Инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков
____________________________________________________ (наименование организации)
Дата выдачи Обозначение (номер) инструкции Отметка об ознакомлении
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Наименование должности Наименование должности руководителя профсоюзного либо работодателя иного уполномоченного _________ ___________________ сотрудниками органа (подпись) (инициалы, фамилия) _________ ____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Дата утверждения
Дата согласования
или
СОГЛАСОВАНО
Реквизиты документа,
выражающего мнение профсоюзного
или иного уполномоченного
сотрудниками органа
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для водителей автопогрузчиков 1
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая инструкция по охране труда водителя автопогрузчика разработана с учетом условий его работы в конкретной организации - _______________.
1.2. К управлению автопогрузчиком не допускаются лица моложе 18 лет. При этом лица женского пола, достигшие 18 лет, не допускаются к управлению автопогрузчиком для переработки крупнотоннажных контейнеров.
При приеме на работу водитель автопогрузчика должен пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение, стажировку на автопогрузчике под наблюдением опытного водителя автопогрузчика и проверку знаний.
В процессе работы водитель автопогрузчика должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, и внеплановые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры.
1.3. Водитель автопогрузчика должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.
1.4. Водитель автопогрузчика допускается к работе при наличии у него удостоверения (сертификата), дающего право на управление автопогрузчиком и допуска на проведение работы, а также после прохождения ими целевого инструктажа.
1.5. Водитель автопогрузчика обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия, установленные режимы труда и отдыха, а также правила личной гигиены.
Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого помещениях с соответствующим оборудованием. Перед приемом пищи водитель автопогрузчика должен вымыть руки водой с мылом.
1.6. В процессе работы на водителя автопогрузчика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся машины и механизмы;
- неогражденные вращающиеся элементы оборудования;
- перемещаемые, перевозимые и складируемые грузы;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента;
- химический фактор;
- нервно-психологические перегрузки.
1.7. Водитель автопогрузчика должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), выдаваемыми в соответствии с установленными нормами:
- плащом из плащ-палатки или плащом из брезента по ГОСТ 12.4.134-83;
- костюмом хлопчатобумажным по ГОСТ 27575-87 или костюмом "Механизатор-Л" по ТУ 8572-056-05109248-93;
- сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве по ГОСТ 12.4.137-84;
- рукавицами комбинированными по ГОСТ 12.4.010-75.
При наружных работах зимой водитель автопогрузчика дополнительно обеспечивается:
- теплозащитным костюмом по ГОСТ 29335-92 или теплозащитным костюмом "Механизатор" по ТУ 8572-010-05109248-97;
- валенками по ОСТ 17-672-77, которые могут быть заменены на сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой резиновой подошве по ТУ 8811-023 0543555-96;
- галошами для валенок по ТУ 38106227-82.
В случае необходимости при выполнении определенных видов работ водителю автопогрузчика выдаются следующие СИЗ:
- очки защитные;
- каска защитная;
- респиратор.
1.8. Водитель автопогрузчика обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
- не курить и не пользоваться открытым огнем на рабочем месте;
- не производить работы, связанные с применением открытого огня, факелов вблизи автопогрузчика;
- курить только в специально отведенных и приспособленных для этого местах, обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком, и где имеется надпись "Место для курения";
- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
1.9. Водитель автопогрузчика обязан соблюдать следующие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях (далее - пути):
- к месту работы и от него проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";
- при переходе путей на территории железнодорожных станций необходимо пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;
- переходить путь только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов;
- проходить вдоль путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотив и вагоны;
- переходить путь, занятый железнодорожным подвижным составом (далее - подвижным составом), пользуясь переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки;
- при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;
- обходить локомотив, стоящий на пути, или группу вагонов на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
- проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
- обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.10. Водителю автопогрузчика запрещается:
- переходить или перебегать пути перед движущимся составом, локомотивом, мотовозами, дрезинами и другими транспортными средствами;
- подлезать под подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;
- подниматься на локомотив и вагоны, находящиеся под контактным проводом;
- садиться на подножки локомотива и вагонов и сходить с них во время движения;
- находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ноги между рамным рельсом и остряком или в желоба на стрелочном переводе, наступать и садиться на рельсы и концы железобетонных шпал;
- находиться на территории железнодорожной станции и в депо в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава.
1.11. Выходя на путь из помещения или здания, ухудшающего видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава.
