Положение об адаптации персонала организации
Управление Федерального УТВЕРЖДАЮ казначейства по Москве Руководитель организации ПОЛОЖЕНИЕ 11.04.2011 Личная подпись Фамилия И.О. ---------- 11 апреля 11 12 "--" ----------- 20-- г. Москва N -- Об адаптации персонала
Раздел I. Организация наставничества
1. Общие положения
1.1. Выбор наставника определяет начальник подразделения совместно с кадровым работником.
1.2. Наставник - это сотрудник компании, задачей которого является введение нового сотрудника в должность.
1.3. Наставник должен обладать следующими качествами:
- высокий уровень профессиональной компетенции;
- способность и готовность делиться своим опытом - умение доходчиво объяснять информацию, системное представление о своем участке работы и работе подразделения;
- лояльность компании: преданность делу компании, поддержание ее стандартов и правил работы;
- коммуникативные навыки, гибкость в общении.
2. Обязанности наставника
Наставник обязан:
2.1. Проводить процедуру наставничества в соответствии с программой адаптации для нового сотрудника.
2.2. Представить нового сотрудника коллективу и ознакомить с расположением отделов в организации.
2.3. Познакомить нового сотрудника со спецификой отдела: цели, задачи подразделения, организационная структура, взаимодействие с другими подразделениями, филиалами.
2.4. Познакомить с продуктом отдела: услуги.
2.5. Познакомить с технологией работы, с документооборотом и программным обеспечением, с традициями и правилами поведения в организации.
2.6. Проводить консультации нового сотрудника по текущим вопросам.
2.7. Оказать помощь новому сотруднику в организации его рабочего места.
2.8. Корректно, позитивно относиться к новому сотруднику
2.9. Рационально распределять рабочее время: совмещать функции по основной работе с функциями наставничества за счет рационального планирования рабочего времени.
2.10. Быть последовательным в передаче необходимой информации, знаний, опыта новому сотруднику: от простого к сложному, от общеизвестной информации к конфиденциальной.
2.11. Проводить отслеживание обратной связи, контролировать освоение знаний в ходе наставничества.
2.12. Осуществлять текущий контроль над работой нового сотрудника, своевременно корректировать неправильные действия в работе.
2.13. Проявлять заботу о новом сотруднике: обстоятельное разъяснение вопросов, привитие культуры компании.
2.14. Если в период адаптации новый сотрудник совершает виновные действия или проявляет себя как некомпетентный сотрудник, без заинтересованности в собственном обучении, наставник обязан поставить в известность начальника подразделения и работника отдела кадров.
2.15. За две недели до окончания испытательного срока направить сотруднику, наставнику, начальнику подразделения бланки для оценки деятельности нового сотрудника.
2.16. За неделю (7 рабочих дней) представить отзыв о работе нового сотрудника, а также отзыв о работе наставника работнику отдела кадров.
3. Права наставника
Наставник имеет право:
3.1. Осуществлять деятельность согласно обязанностям наставника и получать за это материальное вознаграждение согласно системе мотивации наставника.
3.2. На получение помощи при составлении индивидуальной программы адаптации для нового сотрудника со стороны работника отдела кадров и начальника подразделения.
3.3. Вносить свои изменения в индивидуальную программу по адаптации (в письменной форме и заверенные непосредственным начальником) в связи с индивидуальными особенностями нового сотрудника (уровень знаний, навыков, обучаемость и т.п.).
3.4. Обращаться по имеющимся вопросам, касающимся процесса адаптации нового сотрудника, к начальнику отдела и работнику отдела кадров.
3.5. Требовать от нового сотрудника ответственного выполнения поставленных задач.
3.6. Требовать от нового сотрудника соблюдения трудового распорядка и соблюдения внутренних условий работы компании.
4. Система материального поощрения наставника
4.1. При успешном прохождении испытательного срока наставник ежемесячно получает дополнительное денежное вознаграждение в размере 1500 руб.
