Инструкция по охране труда для машиниста погрузчика ковшового
___________________________________________________________ (наименование организации) --------------------------------- ¦Дата ¦Обозначение¦Отметка об ¦ ¦выдачи¦(номер) ¦ознакомлении¦ ¦ ¦инструкции ¦ ¦ -------+-----------+------------- СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ___________________________________ ___________________________________ Наименование должности руководителя Наименование должности работодателя профсоюзного либо иного уполномоченного работниками органа _____________ _____________________ (подпись) (Ф.И.О.) _____________ _____________________ М.П. (подпись) (Ф.И.О.) "__"___________ ____ г. "__"___________ ____ г.
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для машиниста погрузчика ковшового
Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для машиниста погрузчика ковшового при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - _________________________.
1. Общие требования безопасности
1.1. К управлению машинами и механизмами допускаются только машинисты и водители, имеющие надлежащие удостоверения на право управления данной машиной, достигшие восемнадцатилетнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к этой работе. Машинист должен всегда на работе иметь при себе удостоверение и настоящую инструкцию.
1.2. Машина закрепляется за определенным машинистом, и он является ответственным лицом за неуклонное соблюдение правил безопасности, изложенных в настоящей инструкции, на своей машине. Работа на незакрепленных машинах запрещается.
1.3. Машинист не должен приступать к работе, не убедившись в полной исправности машины.
1.4. Машина должна быть снабжена звуковым сигналом.
1.5. Перед запуском двигателя машинист должен предварительно проверить, что ременные и цепные передачи, валы и другие вращающиеся детали прочно закрыты кожухами. Пуск и работа машины при снятых или неисправных кожухах запрещается.
1.6. Машинист обязан следить, чтобы была исключена возможность самопроизвольного разъединения во всех ответственных частях машины.
1.7. Площадка и кабина управления машины и все рычаги должны быть чистыми и сухими, складывать на них, даже временно, какие-либо инструменты или другое имущество запрещается.
1.8. Для хранения инструментов, запасных частей и ветоши на машине должны иметься специальные ящики, запирающиеся на замок. Стекла кабины должны быть чистыми, а дверцы свободно закрываться и иметь запоры.
1.9. Запрещается пребывание в машине и в зоне действия машины посторонних лиц.
1.10. Заводить машину обязан лично машинист. При запуске двигателя все рычаги машины должны находиться в нейтральном положении.
1.11. Перед троганием с места машинист обязан убедиться, что вокруг машины нет людей и посторонних предметов.
1.12. Машинист обязан работать только в приемлемых для данной машины условиях. Категорически запрещается применять приемы, ускоряющие работы за счет нарушения правил безопасности. Машина должна работать на прочном основании, исключающем возможность произвольного смещения, опрокидывания, засасывания и застревания.
1.13. При работе на дорогах и площадках с незакрытым движением в условиях повышенной опасности машинист обязан проявлять особую внимательность и осторожность, особенно при работе во время движения машины задним ходом.
1.14. При перевозке машины на трейлере машинист должен соблюдать особую осторожность. Загонку (сгонку) машины производить лично под руководством водителя автопоезда. Машинист должен также убедиться в надежности закрепления машины во время перевозки, особенно в зимнее время. Машинист также должен сопровождать свою машину до места разгрузки.
1.15. Переезд и перемещение машины под электропроводами допускается в установленных местах.
1.16. Для работы в темное время машина должна быть оборудована общим освещением, обеспечивающим достаточную видимость пути, фронта работы и прилегающих к нему участков. При одновременной работе других машин и людей весь участок должен быть освещен специальным осветительным оборудованием.
1.17. При замеченных неисправностях машинист обязан остановить агрегат для устранения неполадок.
1.18. При остановке машины необходимо включить тормоза ведущих колес. В случае вынужденной остановки в пути машинист должен освободить проезжую часть (стройплощадку), место остановки оградить красными флажками, в темное время суток - красными фонарями.
1.19. Запрещается оставлять машину с незаглушенным двигателем.
1.20. Работая с аккумулятором, необходимо остерегаться попадания электролита на тело, одежду и обувь.
1.21. Во время открывания крышки горловины радиатора следует надевать рукавицы во избежание ожогов. Машинист не должен при этом стоять против ветра.
1.22. Машинист обязан строго соблюдать меры противопожарной безопасности. Заправку машин топливом и смазкой необходимо производить при естественном свете. В случае крайней необходимости заправка в темное время должна производиться при освещении от аккумулятора или эл. сети. Заправка машины топливом производится только при выключенном двигателе. На время запрещается курить и пользоваться другими источниками открытого огня.
1.23. Лица, виновные в нарушении данной инструкции, привлекаются к дисциплинарной и уголовной ответственности в зависимости от степени нарушений.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Машинист должен получить от администрации необходимую спецодежду и обувь.
2.2. Машинист обязан убедиться в исправности закрепленной за ним техники.
2.3. Машинист обязан проверить наличие и исправность инвентаря и инструмента, необходимых при работе на тракторе.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Перед началом движения водитель ковшового погрузчика должен убедиться в отсутствии людей в зоне работы ковшового погрузчика, а также посторонних предметов на колесах (гусеницах).