1.12. При приближении железнодорожного подвижного состава необходимо отойти на обочину пути на безопасное расстояние или широкое междупутье и стоя дождаться проезда (остановки) железнодорожного подвижного состава. После этого продолжить проход.
1.13. Переезд путей автопогрузчика осуществляется в специально отведенных местах (переезд, настил). Перед переездом пути водитель автопогрузчика должен убедиться в отсутствии движения железнодорожного подвижного состава по пути. Не следует оставлять автопогрузчик на пути или в проездах для автомобильного транспорта.
1.14. Водитель автопогрузчика во время работы обязан иметь при себе:
- удостоверение (сертификат), дающее право на управление автопогрузчиком;
- талон предупреждения по охране труда.
У водителя автопогрузчика, нарушившего во время работы требования безопасности, руководителем работ делаются просечки в талоне предупреждения.
1.15. Водитель автопогрузчика должен следить за периодичностью проведения технического обслуживания автопогрузчика, в случае несвоевременного проведения технического обслуживания сообщить об этом ответственному лицу (мастеру, бригадиру или старшему в смене).
1.16. Водитель автопогрузчика обязан выполнять только ту работу, которая поручена ему руководителем работ и входит в его должностные обязанности, быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы.
1.17. Водителю автопогрузчика запрещается:
- находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения или с его остаточными явлениями;
- работать без СИЗ;
- передавать управление автопогрузчиком другим лицам без разрешения руководителя работ, использовать автопогрузчик в личных целях;
- поднимать, опускать и перевозить людей на грузоподъемном механизме (вилочном захвате, челюстном захвате, ноже, ковше) автопогрузчика;
- садиться в автопогрузчик и сходить с него во время движения;
- отдыхать и спать в кабине автопогрузчика при работающем двигателе;
- работать на погрузчике с шинами, имеющими пониженное давление, сквозные пробоины и повреждение корда;
- покидать кабину управления автопогрузчика при поднятом грузе и работающем двигателе. Если необходимо отлучиться от автопогрузчика, то необходимо опустить его грузоподъемный механизм (вилочный захват, челюстной захват, нож, ковш), вынуть ключ из электрического замка, поставить автопогрузчик на стояночный тормоз, закрыть двери кабины на ключ;
- устранять неисправности при включенном двигателе, поднятом грузоподъемном механизме автопогрузчика, если отсутствуют упорные устройства под оборудованием автопогрузчика;
- касаться движущихся частей и механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов при работающем двигателе;
- находиться и работать под поднятым и перемещаемым грузом, а также под грузоподъемным механизмом автопогрузчика;
- производить запуск двигателя внутреннего сгорания буксировкой или толканием (при выходе из действия стартера).
При необходимости пуска двигателя внутреннего сгорания вручную пусковую рукоятку необходимо обхватывать всеми пальцами руки с одной стороны (без зажима рукоятки большим пальцем). Пусковую рукоятку следует поворачивать снизу вверх.
1.18. Подзарядку аккумуляторной батареи автопогрузчика осуществляют аккумуляторщики в подзарядных помещениях со специальными постами.
Водителю автопогрузчика запрещается производить подзарядку аккумуляторной батареи и электропогрузчика.
1.19. В кабине автопогрузчика не должно быть посторонних лиц во время его работы или стоянки, а также посторонних предметов. Инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.
1.20. При недостаточном искусственном освещении проездов, зоны складирования и приемки грузов или рабочей зоны водитель автопогрузчика должен прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.
1.21. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения водителя автопогрузчика должны быть предусмотрены перерывы в работе для обогрева в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.
1.22. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель автопогрузчика обязан немедленно сообщить об этом руководителю работ.
1.23. В случае получения травмы или заболевания водитель автопогрузчика должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.
1.24. При травмировании других работников, а также при обнаружении нарушений настоящей Типовой инструкции или неисправности автопогрузчика, СИЗ и средств пожаротушения водитель автопогрузчика должен без промедления сообщить об этом руководителю работ, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, оказать первую медицинскую помощь работнику, получившему травму.
1.25. Знание и выполнение требований безопасности являются служебной обязанностью водителя автопогрузчика, а их нарушение влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы водитель автопогрузчика должен:
- проходить ежедневные (перед началом смены) медицинские осмотры (с целью определения состояния здоровья и отсутствия в организме водителя автопогрузчика алкоголя и других наркотических веществ);
- осмотреть дороги, проезды грузового двора (станции), по которым предстоит перевозить груз, на предмет отсутствия препятствий для движения (ямы, кочки, посторонние предметы);
- проверить исправность СИЗ и надеть их.
