Статья 13.27 КоАП РФ. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети "Интернет" (действующая редакция)
1. Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 13.27 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Постановление N 32-АД16-19, Судебная коллегия по административным делам, надзор
По данному факту постановлением прокурора в отношении главного специалиста-эксперта финансово-экономического отдела Управления Чурсовой А.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...
-
Решение Верховного суда: Постановление N 25-АД17-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» Франчука А.Д мировым судьей прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 13.27 КоАП РФ
Комментируемая ст. 13.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет.
Статья 13.27 КоАП РФ содержит два состава правонарушений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления посредством официального сайта.
Объектом рассматриваемых правонарушений является право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Объективная сторона административного правонарушения ч. 1 ст. 13.27 КоАП РФ заключается в нарушении требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования такими сайтами.
Объективная сторона административного правонарушения ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ заключается в нарушении обязанности размещения информации о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет.
Указанные деяния влекут наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей на должностных лиц.
Обязательные категории информации, подлежащей размещению в сети Интернет, установлены ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ), включая в том числе:
- общая информация о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе наименование и структуру, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб, сведения о полномочиях, перечень территориальных органов и представительств, перечень подведомственных организаций, сведения о руководителях и др.;
- информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
- информация об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
- статистическая информация;
- информация о кадровом обеспечении;
- информация о работе с обращениями.
Помимо этого, каждый государственный орган, орган местного самоуправления размещает дополнительные виды информации о своей деятельности в зависимости от специфики конкретного органа. Перечни такой информации утверждаются Президентом Российской Федерации (в отношении федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов), Правительством Российской Федерации (в отношении подведомственных ему федеральных государственных органов). Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации. Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (ст. 14 Закона N 8-ФЗ).
Перечень информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утверждается самой Государственной Думой (ч. 3 ст. 14 Закона N 8-ФЗ), что и сделано в Постановлении Государственной Думы от 23 декабря 2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". К специальным видам информации о деятельности данного органа отнесены сведения об аккредитованных в Государственной Думе средствах массовой информации и о порядке аккредитации, информация о проведении экскурсий в Государственной Думе, информационно-аналитические материалы Государственной Думы, библиотечно-библиографические ресурсы Парламентской библиотеки и т.д.
Категории информации о деятельности судов, размещаемой в сети Интернет, установлены ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон N 262-ФЗ).
В ч. 4 ст. 10 Закона N 8-ФЗ, в ч. 5 ст. 10 Закона N 262-ФЗ предусматривается принятие уполномоченными органами подзаконных нормативных актов, устанавливающих требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами. В частности, для официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти такие требования устанавливаются Минэкономразвития РФ, а для официальных сайтов иных органов исполнительной и законодательной власти - самими этими органами.
Соответствующие требования утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 16 ноября 2009 г. N 470.
Согласно им информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт):
а) должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными и поисковыми системами, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений;
б) должна быть доступна пользователям информацией без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информацией платы;
в) не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием, а также ее получение без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информации или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.
Группа функциональных требований к программному обеспечению официального сайта включает, в том числе:
а) возможность поиска всей текстовой информации, размещенной на официальном сайте, включая поиск документа среди всех документов, опубликованных на сайте, по его реквизитам, содержанию документа, а также по фрагментам текста, содержащегося в документе;
б) возможность определения даты и времени размещения информации;
в) учет посещаемости всех страниц официального сайта;
г) защиту информации.
Требования к структуре сайта и удобству пользования включают:
а) возможность навигации, поиска и использования текстовой информации, размещенной на официальном сайте, при выключенной функции отображения графических элементов страниц в веб-обозревателе;
б) вся размещенная на официальном сайте информация должна быть доступна путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы официального сайта, не более чем за пять переходов (по кратчайшей последовательности);
в) предоставление наглядной информации о структуре сайта и о местонахождении отображаемой страницы в этой структуре;
г) обязательное размещение на каждой странице главного меню явно обозначенной ссылки на главную страницу, ссылки на карту сайта, наименования органа;
д) URL каждой страницы должен отображать ее положение в логической структуре сайта и соответствовать ее назначению и др.
Следует учитывать также требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, утвержденные Приказом Минкомсвязи России от 27.06.2013 N 149.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.27 КоАП РФ, являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, в должностные обязанности которых входит создание, ведение, поддержка, сопровождение официального сайта данного органа.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, в должностные обязанности которых входит размещение информации о деятельности государственного органа в сети Интернет.
Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления создают в сети Интернет официальные сайты для размещения информации о своей деятельности. Исключение составляют органы местного самоуправления, у которых отсутствует такая возможность. В этом случае информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, на официальном сайте муниципального района, городского округа с внутригородским делением, в границах которых находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
Размещение требуемой информации в сети Интернет при отсутствии официального сайта квалифицируется судами по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
ПРИМЕР.
Пермский краевой суд в Постановлении от 15.08.2013 по делу N 44а-626 подтвердил выводы нижестоящего суда о несостоятельности довода о том, что у государственной Инспекции технического надзора Пермского края был создан официальный сайт в сети Интернет с доменным именем igtn.permkrai.ru по адресу http://igtn.permkrai.ru, поскольку из распоряжения Правительства Пермского края от 13.01.2010 N 1-рп следует, что информация об органах государственной власти на портале Правительства является лишь разделами портала Правительства Пермского края, а не сайтами соответствующих органов власти. Основанием для привлечения должностного лица к ответственности послужил факт отсутствия сайта с собственным доменным именем.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.