3.2. Во время работы или движения водитель ковшового погрузчика должен следить по приборам за давлением в тормозной системе, давлением масла, температурой воды и уровнем топлива. При эксплуатации ковшового погрузчика с гидравлической системой управления грузоподъемного механизма необходимо дополнительно следить за исправностью предохранительного клапана, надежностью соединений гидросистемы. В случае разрыва гибких шлангов следует выключить насос и остановить машину.
3.3. Работа ковшового погрузчика в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ ковшовым погрузчиком в зоне действия экскаватора разрешается только при остановленном экскаваторе и опущенном на землю его ковше.
3.4. При разработке грунта внедрение в грунт ковша (ножа) ковшового погрузчика следует производить на малых скоростях поступательным движением машины.
3.5. Водителю ковшового погрузчика запрещается:
работать на площадках с уклоном более 8 градусов;
работать с открытыми или снятыми дверцами ковшового погрузчика;
производить работу около полувагонов при выгрузке из них грузов или их зачистке с использованием вибрационных машин;
во время движения становиться на подвесную раму, ковш (нож);
в дождливое время работать на глинистых грунтах или при наличии поперечных уклонов;
производить поворот ковшового погрузчика с заглубленным ковшом (ножом);
при разработке сыпучих грузов и грунта выбирать грунт методом подкопа;
производить выгрузку грузов с платформ ковшовым погрузчиком с заездом их на пол платформы.
3.6. Водитель ковшового погрузчика в случае остановки ковшового погрузчика на наклонной плоскости должен принять меры, исключающие самопроизвольное движение ковшового погрузчика под уклон.
3.7. При обнаружении во время разработки грунта подземных сооружений, кабелей, труб и других подземных коммуникаций, а также неизвестных предметов водитель ковшового погрузчика должен немедленно прекратить работу и доложить об этом руководителю работ.
3.8. При обнаружении признаков подвижки пород в бортах или почве карьера водитель ковшового погрузчика должен прекратить работу и доложить лицу, осуществляющему технический надзор.
3.9. Перед выходом из кабины ковшового погрузчика и при осмотре узлов, агрегатов, ковша (ножа) водитель (машинист) должен опустить ковш (нож) на подкладки, а двигатель ковшового погрузчика выключить.
Водителю ковшового погрузчика запрещается находиться под поднятым ковшом (ножом) ковшового погрузчика.
3.10. Водитель ковшового погрузчика должен производить очистку ковша (ножа) от налипшего грунта или материалов лопатой или скребком в опущенном состоянии ковша (ножа).
3.11. При работе на ковшовом погрузчике его водитель должен выполнять следующие требования:
при транспортировке груза поднимать ковш на высоту 0,3 - 0,5 м от опорной поверхности;
при выгрузке груза в автомобиль ковш поднимать на 0,5 - 0,7 м выше уровня борта кузова;
забор камня и других аналогичных грузов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша. Буксование ведущих колес при внедрении ковша не допускается.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. В случае пожара машинист принимает меры к тушению пожара имеющимися подручными средствами. При воспламенении ГСМ на машине тушение водой запрещается. Для этого пользуются огнетушителями, пламя засыпается песком или глушится кошмой. При необходимости машинист должен вызвать пожарную команду.
4.2. В случае недомогания или несчастного случая прекратить работу, известить мастера, оказать первую медицинскую помощь и при необходимости вызвать врача. Мастер или лицо, его заменяющее, обязаны сообщить об этом администрации предприятия для своевременного составления акта о происшедшем несчастном случае и принятия мер, предупреждающих повторение подобных случаев.
4.3. При наводнениях и других стихийных бедствиях машинист обязан вывести машину в безопасное место и в последующем действовать по указанию администрации.
5. Требования безопасности по окончании работ
5.1. В конце смены водитель погрузчика должен провести внешний осмотр погрузчика для подготовки его к следующему рабочему дню и с целью выявления возможных неисправностей (грузоподъемного механизма, подтекания масла из гидросистемы, картера, гидравлического тормозного устройства).
5.2. По окончании работы водитель погрузчика должен:
поставить погрузчик в отведенное для него место;
опустить в нижнее положение грузоподъемный механизм погрузчика или сменить его;
затормозить ведущие колеса погрузчика стояночным тормозом;
установить все рычаги управления погрузчика в нейтральное положение;
заглушить двигатель погрузчика;
закрыть дверцу кабины погрузчика на ключ;
установить упоры под колеса погрузчика;
очистить погрузчик от грязи, протереть пыль с аккумуляторных батарей.
5.3. Обо всех замеченных неисправностях и недостатках в работе погрузчика водитель погрузчика должен сделать соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин и сообщить мастеру, бригадиру или старшему в смене и принять меры по их устранению.
5.4. Водитель погрузчика должен привести в порядок свое рабочее место, вычистить и убрать инструмент и приспособления.
5.5. По окончании работы водитель погрузчика должен:
снять спецодежду, спецобувь и убрать их в шкаф гардеробной;
загрязненную и неисправную одежду при необходимости сдать в стирку, химчистку или ремонт;
вымыть руки, лицо и другие загрязненные части тела водой с мылом или принять душ.
Для очистки кожи от производственных загрязнений по окончании рабочего дня необходимо применять защитно-отмывочные пасты и мази, сочетающие свойства защитных и моющих средств.
Для поддержания кожи в хорошем состоянии после работы следует использовать различные индифферентные мази и кремы (борный вазелин, ланолиновый крем и другие).