Спецодежда должна быть застегнута на пуговицы, свободные концы одежды заправлены так, чтобы они не свисали и не сковывали движения.
2.2. Перед началом работы водитель автопогрузчика должен провести осмотр автопогрузчика и проверить:
- крепление рычагов управления;
- состояние и натяжение ремня привода вентилятора;
- исправность контрольных измерительных приборов и диагностической системы (электронная система управления);
- наличие и исправность плавких предохранителей;
- исправность грузоподъемного механизма в движении без груза (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника, осмотреть сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика);
- уровень электролита в аккумуляторной батарее;
- исправность аккумуляторов и не допускать их разрядки ниже допустимой нормы;
- исправность стеклоочистителя;
- действие ножного и стояночного тормоза (в случае необходимости произвести их регулировку);
- величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя;
- исправность действия освещения: стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря, а также звукового сигнала;
- крепление колес, состояние шин и давление в них.
После осмотра автопогрузчика водитель автопогрузчика в случае выявления неисправности должен произвести соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин.
2.3. Перед началом работы водитель автопогрузчика должен произвести заправку автопогрузчика топливом и при необходимости маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями, проверить отсутствие утечки воды, масла и топлива из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также целостность гибких шлангов.
Заправку автопогрузчика топливом водитель автопогрузчика должен производить при выключенном двигателе, засасывать топливо ртом через шланг запрещается.
2.4. При накачивании шин следует проверить правильность установки шины на ободе колеса, при этом следует осуществлять двойную проверку правильности установки стопорного кольца. В случае неправильного расположения шины или стопорного кольца или же в случае обнаружения какой-либо другой неисправности необходимо прекратить накачку и устранить неисправность.
Накачка шин автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров производится из защищенного места и во время накачки категорически запрещается нахождение людей в непосредственной близости от колеса.
2.5. Водитель автопогрузчика не имеет права приступать к работе:
- при наличии треска, скрежета в гидросистеме, двигателе и механизмах;
- без огнетушителя (порошкового), аптечки первой медицинской помощи, знака аварийной остановки;
- с поврежденным сиденьем и спинкой сиденья (наличие рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов);
- с отсутствующим или поврежденным (с порезами, трещинами) диэлектрическим ковриком на полу кабины;
- без зеркала заднего вида и в случае установки шин, запрещенных инструкцией об эксплуатации автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров.
III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Передвижение автопогрузчика по территории грузового двора железнодорожной станции должно производиться согласно установленной схеме маршрута, а в темное время суток должны быть включены габаритные огни на автопогрузчике. При движении по рампе склада водитель автопогрузчика должен не допускать, чтобы автопогрузчик заезжал за ограничительную линию.
3.2. В зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы скорость движения автопогрузчика по территории железнодорожной станции и в складе должна быть не более 5 км/час. В местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производственные помещения, при выезде из-за углов зданий, при движении мимо ворот, дверей, штабелей, при переезде через пути и по рампе склада - не более 3 км/час.
3.3. Водитель автопогрузчика обязан всегда смотреть в направлении движения автопогрузчика и соблюдать осторожность в местах возможного появления людей, транспортных средств и вблизи подъездных путей. Если груз ограничивает видимость, то водитель автопогрузчика должен осуществлять движение задним ходом.
3.4. Перед началом движения, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования или наезда на работников, водитель автопогрузчика обязан подавать предупредительный звуковой сигнал.
3.5. При встрече с работниками по пути движения водитель автопогрузчика должен предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если работники не сходят с дороги - остановить автопогрузчик.
3.6. Во избежание столкновения при внезапной остановке впереди идущего автомобиля водитель автопогрузчика при движении должен соблюдать дистанцию. Расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть на горизонтальных площадках не менее 10 м, на уклонах - не менее 20 м.
3.7. При движении автопогрузчика по территории железнодорожных станций необходимо держаться правой стороны. Расстояние между автопогрузчиком и встречным автомобилем должно быть не менее 2 м.
3.8. Передвижение автопогрузчика под проводами линий электропередач (далее - ЛЭП) допускается только в транспортном положении (не менее 2 м от крайней ближайшей точки металлоконструкции автопогрузчика).
