Статья 1231.1 ГК РФ. Объекты, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки (действующая редакция)
1. Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации объектам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:
1) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитации могут быть включены в промышленный образец или средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 1231.1 ГК РФ
Комментируемая статья, введенная Законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ, формально являясь новой, тем не менее во многом воспроизводит ранее имевшееся правовое регулирование в отношении фирменных наименований и товарных знаков, дополняет, корректирует его и одновременно распространяет на промышленные образцы. Положения данной статьи основываются на положениях Парижской конвенции. Предоставление правовой охраны вышеназванным объектам нарушало бы права государств и различных международных и межправительственных организаций на их отличительные знаки. Следует отметить, что в настоящей редакции закон раскрывает, что именно понимается под государственными символами и знаками - помимо указывавшихся ранее гербов и флагов, теперь появились ордена и денежные знаки, а также иные подобные знаки.
Нельзя не отметить, что для реализации положений ст. 6ter Парижской конвенции, отраженных в рассматриваемой статье, в рамках ВОИС была установлена специальная процедура, суть которой сводится к тому, что отличительные знаки государств-членов и межправительственных организаций направляются в Международное бюро ВОИС, которое, в свою очередь, рассылает полученную информацию всем странам - участникам Конвенции для использования в процедурах, связанных с предоставлением правовой охраны товарным знакам. Российский законодатель в целях недопущения введения в заблуждение участников гражданского оборота счел возможным распространить действие этого положения и на иные средства индивидуализации и промышленные образцы.
Пунктом 2 комментируемой статьи определено исключение из общего правила. Перечисленные в п. 1 обозначения, а также их узнаваемые части или имитации (отметим, что ранее закон указывал на "обозначения, сходные до степени смешения") могут быть включены в средства индивидуализации или в промышленные образцы при наличии определенного согласия. Ранее закон указывал на согласие "соответствующего компетентного органа", теперь он его конкретизирует. Так, использование олимпийской символики возможно лишь с согласия Международного олимпийского комитета (МОК), условия и процедура получения которого определены в Найробском договоре об охране олимпийского символа.
К настоящему времени урегулирована ситуация с использованием в составе фирменного наименования юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования. Согласно положению п. 4 ст. 1473 ГК Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 N 52 утверждены Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования. Рассматривая исключение, установленное п. 2 комментируемой статьи, следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ и ВАС РФ, выраженную в п. 58.3 Постановления Пленумов от 26.03.2009 N 5/29. В соответствии с указанной позицией под таковыми не следует понимать слово "русский" (и производные от него).
Указание на неохраняемый характер обозначений, включаемых при наличии согласия уполномоченного органа в средства индивидуализации и промышленные образцы, позволяет предположить, что при рассмотрении споров, связанных с фирменными наименованиями, они по общему правилу не должны подлежать сравнению при оценке сходства до степени смешения.
В качестве последствий несоблюдения установлений комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан принять решение об отказе в выдаче патента на промышленный образец (п. 2 ст. 1391 ГК) или отказать в регистрации (предоставлении правовой охраны) товарного знака (п. 2 ст. 1483 ГК).