""></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
--
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Изменения документа
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=""></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
--
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Комментарий к ст. 15.34 КоАП РФ
Комментируемая ст. 15.34 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за сокрытие страхового случая.
Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок в области обязательного социального страхования.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.34 КоАП РФ, заключается в действии или бездействии, связанном с сокрытием страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Субъектами страхования являются: застрахованный, страхователь, страховщик (ст. 3 Закона N 125-ФЗ).
Страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации").
Страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ.
Застрахованным является:
физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ;
физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат (ст. 5 Закона N 125-ФЗ):
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Действие Закона N 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
В пп. 6 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ закреплена обязанность страхователя в течение суток со дня наступления страхового случая сообщать о нем страховщику. В свою очередь страховщик и его исполнительные органы имеют право участвовать в расследовании страховых случаев, проверять информацию о них в организациях любой организационно-правовой формы и при необходимости назначать и проверять экспертизу страховых случаев.
Право застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая, каковым в силу ст. 3 Закона N 125-ФЗ признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
При этом следует учитывать, что квалифицирующими признаками страхового случая являются:
- факт повреждения здоровья или смерти, подтвержденный в установленном порядке;
- принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных;
- наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья или смерти и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.
Днем наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (хронического или острого) является день, с которого установлен факт временной или стойкой утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.
О происшедшем несчастном случае работодатель обязан проинформировать уполномоченные организации (ст. 228.1, абз. 5 ст. 228 Трудового кодекса РФ).
Перечень таких организаций и срок, в течение которого необходимо направить извещение о несчастном случае, зависят от степени тяжести несчастного случая. Степень тяжести несчастного случая - легкий или тяжелый - устанавливается Минздравсоцразвития России (см.: приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве").
Эту информацию указывают в медицинском заключении, которое по запросу работодателя выдает медицинская организация, куда после несчастного случая был госпитализирован или самостоятельно обратился пострадавший (см.: приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275).
В медицинской организации, куда был доставлен (обратился) пострадавший, работодателем по его запросу может быть получено медицинское заключение о характере повреждений работника. Конкретная форма запроса не установлена. Он может быть составлен, например, в виде письма на имя руководителя медицинского учреждения. Запрос следует подавать:
- в медицинскую организацию, куда впервые обратился пострадавший, если он не был госпитализирован;
- медицинскую организацию, где работник проходит лечение, если он был госпитализирован.
Заключение должно быть выдано работодателю, как только поступит соответствующий запрос.
При возникновении любого несчастного случая (групповой, легкий, тяжелый, со смертельным исходом), происшедшего с застрахованным лицом, извещается Фонд социального страхования по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
При возникновении группового несчастного случая (два человека и более), тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом (ч. ч. 1, 2 ст. 228.1 Трудового кодекса РФ), извещаются:
1) государственная инспекция труда субъекта РФ, на территории которого произошел несчастный случай;
2) прокуратура по месту происшествия несчастного случая;
3) администрация субъекта РФ и (или) администрация органа местного самоуправления по месту государственной регистрации работодателя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
4) работодатель, направивший работника, с которым произошел несчастный случай;
5) территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, контролирующего объект или организацию, на которых произошел несчастный случай;
6) территориальное объединение профсоюзов.
В целях обеспечения учета и анализа страховых случаев, разработки мероприятий по экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, прогнозирования Фондом социального страхования страховых взносов и выплат, расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, а также подготовки рекомендаций по предупреждению наступления страховых случаев, утверждена форма сообщения о страховом случае (Приказ ФСС РФ от 24.08.2000 N 157 "О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда").
Информация о несчастном случае предоставляется по установленной форме, утвержденной Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
Под сокрытием страхового случая понимается: а) утаивание, то есть непредставление информации о нем в соответствующие органы и организации; б) уничтожение следов, иных обстоятельств, которые могут служить доказательствами, свидетельствующими о факте наступления такого случая (Постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 по делу N А49-557/2009).
Субъектом правонарушения по ст. 15.34 КоАП РФ являются страхователи - юридические лица любой организационно-правовой формы, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, граждане, должностные лица и юридические лица. Наряду с юридическим лицом к административной ответственности привлекаются его руководители и другие должностные лица, виновные в сокрытии страхового случая. Индивидуальные предприниматели, нанимающие на работу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также выступают субъектами данных правонарушений.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.34 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно.
Дела об административных правонарушениях по ст. 15.34 КоАП РФ рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) (ст. 23.12 КоАП РФ):
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главные государственные инспектора труда, их заместители;
3) главные государственные инспектора труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспектора труда, их заместители;
5) главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда;
6) главные государственные инспектора труда;
7) старшие государственные инспектора труда;
8) государственные инспектора труда.
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.34 КоАП РФ составляют должностные лица Роструда (п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).