3.9. Работать на автопогрузчике непосредственно под проводами ЛЭП на расстоянии менее 30 м без наличия наряда-допуска не разрешается.
3.10. Водителю автопогрузчика запрещается работать на электрифицированных участках под контактным проводом без снятия напряжения.
3.11. При движении автопогрузчика без груза грузоподъемный механизм должен быть установлен в транспортное положение (поднят на 0,2 - 0,3 м от земли), а рама автопогрузчика полностью отклонена назад.
3.12. Для обеспечения устойчивости погрузчика при движении перемещаемый груз или контейнер необходимо поднять на высоту 500 мм от опорной поверхности, после чего переместить его вплотную к раме автопогрузчика, а раму отклонить назад.
3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) водитель автопогрузчика должен немедленно опустить груз.
3.14. Водителю автопогрузчика при движении через ворота, двери склада, между штабелями грузов следует соблюдать особую осторожность.
3.15. Перемещение грузов, затрудняющих обзор дороги, должно производиться с участием лица, сопровождающего автопогрузчик, подающего необходимые сигналы водителю автопогрузчика и предупреждающего других работников об опасности.
3.16. Водителю автопогрузчика перед погрузкой и выгрузкой груза необходимо тщательно проверить тару. При обнаружении неисправности тары следует прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.
Не допускается перевозить ящики вверх дном, на боковых или торцовых стенках.
3.17. Не допускается поднимать и транспортировать груз с неуказанной массой, массой, превышающей грузоподъемность автопогрузчика, а также применять дополнительные противовесы.
3.18. Груз, примерзший к земле или засыпанный снегом, необходимо предварительно освободить от снега, а затем поднимать.
3.19. Перед подъемом и опусканием груза необходимо предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда его будут помещать, а также следить за тем, чтобы под грузом не находились люди.
3.20. При формировании штабелей водитель погрузчика должен оставлять проходы для рабочих шириной не менее 1 м и проезды для автопогрузчика шириной не менее 3 м.
3.21. При складировании грузов около пути водитель автопогрузчика должен соблюдать габарит приближения строений. Груз, расположенный на высоте до 1,2 м, следует укладывать на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, при большей высоте - на расстоянии не менее 2,5 м.
3.22. Водителю автопогрузчика запрещается:
- опускать груз на газо- и паропроводы открытого исполнения, электрические кабели, временные перекрытия;
- производить погрузку и выгрузку груза из автомобиля, пока в кабине или в кузове автомобиля находятся люди;
- прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле;
- открывать и закрывать двери вагона при помощи грузоподъемных механизмов автопогрузчика.
3.23. При работе на автопогрузчиках с вилочным захватом и крановой стрелой.
3.23.1. При работе на автопогрузчике с вилочным захватом его водитель должен выполнять требования безопасности, аналогичные тем, что и при работе на электропогрузчике.
3.23.2. При работе на автопогрузчике с крановой стрелой его водитель должен перед подъемом груза или контейнера установить крюк в положение, соответствующее весу груза или контейнера, а раму грузоподъемника установить в вертикальное положение.
3.23.3. При работе автопогрузчика с крановой стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.
3.23.4. Подъем и перемещение грузов автопогрузчиком с крановой стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только по сигналам стропальщика или в присутствии руководителя работ.
3.23.5. Во избежание опрокидывания автопогрузчика с крановой стрелой не допускается подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы.
3.23.6. Не допускается выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Водитель автопогрузчика с крановой стрелой является ответственным за сохранность пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы.
3.23.7. Поднимать груз или контейнер необходимо с захватом за все предусмотренные конструкцией монтажные петли или кольца.
Если монтажные петли груза или кольца контейнера неисправны, то нужно груз или контейнер поднимать стропами с применением угловых прокладок между стропами и гранями груза или контейнера.
3.23.8. При погрузке, выгрузке и перемещении груза водитель автопогрузчика с крановой стрелой обязан контролировать принимаемые стропальщиками меры по исключению раскачивания и кручения груза.
3.23.9. Для проверки правильности строповки груза груз следует предварительно поднять на высоту 0,2 - 0,3 м и проверить равномерность натяжения стропов, а также убедиться, что груз надежно обвязан и не может выпасть или рассыпаться во время транспортировки. При необходимости исправления строповки груз следует опустить.
3.23.10. При наличии груза на крюке автопогрузчика с крановой стрелой не допускается переключать грузоподъемный механизм из положения "Подъем крюка" в положение "Подъем стрелы" и обратно.
