Статья 242.3 БК РФ. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений (действующая редакция)
1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
2. Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Абзацы третий - четвертый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее также - решения налоговых органов), операций по осуществлению выплат, пособий, компенсаций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, расходов на обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
3.1. В случае направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя течение оставшегося срока, предусмотренного абзацем первым пункта 3 настоящей статьи, приостанавливается на срок, предусмотренный пунктом 3.2 статьи 242.1 настоящего Кодекса.
4. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
При этом, если в таком исполнительном документе должником указан орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, он вправе поручить его исполнение подведомственному ему федеральному казенному учреждению с передачей копий документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, для оплаты исполнительного документа в соответствии с настоящей статьей и с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств (бюджетными ассигнованиями) и (или) объемами финансирования расходов, а также с одновременным направлением в орган Федерального казначейства соответствующего уведомления о поручении исполнения исполнительного документа федеральному казенному учреждению.
В случае неисполнения федеральным казенным учреждением переданного ему исполнительного документа в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, операций по осуществлению выплат, пособий, компенсаций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, расходов на обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением этого федерального казенного учреждения и соответствующего органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета.
5. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу, органу управления государственным внебюджетным фондом), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
6. Орган государственной власти (государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, операций по осуществлению выплат, пособий, компенсаций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, расходов на обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
8. При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, операций по осуществлению выплат, пособий, компенсаций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, расходов на обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
9. При поступлении в орган Федерального казначейства заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.
В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
При поступлении заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа в орган Федерального казначейства в период приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, операций по осуществлению выплат, пособий, компенсаций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, расходов на обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) указанный орган уведомляет должника об отмене приостановления операций по лицевым счетам должника, а исполнительный документ возвращает взыскателю в порядке, определенном абзацами первым и вторым настоящего пункта.
10. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации лицевого счета как получателю средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.
12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Судебная практика по статье 242.3 Бюджетный кодекс РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС17-416, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьями 16, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 124, 126, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и исходили из отсутствия оснований для изменения порядка и способа исполнения судебного акта. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о затруднительности либо невозможности исполнения судебного акта о взыскании денежных средств...
-
Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС16-18458, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Отказывая в удовлетворении заявления Минфина России, суды руководствуясь пунктом 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 242.2 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходили из отсутствия оснований для изменения порядка исполнения судебного акта...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
При этом исходил из того, что из содержания пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в случае приостановления осуществления операций на лицевых счетах органом Федерального казначейства расходование денежных средств на этих счетах производиться только по исполнению исполнительных документов...
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 242.3 БК РФ
Комментируемая статья определяет особенности исполнения судебных решений, которые предусматривают обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Официальная позиция.
В письме от 16.12.2013 N 02-03-007/55348 Минфин России указал, что статьями 242.3, 242.4 (242.5) БК РФ установлен порядок, согласно которому осуществляется организация исполнения судебных актов (далее - исполнительный документ), предусматривающих обращение взыскания соответственно на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения.
При этом исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) лицевого счета для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (далее - лицевой счет должника).
В случае нарушения должником - казенным учреждением требований, установленных статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, при поступлении исполнительного документа на исполнение в территориальный орган Федерального казначейства указанный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее - Порядок N 24н), предусмотрено, что в территориальных органах Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) лицевые счета открываются в том числе обособленному подразделению получателя бюджетных средств, указанному в учредительных документах данного получателя бюджетных средств, действующему на основании утвержденного получателем бюджетных средств положения, наделенному имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств, и обязанностью ведения бюджетного учета (далее - обособленное подразделение).
При этом в соответствии с Порядком N 24н данное обособленное подразделение представляет в указанный орган Федерального казначейства в том числе копию положения об обособленном подразделении (далее - положение) и ходатайство создавшего его получателя бюджетных средств (казенного учреждения) об открытии обособленному подразделению лицевых счетов, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) получателя бюджетных средств (казенного учреждения), создавшего обособленное подразделение (далее - ходатайство). Обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые открыты создавшему его получателю бюджетных средств (казенному учреждению).
Учитывая изложенное, орган Федерального казначейства, на основании имеющихся у него копий учредительного документа (устава (положения) казенного учреждения), положения и ходатайства, располагает информацией о наличии либо отсутствии в данном органе лицевых счетов, открытых казенному учреждению и созданным этим казенным учреждением обособленным подразделениям.
