Статья 1.3 КоАП РФ. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (действующая редакция)
1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 1.3 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 5-АПГ15-23, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Вывод суда в полной мере согласуется с предписаниями подпункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ, который прямо гласит, что установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами, относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях...
-
Решение Верховного суда: Определение N 38-АПГ15-5, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Между тем подобное правовое регулирование прямо противоречит положениям статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...
-
Решение Верховного суда: Определение N 71-АПГ15-3, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Эти выводы суда основаны на неправильном толковании статей 1.1, 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разграничивающих компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в установлении административной ответственности...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 1.3 КоАП РФ
Комментируемая ст. 1.3 КоАП РФ посвящена предметам ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Исходя из Конституции РФ следует, что:
а) административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции).
При этом региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований законодательства субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ (решение Верховного суда Республики Татарстан от 11.01.2017 по делу N 3а-121/2017);
б) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции).
Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях установлены ст. 1.3 КоАП РФ;
б) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции).
Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях установлены ст. 1.3.1 КоАП РФ;
в) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции и ч. 2 ст. 76 Конституции. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 3 ст. 76 Конституции).
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
При этом суды, разъяснившие порядок применения нормы п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, обращают внимание на следующее обстоятельство. Региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований законодательства субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ (решение Верховного суда Республики Татарстан от 11.01.2017 по делу N 3а-121/2017).
Вместе с тем федеральные законы могут возложить полномочия по применению административной ответственности по вопросам федерального значения на органы государственной власти субъектов Федерации. Так, уже упомянутая ст. 23.66 КоАП в числе контрольных органов в сфере закупок предусматривает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок. Данное положение находится в единстве со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - "Контроль в сфере закупок". Указанная статья содержит как перечень органов контроля (среди которых упомянуты и органы исполнительной власти субъектов Федерации), так и полномочия данных органов по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Но эти полномочия ограничены федеральным законом совершением правонарушений при осуществлении закупок для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.