3.23.11. Перед движением автопогрузчика с крановой стрелой водителю необходимо установить крановую стрелу по центральной оси автопогрузчика и закрепить ее в этом положении.
3.23.12. Во время работы автопогрузчика с крановой стрелой не допускается нахождение людей под стрелой.
3.24. При работе на автопогрузчике для переработки крупнотоннажных контейнеров.
3.24.1. Во время работы водитель автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров должен постоянно следить за приборами, отражающими состояние электронной системы управления, гидросистемы, тормозной системы, уровня топлива, давления масла, рулевого управления и давления воздуха в шинах колес.
3.24.2. Если сигнальные лампочки электронной системы управления не работают, то водитель автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров должен немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.
3.24.3. Не допускается передвижение автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров с высоко поднятой стрелой или с высоко поднятым грузом, так как в этом случае автопогрузчик может перевернуться. Перевозку любого груза следует осуществлять в крайнем нижнем положении, при этом мачта должна быть максимально наклонена назад.
3.24.4. Не допускается подъем контейнера при горящей красной лампе "кантовательные замки открыты" или при негорящей любой из желтых лампочек "кантовательные замки закрыты" или "выравнивание".
3.24.5. Не допускается выполнение каких-либо работ на стреле или на навесном оборудовании автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров при работающем двигателе.
3.24.6. Не допускается работа автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров на площадках с уклоном более 8 градусов, а также с глубокими выбоинами и буграми.
3.24.7. В случае опрокидывания автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров водителю необходимо оставаться в кабине и крепко держаться за рулевое колесо. Ни в коем случае не следует выпрыгивать из кабины.
3.24.8. Запрещается проводить погрузочно-разгрузочные работы при силе ветра свыше 12 м/с.
3.24.9. Запрещается прикасаться к находящимся под давлением трубопроводам и шлангам дизельного топлива, масла и гидравлической жидкости.
IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае поломки или неисправности автопогрузчика (его тормоза, рулевого управления или звукового сигнала), угрожающих безопасности водителя автопогрузчика или безопасности окружающих людей, водитель автопогрузчика должен немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.
4.2. При возникновении аварийной ситуации водитель автопогрузчика обязан прекратить работу и немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и далее выполнять его указания.
4.3. При ликвидации аварийной ситуации водитель автопогрузчика должен действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.4. При работе на автопогрузчике могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:
- загорание автопогрузчика, которое может привести к пожару или взрыву;
- поражение электрическим током водителя автопогрузчика.
4.5. При возникновении пожара на автопогрузчике водитель автопогрузчика должен немедленно его остановить, заглушить двигатель, перекрыть бензобак на машине с двигателем внутреннего сгорания, отсоединить аккумулятор и немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, песком или землей. Затем вызвать пожарную охрану и сообщить о случившемся руководителю работ.
4.6. При возникновении пожара вблизи контактной сети водитель погрузчика автопогрузчика должен немедленно сообщить о случившемся руководителю работ, поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам контактной сети и в пожарную охрану.
4.7. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При пользовании углекислотным огнетушителем не следует браться за раструб огнетушителя и подносить раструб огнетушителя ближе 1 м к контактной сети и пламени. Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
4.8. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети, находящейся под напряжением.
4.9. Тушение пожара внутренними пожарными кранами должны производить два человека: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде работника, раскатывающего рукав, открывает кран.
4.10. При тушении пламени песком совок, лопату и иные подобные инструменты не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
4.11. При пользовании кошмой при тушении пламени его необходимо накрыть кошмой так, чтобы огонь из-под нее не попал на туловище человека.
4.12. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (углекислоты, порошка) не следует направлять в сторону людей; при попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.
4.13. При случайном соприкосновении грузоподъемного механизма автопогрузчика с проводами ЛЭП, находящейся под напряжением, или возникновении между автопогрузчиком и проводом электрического разряда водителю автопогрузчика запрещается до снятия напряжения с ЛЭП прикасаться, стоя на земле, к автопогрузчику, сходить с автопогрузчика на землю или подниматься на автопогрузчик.
Если в результате соприкосновения автопогрузчика с проводами ЛЭП, и при возникновении электрического разряда между автопогрузчиком и проводом контактной сети произойдет загорание автопогрузчика, водитель автопогрузчика должен, не держась руками за части автопогрузчика, спрыгнуть на землю на обе ноги с плотно сомкнутыми коленями и не касаться руками земли. Удаляться от автопогрузчика до снятия напряжения с линии можно только прыжками на одной ноге либо мелкими шагами, не превышающими длину стопы.
