Тест "Оценка системы учета и внутреннего контроля"
Приложение к Методическим рекомендациям Минфина РФ от 23.04.2004
ТЕСТ "ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ"
------------------------------------------------------------------ ¦Наименование аудируемого лица ¦ ¦РД 2п ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦Проверяемый период ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦ФИО лица, составившего документ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦Дата составления документа ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦ФИО лица, проверявшего документ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦Дата проверки документа ¦ ¦ ¦ --------------------------------+-------------------------+------- ------------------------------------------------------------------ ¦ Факторы риска ¦Оценка риска¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦I. Учетная политика и основные принципы ведения¦ ¦ ¦ бухгалтерского и налогового учета ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1. Учетная политика применяется ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ последовательно от одного отчетного периода к¦ ¦ ¦ другому ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ непоследовательно ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 2. Изменения в учетную политику ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ вносятся в соответствии с требованиями¦ ¦ ¦ нормативных актов по бухгалтерскому учету ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ с несоблюдением требований нормативных актов по¦ ¦ ¦ бухгалтерскому учету ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 3. Учетная политика применяется ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ всеми структурными подразделениями организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ не всеми структурными подразделениями¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ не применяется структурными подразделениями¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 4. В учетной политике направления хозяйственной¦ ¦ ¦ деятельности и способы их учета ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ раскрыты достаточно полно ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ частично раскрыты ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ не раскрыты ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 5. Наличие в учетной политике противоречивых¦ ¦ ¦ положений ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 6. Наличие в учетной политике методов учета,¦ ¦ ¦ отличных от установленных нормативными актами¦ ¦ ¦ по бухгалтерскому учету и налоговым¦ ¦ ¦ законодательством ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦II. Структура и характеристика¦ ¦ ¦ финансово-бухгалтерской и налоговой служб ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 7. Наличие в структуре организации обособленной¦ ¦ ¦ налоговой службы, отвечающей за ведение¦ ¦ ¦ налогового учета и составления налоговой¦ ¦ ¦ отчетности ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 8. Степень взаимодействия между бухгалтерской и¦ ¦ ¦ налоговой службой ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ взаимодействие отсутствует (налоговая служба¦ ¦ ¦ самостоятельно формирует регистры налогового¦ ¦ ¦ учета без применения данных регистров¦ ¦ ¦ бухгалтерского учета) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ первичные документы обрабатываются в¦ ¦ ¦ бухгалтерии, а затем передаются в налоговую¦ ¦ ¦ службу с необходимыми пояснениями и справками ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 9. Наличие и соблюдение графика документооборота ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦10. Наличие должностных инструкций на работников¦ ¦ ¦ финансово-бухгалтерской и налоговой службы: ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦11. Наличие отдела внутреннего контроля (аудита) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦III. Формы и методы отражения хозяйственных¦ ¦ ¦ операций в бухгалтерском и налоговом учете ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦12. Применение единого рабочего плана счетов¦ ¦ ¦ бухгалтерского учета (в том числе всеми¦ ¦ ¦ филиалами и структурными подразделениями) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ частично ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦13. Система налогового учета организована на¦ ¦ ¦ основании: ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ только регистров бухгалтерского учета ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ самостоятельно разработанных регистров¦ ¦ ¦ налогового учета ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ регистров бухгалтерского учета и самостоятельно¦ ¦ ¦ разработанных регистров налогового учета по¦ ¦ ¦ отдельным операциям ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦14. В организации разработаны регистры налогового¦ ¦ ¦ учета доходов и расходов от реализации и¦ ¦ ¦ внереализационных доходов, расходов ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ частично ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦15. В организации разработаны регистры налогового¦ ¦ ¦ учета наиболее сложных операций (на ремонт,¦ ¦ ¦ НИОКР, по определению финансового результата¦ ¦ ¦ при реализации основных средств, ценных бумаг,¦ ¦ ¦ уступки прав требования и т.