Положение об отделе социального развития предприятия
____________________________________________________ (полное фирменное наименование, место нахождения предприятия)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ___________
________________________
"___"__________ _____ г.
ПОЛОЖЕНИЕ об отделе социального развития предприятия
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Отдел социального развития (далее - отдел) является структурным подразделением ________ "__________________" (далее - предприятие).
1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя N _____ от "__"_________ ____ г.
1.3. Работники отдела назначаются и освобождаются от должности на основании решения руководителя по представлению начальника отдела 1 .
1.4. Сотрудники отдела должны знать и руководствоваться в своей работе следующим:
- Конституция Российской Федерации;
- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам социального развития;
- трудовое законодательство;
- цели, стратегия и кадровая политика предприятия;
- профиль, специализация и особенности структуры предприятия;
- социология, психология и физиология труда;
- основы социального планирования;
- методы психологического тестирования;
- методы проведения социологических исследований, изучения общественного мнения;
- порядок и методы разработки планов и программ социального развития предприятия;
- основы организации управления социальным развитием предприятия;
- социальные требования и нормативы;
- основы инженерной и социальной психологии;
- методы проведения анализа выполнения социальных программ и определения их экономической эффективности;
- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования;
- передовой отечественный и зарубежный опыт управления социальными процессами;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда;
- локальные акты предприятия.
1.5. В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам:
- методические материалы по организации социального развития;
- структура предприятия, его профиль, специализация и перспективы развития;
- состояние и перспективы развития отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующих областях знаний и отраслях производства;
- основные технологические процессы производства продукции предприятия;
- методы организации и планирования работы отдела;
- Единая государственная система делопроизводства 1 ;
- методы эффективного применения оргтехники и других технических средств управленческого труда;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности.
2. СТРУКТУРА ОТДЕЛА
2.1. Структуру и штаты отдела утверждает руководитель предприятия.
2.2. Руководство отделом осуществляет начальник отдела.
2.3. В состав отдела входят (указать должность):
- социолог 2 ;
- психолог 3 ;
- ________________________________________________________.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА
3.1. Основными задачами отдела являются:
- осуществление социологической работы на предприятии, направленной на формирование стабильных трудовых коллективов, развитие организационной культуры, использование социально-психологических факторов трудовой мотивации работников, повышение их социальной и творческой активности, удовлетворенности трудом с целью максимального развития и использования трудового потенциала каждого работника;
- разработку и реализацию мер по сохранению здоровья и повышению содержательности досуга работающих, росту жизненного уровня работников и членов их семей.
4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА
В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуществляет следующие функции:
4.1. Разработка и реализация целевых программ и планов социального развития на основе социальных прогнозов и моделирования социальных процессов в соответствии с целями, стратегией и кадровой политикой предприятия в условиях рыночной экономики с учетом внешних и внутренних факторов развития.
4.2. Работа по стабилизации трудовых коллективов, совершенствованию социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава.
4.3. Подготовка предложений по регулированию численности работников, повышению их общеобразовательного и культурно-технического уровня, укреплению дисциплины и организованности, созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, по адаптации вновь принятых работников.
4.4. Изучение условий и содержания труда и их влияния на удовлетворенность трудом работников предприятия.
4.5. Разработка мероприятий по улучшению эргономических, санитарно-гигиенических условий работы, обеспечению охраны труда и безопасности работников, социально-психологическому обеспечению внедрения процесса освоения новых видов сложного оборудования, сокращению тяжелого и малоквалифицированного ручного труда, повышению привлекательности, престижности и культуры труда.
4.6. Экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.
4.7. Совершенствование системы материальных, социально-культурных и нравственно-психологических стимулов повышения трудовой и социальной активности работников, творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности.
4.8. Контроль за обеспечением социального страхования работников, соблюдением их социальных гарантий и гражданских прав.
4.9. Разработка предложений по мерам социальной защищенности работников предприятия в рамках коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
4.10. Разработка и реализация мер по сохранению здоровья и повышению содержательности досуга работающих, росту жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворению потребностей в жилье и бытовом устройстве, разнообразных услугах, социальной защите отдельных категорий работающих (пенсионеров, молодежи, женщин).
4.11. Консультирование работающих по правовым и финансовым вопросам, проблемам женского труда.
4.12. Разработка предложений по представлению различных социальных льгот работникам предприятия; компенсаций расходов на жилье, образование детей; предоставлению транспорта для поездок на работу, медицинскому обслуживанию.
4.13. Обеспечение внедрения средств механизации и компьютерных технологий в свою деятельность.
4.14. Проведение лекций, семинаров по изучению работниками предприятия социально-психологических методов управления социальными процессами.
4.15. Оказание методической помощи структурным подразделениям предприятия в разработке мероприятий по социальному развитию трудовых коллективов.
4.16. Координация деятельности структурных подразделений предприятия по выявлению и использованию социальных резервов производства и реализации целевых комплексных социальных программ.
4.17. Осуществление методического руководства деятельностью других структурных подразделений по социальным вопросам.
4.18. Осуществление в рамках своей компетенции ведения делопроизводства, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи.
4.19. Осуществление организации ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела.
4.20. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения.
4.21. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.
Возложение на отдел функций, не относящихся к компетенции отдела, не допускается.
5. ПРАВА
Отдел социального развития для решения возложенных на него задач имеет право:
5.1. Запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений предприятия информацию, документы и письменные объяснения, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции отдела.
5.2. Представлять в пределах своей компетенции интересы предприятия в вопросах, связанных с социальным развитием предприятия.
5.3. Привлекать специалистов других структурных подразделений предприятия для решения вопросов, входящих в компетенцию отдела.
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. В процессе производственной деятельности предприятия отдел постоянно взаимодействует со следующими структурными подразделениями:
- ____________________________________________________________________, (указать структурные подразделения) - ____________________________________________________________________, - ____________________________________________________________________, - ____________________________________________________________________.
6.2. По вопросам, относящимся к его компетенции, отдел оказывает содействие всем подразделениям предприятия.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
7.2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
7.3. Начальник и другие сотрудники отдела несут персональную ответственность за соответствие оформляемых ими документов и операций с корреспонденцией законодательству Российской Федерации.
8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА
8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач.
8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей.
Начальник отдела социального развития
__________________________________
Согласовано: юридическая служба
_______________________________
_______________/_______________
С данным Положением ознакомлен(а) _________ (_____________)
/Прошить и скрепить подписью уполномоченного лица с расшифровкой, указанием должности, печатью предприятия./
1 Должностные обязанности и требования к квалификации начальника отдела социального развития установлены в подразделе "Начальник отдела социального развития" Раздела 1 "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.
2 Должностные обязанности и требования к квалификации социолога установлены в подразделе "Социолог" Раздела 1 "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.
3 Должностные обязанности и требования к квалификации психолога установлены в подразделе "Психолог" Раздела 1 "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.
1 По вопросу применения положений Единой государственной системы делопроизводства см. "Методические рекомендации по практическому применению основных положений Единой государственной системы делопроизводства".
Источник - Кабанов О.М.