4.14. Водитель автопогрузчика, обнаруживший обрыв проводов контактной сети, ЛЭП, пересекающих путь, а также свисающие с проводов посторонние предметы, независимо от того, касаются они земли, заземленных конструкций или нет, не должен прикасаться к ним. Он обязан немедленно сообщить об этом на ближайший пункт дистанции контактной сети или района электросетей, дежурному по станции, энергодиспетчеру, поездному диспетчеру и до прибытия работников контактной сети или электроснабжения оградить это место и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 10 м.
Если оборванные провода контактной сети, ЛЭП или их элементы выходят из габарита приближения строений пути и могут быть задеты при проходе поезда, водитель автопогрузчика должен оградить это место, как место препятствия.
4.15. При поражении электрическим током прежде всего необходимо прекратить действие тока на пострадавшего (отключить напряжение, перерубить провод, оторвать человека от земли или оттянуть его от проводов), не следует прикасаться к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока, чтобы самому не попасть под напряжение.
После освобождения пострадавшего от действия электрического тока в зависимости от его состояния необходимо оказать ему первую помощь. Пострадавшему следует расстегнуть одежду, обеспечить приток свежего воздуха. При прекращении дыхания и остановке сердца пострадавшему необходимо делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание, или до прибытия врача.
После того как пострадавший придет в сознание, необходимо на место электрического ожога наложить стерильную повязку и принять меры по устранению возможных механических повреждений (ушибов, переломов). Пострадавшего от электротравмы, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует направить в лечебное учреждение.
4.16. Действия водителя (машиниста) по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи пострадавшим.
4.16.1. Поддержание кровообращения в организме с помощью наружного массажа сердца.
При отсутствии у пострадавшего пульса для поддержания жизнедеятельности организма необходимо, независимо от причины, вызвавшей прекращение работы сердца, одновременно с искусственным дыханием проводить наружный массаж сердца.
Для проведения наружного массажа сердца пострадавшего следует уложить спиной на жесткую поверхность, обнажить у него грудную клетку, снять пояс и другие стесняющие дыхание предметы. Оказывающий помощь должен встать с правой или левой стороны пострадавшего и занять такое положение, при котором возможен более или менее значительный наклон над пострадавшим.
Определив положение нижней трети грудины (оказывающий помощь должен стоять слева от пострадавшего), положить на нее верхний край ладони разогнутой до отказа руки, а затем поверх руки наложить другую руку и надавливать на грудную клетку ритмично 5 - 6 раз, смещая ее каждый раз на 4 - 5 см после каждого вдувания. После надавливания следует быстро отнимать руки для свободного выпрямления грудной клетки. При надавливании сжимается сердце и выталкивает кровь в кровеносную систему. Применяя эти методы, необходимо за минуту произвести 48 - 50 сжатий грудной клетки и 10 - 12 вдуваний воздуха в легкие в минуту.
Надавливание следует производить быстрым толчком так, чтобы продвинуть нижнюю часть грудины вниз в сторону позвоночника. Усилие следует концентрировать на нижнюю часть грудины.
4.16.2. Оказание помощи пострадавшему при механической травме.
При получении механической травмы пострадавшему необходимо остановить кровотечение при помощи давящей повязки, потом обработать рану перекисью водорода и наложить повязку. Артериальное кровотечение, являющееся наиболее опасным, можно остановить, прижав пальцем артерию, согнув конечность в суставе, наложив жгут или закрутку. При отсутствии переломов кости кровотечение можно остановить сильным сгибанием конечности в суставе, для чего во впадину в месте сгиба сустава вкладывается матерчатый валик, сустав сгибается до отказа и в таком положении конечность привязывают к туловищу. Если накладывается жгут, необходимо зафиксировать время его наложения, так как при долгом наложении жгута может произойти омертвление обескровленной конечности. Жгут можно не снимать в течение двух часов в теплое время года, а в холодное - одного часа. При отсутствии жгута для остановки кровотечения пользуются закруткой из нерастягивающегося материала (бинта, куска ткани, полотенца, веревки).