д.), по которым¦ ¦ ¦ налоговым законодательством определен особый¦ ¦ ¦ порядок учета ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ частично ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦16. Финансово-хозяйственные операции отражаются в¦ ¦ ¦ бухгалтерском и налоговом учете ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ только на основании первичных документов ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ без подтверждающих первичных документов ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦17. Исправления в бухгалтерском и налоговом учете ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ всегда обоснованы ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ не обоснованы ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦18. Ошибки при переносе из одного учетного регистра¦ ¦ ¦ в другой ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ отсутствуют ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ происходят часто ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ происходят иногда ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦IV. Компьютерная обработка данных (КОД) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦19. Ведение бухгалтерского и налогового учета¦ ¦ ¦ автоматизировано ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ полностью ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ частично ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ не автоматизировано ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦20. Система КОД ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ охватывает отдельные участки учета,¦ ¦ ¦ автоматизирует работу отдельных подразделений ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ охватывает всю деятельность организации¦ ¦ ¦ (полностью интегрированная система) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦21. Разработанные при помощи КОД формы документов и¦ ¦ ¦ регистров соответствуют требованиям¦ ¦ ¦ унифицированных и утвержденных форм ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦22. Алгоритмы обработки данных соответствуют¦ ¦ ¦ действующему законодательству ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦V. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦23. Бухгалтерская и налоговая отчетность¦ ¦ ¦ составляется: ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ с соблюдением требований законодательства ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ с нарушением требований законодательства ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦24. В случае обнаружения ошибок изменения в¦ ¦ ¦ бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ с соблюдением установленного порядка ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ с нарушением установленного порядка ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦VI. Осуществление контроля ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦25. Служба внутреннего аудита ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ действует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ отсутствует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦26. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ действует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ отсутствует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦27. Инвентаризационная комиссия ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ утверждена руководителем и действует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ отсутствует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦28. Комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и¦ ¦ ¦ списанию основных средств ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ утверждена руководителем и действует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ отсутствует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦29. Служба по контролю за выполнением обязательств¦ ¦ ¦ по заключенным договорам, предъявлением¦ ¦ ¦ претензий и выполнением обязательств по¦ ¦ ¦ предъявленным организации претензиям ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ утверждена и действует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ отсутствует ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦30. Наличие приказа о проведении плановых¦ ¦ ¦ инвентаризаций имущества и финансовых¦ ¦ ¦ обязательств ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦31. Документы по проведению инвентаризации¦ ¦ ¦ составляются с соблюдением требований¦ ¦ ¦ нормативных актов по бухгалтерскому учету ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦VII. Кадровая политика ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦32. Прием на работу специалистов производится на¦ ¦ ¦ конкурсной основе, по результатам собеседования¦ ¦ ¦ (тестирования) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦33. Проводятся мероприятия по обучению и повышению¦ ¦ ¦ квалификации кадров ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦Итого оценок: ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ "Высоких" ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ "Средних" ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ "Низких" ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦Итоговая оценка надежности системы учета и¦ ¦ ¦внутреннего контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Оценка риска средств контроля ¦ ¦ ----------------------------------------------------+-------------
Примечание. Оценка риска средств контроля производится на основании профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения их уровня, как "низкий", "средний", "высокий". По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроля аудируемого лица.
При получении отрицательного ответа на вопрос N 15 или ответа "только регистров бухгалтерского учета" на вопрос N 13 уровень риска средств контроля сразу устанавливается "высоким" без дальнейшего анализа результатов тестирования.
В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как "высокая" или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему.
В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль.
Источник - Методические рекомендации Минфина России от 23.04.2004
- Тест "Временные разницы по доходам и расходам, признаваемые для целей бухгалтерского и налогового учета"
- Тест "Анализ учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете"
- Тематический план изучения учебной дисциплины по военно-учетной специальности
- Технологический журнал учета отходов классов Б и В организации (справочная форма)
- Технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении (справочная форма)