В случае нарушения должником - казенным учреждением требований, установленных статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушений осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, открытых в указанном органе данному казенному учреждению и созданным им обособленным подразделениям.
Следует отметить, что в соответствии с Порядком N 24н орган Федерального казначейства осуществляет открытие лицевых счетов структурным подразделениям Федеральной службы судебных приставов. Поскольку данным структурным подразделениям в органах Федерального казначейства открываются лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, которые не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, на указанные лицевые счета не распространяются положения статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ.
Открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства иным структурным подразделениям получателя бюджетных средств Порядком N 24н не предусмотрено.
Внимание!
В письме Казначейства России от 07.02.2014 N 42-7.4-18/9.3-106 указано, что в случаях, когда должником в орган Федерального казначейства в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, представлена заявка на возврат для исполнения требований исполнительного документа, но при этом следственными органами в связи с возбуждением уголовного производства осуществляется выемка в органе Федерального казначейства файлов с заявками на возврат, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах налогового органа, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, не производится.
В письме Минобороны России N 180/6/8835, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-572 от 23.09.2014 отмечено, что исполнение исполнительных документов по взысканию денежных средств на выплату недополученных пенсий, пособий и компенсаций на основании исполнительных документов, должниками по которым являются военные комиссариаты субъектов Российской Федерации (далее - военные комиссариаты), осуществляющие назначение пенсий, пособий и компенсаций лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также членам их семей, предъявленных в органы Федерального казначейства, осуществляется в соответствии с положениями статьи 242.3 БК РФ.
При исполнении требований вышеуказанных исполнительных документов документом, подтверждающим их исполнение, является представленная военным комиссариатом в орган Федерального казначейства выписка из пенсионного дела на бумаге (лицевой счет) (приложение N 1 к указанному письму), в которой отдельной строкой отражается сумма, выплаченная по исполнительному документу, заверенная Сбербанком России, которая направляется в орган Федерального казначейства любым доступным для должника способом, с сопроводительным письмом военного комиссариата (приложение N 3 к указанному письму) с указанием в нем исполнительного документа по выплаченной сумме.
Судебная практика.
В Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 05.02.2014 по делу N 33-865/2014 суд удовлетворил требования гражданина о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом были поддержаны выводы суда первой инстанции о том, что установленные БК РФ особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов по предъявлении исполнительного листа (статья 242.3 БК РФ), регулируют порядок и срок исполнения судебных решений в отношении федеральных казенных учреждений, а не имущественные гражданско-правовые отношения. Положения указанной нормы права не затрагивают соотношения прав и обязанностей участников гражданско-правовых отношений, не изменяют сами по себе оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств и не освобождают федеральные казенные учреждения от гражданско-правовой ответственности, предусмотренной, в частности, статьей 395 ГК РФ.
В Определении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2013 N А56-10270/2013 суд указал на несоответствие положениям статьи 242.3 БК РФ довода налогового органа о том, что непосредственно неисполнение судебного акта может повлиять на закрытие операций по расчетным счетам налогового органа.
В Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 N А15-413/2013 суд отметил, что по смыслу положений статьи 242.3 БК РФ казначейство, принимая исполнительные листы, не возбуждает исполнительное производство и не совершает исполнительных действий, предусмотренных статьей 64 Закона об исполнительном производстве, а также не применяет меры принудительного исполнения, указанные в статье 68 Закона об исполнительном производстве (обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, обращение взыскания на имущественные права должника, наложение ареста на имущество должника).
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2014 по делу N А31-5010/2013 суд пояснил, что по смыслу пунктов 1 и 2 статьи 242.3 БК РФ, статьи 120 ГК РФ, а также Постановления Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 9647/10 следует, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения, финансируемого исключительно из федерального бюджета через лицевые счета, не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
В Постановлении от 01.08.2013 N А21-664/2013 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд не принял доводы налогового органа о том, что возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов разрешается в порядке статей 78, 79 НК РФ, отметив, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 3 статьи 242.3 БК РФ является прямо предусмотренной законом обязанностью органов Федерального казначейства, выполнение которой не ставится в зависимость от объемов финансирования должника и лимитов доведенных до него средств.