При переломах необходимо придать пострадавшему удобное и спокойное положение, исключающее движение поврежденной части тела. Это может быть достигнуто при помощи наложения шин. При отсутствии специальных шин можно использовать любые подручные средства - доски, палки, куски картона, фанеры. Крепятся шины к конечностям бинтами, ремнями или веревками. При открытых переломах необходимо смазать поверхность кожи вокруг раны настойкой йода и наложить стерильную повязку до наложения шины.
При ушибах и растяжении связок необходимо обеспечить покой пострадавшему, наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс. При вывихах конечность обездвиживают в том положении, какое она приняла после травмы, на область сустава накладывают холодный компресс.
При всех видах механических травм пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.
4.16.3. Оказание помощи пострадавшему при термическом ожоге.
При ожогах первой степени (наблюдаются только покраснение и небольшое опухание кожи) пострадавшему следует смочить обожженное место крепким раствором марганцовокислого калия.
При ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) пострадавшему необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку. Запрещается смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.
При тяжелых ожогах пострадавшему следует на обожженное место наложить стерильную повязку и немедленно направить пострадавшего в лечебное учреждение. Нельзя смазывать обожженное место жиром или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Обожженного необходимо обильно поить горячим чаем.
4.16.4. Оказание помощи пострадавшему при ожогах кислотами и щелочами.
При ожогах кислотами обожженный участок тела пострадавшего следует обмыть слабым раствором питьевой соды. При отсутствии питьевой соды нужно обильно поливать обожженное тело пострадавшего чистой водой.
При ожогах едкими щелочами следует обмыть обожженный участок тела пострадавшего водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотой или обмыть чистой водой, обильно поливая обожженное место.
На обожженный участок тела пострадавшего необходимо наложить антисептическую повязку и доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
4.16.5. Оказание помощи пострадавшему при отравлении.
При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить большое количество (до 6 - 10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды. После этого ему необходимо выпить молока и 1 - 2 таблетки активированного угля.
При отравлениях кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающее средство: молоко, сырые яйца.
При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.
При остановке дыхания и сердечной деятельности необходимо приступить к искусственному дыханию и наружному массажу сердца пострадавшего. Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.
4.16.6. Оказание помощи пострадавшему при травме глаз.
При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует направить в лечебное учреждение. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза пострадавшего, чтобы еще больше не повредить его. На глаз следует наложить стерильную повязку.
При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза пострадавшего необходимо промыть их слабой струей проточной воды.
При ожогах химическими веществами (кислотой или щелочью) необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10 - 15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего направить в лечебное учреждение.
При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз пострадавшего не рекомендуется. Глаза закрыть стерильной повязкой и пострадавшего направить в лечебное учреждение.
V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен провести внешний осмотр автопогрузчика для подготовки его к следующему рабочему дню и с целью выявления возможных неисправностей (грузоподъемного механизма, подтекания масла из гидросистемы, картера, гидравлического тормозного устройства).
5.2. По окончании работы водитель автопогрузчика должен:
- поставить автопогрузчик в отведенное для него место;
- опустить в нижнее положение грузоподъемный механизм автопогрузчика или сменить его;
- затормозить ведущие колеса погрузчика стояночным тормозом;
- установить все рычаги управления автопогрузчика в нейтральное положение;
- заглушить двигатель автопогрузчика;
- закрыть дверцу кабины автопогрузчика на ключ;
- установить упоры под колеса (гусеницы) автопогрузчика;
- очистить автопогрузчик от грязи, протереть пыль с аккумуляторных батарей.
5.3. Обо всех замеченных неисправностях и недостатках в работе автопогрузчика водитель автопогрузчика должен сделать соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, сообщить мастеру, бригадиру или старшему в смене и принять меры по их устранению.
5.4. Водитель автопогрузчика должен привести в порядок свое рабочее место, вычистить и убрать инструмент и приспособления.
5.5. По окончании работы водитель автопогрузчика должен:
- снять спецодежду, спецобувь и убрать их в шкаф гардеробной;
- загрязненную и неисправную одежду при необходимости сдать в стирку, химчистку или ремонт;
- вымыть руки, лицо и другие загрязненные части тела водой с мылом или принять душ.
Для очистки кожи от производственных загрязнений по окончании рабочего дня необходимо применять защитно-отмывочные пасты и мази, сочетающие свойства защитных и моющих средств.
Для поддержания кожи в хорошем состоянии после работы следует использовать различные индифферентные мази и кремы (борный вазелин, ланолиновый крем и другие).
Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и СИЗ.
1 На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных сотрудников.