4.2. В случае если новый сотрудник проработал менее 1 месяца, не прошел испытательный срок (по причине неудовлетворительной работы, без вины наставника) - наставник получает компенсацию за проделанную работу в размере 500 руб.
4.3. Выявлена неудовлетворительная работа наставника - в конце месяца производится вычет из премиальной части в размере 1000 руб.
5. Ответственность наставника
Наставник несет ответственность за:
5.1. Грамотную и культурную работу с новым сотрудником.
5.2. Объективную оценку нового сотрудника (профессиональные и личностные качества).
5.3. Своевременное представление отчета о проделанной работе работнику отдела кадров.
6. Показатели эффективности работы наставника
6.1. Выполнение поставленных целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока.
Раздел II. Права, обязанности и ответственность нового сотрудника в период испытательного срока
1. Права нового сотрудника
Новый сотрудник имеет право:
1.1. На получение полной, достоверной информации, необходимой для его работы.
1.2. На доброжелательное, позитивное отношение наставника к своей личности.
1.3. На внесение конструктивных изменений и предложений в программу своей адаптации (представленные в письменной форме работнику отдела кадров и заверенные начальником подразделения, в котором новый сотрудник проходит испытательный срок).
1.4. На получение заработной платы в период испытательного срока.
1.5. Обратиться с претензией (жалобой) к непосредственному начальнику или работнику отдела кадров на наставника по поводу халатного исполнения последним своих обязанностей.
2. Обязанности нового сотрудника
2.1. Своевременно и качественно выполнять поставленные задачи начальника подразделения и наставника.
2.2. Регулярно отчитываться о ходе выполнения поставленных задач.
2.3. Консультироваться с наставником при принятии важных решений или проявлении инициативы в работе.
2.4. Проявлять инициативу для успешного прохождения адаптации (задавать вопросы, читать специализированную литературу и т.д.).
2.5. Соблюдать трудовую дисциплину и внутренний трудовой распорядок компании.
3. Ответственность нового сотрудника
3.1. За исполнение трудовой дисциплины.
3.2. За исполнение поставленных задач.
3.3. За ответственное отношение к своим обязанностям.
4. Показатели эффективности нового сотрудника
4.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач в период испытательного срока.
Раздел III. Обязанности работника отдела кадров в период прохождения новым сотрудником адаптационного периода
1. Работник отдела кадров в указанный период обязан осуществлять промежуточный контроль методом проведения собеседований, опросов нового сотрудника (1 раз в неделю) о его работе, сложностей в работе, адаптации в коллективе. В случае необходимости корректировать работу наставника.
Раздел IV. Оценка адаптации нового сотрудника
1. Цель оценки
Данная оценка необходима для принятия обоснованного решения о приеме сотрудника в постоянный штат либо о прекращении сотрудничества. Оценка производится за 7 рабочих дней до окончания испытательного срока нового сотрудника.
2. Процедура оценки
2.1. Наставник за неделю представляет отзыв о работе нового сотрудника отделу кадров.
2.2. Новый сотрудник также представляет отзыв работнику кадрового отдела, но уже о работе наставника.
2.3. Работник отдела кадров организует собрание комиссии для принятия объективного решения. В состав комиссии входят:
- наставник;
- начальник подразделения;
- начальники смежных отделов;
- работник отдела кадров.
Для объективности оценки число членов комиссии должно быть нечетным.
2.4. Каждый член комиссии должен устно высказать свое мнение относительно сотрудника, который проходил испытательный срок, а именно:
- показанный профессионализм;
- соответствие корпоративной культуре.
2.5. Работник отдела кадров представляет данные о профессиональном пути сотрудника (согласно его анкете).
2.6. После проведения оценки начальник отдела совместно с работником отдела кадров проводят собеседование с сотрудником по результатам оценки, сообщают о решении, дают оценку результатам работы, сильным и слабым сторонам, рекомендации к развитию, сотрудник высказывает свое мнение о работе в данной организации.
Источник - "Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2011, № 5