Статья 306.5 БК РФ. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (действующая редакция)
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 306.5 БК РФ
Комментируемая статья устанавливает второй из пяти составов бюджетных нарушений - невозврат либо несвоевременный возврат финансовыми органами бюджетного кредита.
В силу части 1 статьи 15.15 КоАП РФ невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 15.15 КоАП РФ установлено, что невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из части 3 статьи 15.15 КоАП РФ возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 4 статьи 15.15 КоАП РФ предусмотрено, что возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судебная практика.
Поскольку глава 30 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28 и действует сравнительно недавно, судебная практика относительно ее применения еще не наработана.
В связи с этим при применении статьи 306.5 БК РФ необходимо учитывать подходы судов, сформировавшиеся относительно применения статьи 290 БК РФ, посвященной невозврату либо несвоевременному возврату бюджетных средств, полученных на возвратной основе, до вступления в силу Закона N 252-ФЗ.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 N А02-765/2012 суд, разъясняя порядок применения статьи 290 БК РФ и ссылаясь на Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10 и от 14.02.2012 N 12035/11, отметил, что ставка рефинансирования ЦБ РФ по существу представляет собой наименьший размер платы за пользование денежными средствами в российской экономике, что является общеизвестным фактом. Поэтому уменьшение неустойки ниже ставки рефинансирования возможно только в чрезвычайных случаях, а по общему правилу не должно допускаться, поскольку такой размер неустойки не может являться явно несоразмерным последствиям просрочки уплаты денежных средств.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2010 N А53-17068/2009 суд, удовлетворяя иск Минфина России к организации о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами, пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и пени за просрочку уплаты процентов, суд снизил размер предусмотренной бюджетным законодательством неустойки на основании статьи 333 ГК РФ ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Как указал суд к пеням, начисляемым в соответствии со статьями 290, 291 БК РФ, вследствие их гражданско-правовой природы применяются соответствующие нормы гражданского законодательства.
Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.01.2001 N 6983/00 указано, что неустойка является способом обеспечения обязательства, а не платой за предоставленную бюджетную ссуду, поэтому каких-либо ограничений на возможность смягчения санкций за несвоевременный возврат средств в федеральный бюджет в законодательстве не установлено.