Инструкция по охране труда для продавца алкогольных напитков
___________________________________________________________ (наименование организации) --------------------------------- ¦Дата ¦Обозначение¦Отметка об ¦ ¦выдачи¦(номер) ¦ознакомлении¦ ¦ ¦инструкции ¦ ¦ -------+-----------+------------- СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ___________________________________ ___________________________________ Наименование должности руководителя Наименование должности работодателя профсоюзного либо иного уполномоченного работниками органа _____________ _____________________ (подпись) (Ф.И.О.) _____________ _____________________ М.П. (подпись) (Ф.И.О.) "__"___________ ____ г. "__"___________ ____ г.
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для продавца алкогольных напитков
Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для продавца алкогольных напитков при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - _________________________.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая инструкция по охране труда продавца пива (кваса) из изотермических емкостей разработана с учетом условий его работы в конкретной организации - _________________________.
К работе в качестве продавца пива (кваса) из изотермических емкостей допускаются мужчины и женщины не моложе 21 года, прошедшие обучение по специальности.
1.2. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования и специальное обучение безопасности труда; гигиеническую подготовку со сдачей зачета; проверку теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
Работник должен иметь удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью.
1.3. Во время работы работник проходит:
- осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний - ежедневно перед началом смены;
- обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию - по мере его поступления на предприятие, но до момента пуска этого оборудования в эксплуатацию;
- проверку знаний безопасности труда - ежегодно;
- проверку гигиенических знаний со сдачей зачета - один раз в 2 года;
- периодический медицинский осмотр:
- врачом-терапевтом - ежегодно, врачом-дерматовенерологом - 2 раза в год (с учетом требований органов здравоохранения).
Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник получает один раз в 3 месяца.
1.4. Женщины со дня установления беременности переводятся на другую работу.
1.5. На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная подвижность воздуха; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, инвентаря, тары, стеклянной посуды; нервно-психические перегрузки).
1.6. Работник должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты и санитарной одеждой. Рекомендуемые нормы бесплатной выдачи санитарной одежды и обуви, специальной одежды и обуви:
- куртка белая хлопчатобумажная - на 4 месяца;
- фартук белый хлопчатобумажный - на 4 месяца;
- нарукавники белые хлопчатобумажные - на 6 месяцев;
- берет - на 12 месяцев или шапочка белая хлопчатобумажная - на 6 месяцев;
- тапочки, туфли или ботинки текстильные или текстильно-комбинированные - на 6 месяцев.
При постоянной работе в неотапливаемых палатках, киосках, ларьках зимой:
- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке в зависимости от климатических поясов - на 18 - 36 месяцев;
- валенки в зависимости от климатических поясов - на 24 - 48 месяцев.
1.7. Для обеспечения взрывобезопасности следует соблюдать правила выполнения работ по перемещению и хранению сжатых и сжиженных газов в баллонах (перемещать баллоны с надетыми предохранительными колпаками, предотвращать их нагревание, падение, удары и т.п.). Не допускать быстрый отбор газа из баллона и не превышать давление углекислого газа в емкости свыше 0,15 МПа (1,5 кг/см2).
1.8. Для предупреждения и предотвращения распространения желудочно-кишечных, паразитарных и других заболеваний работник обязан: коротко стричь ногти, тщательно мыть руки с мылом перед началом работы, после каждого перерыва в работе и соприкосновения с загрязненными предметами, а также после посещения туалета (желательно дезинфицирующим).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Застегнуть форменную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды.
Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. Проверить оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом.
2.3. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
- проверить устойчивость прилавка, стеллажа, прочность крепления оборудования к подставкам;
- надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь на прилавке, подставке;
- удобно и устойчиво разместить запасы товаров, инвентарь, приспособления, упаковочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования;
- проверить наличие и исправность деревянной решетки под ногами;
- проверить внешним осмотром:
- достаточность освещения рабочей поверхности (зоны);
- отсутствие слепящего действия света;
- отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;
- исправность розетки, кабеля (шнура) электропитания, вилки контрольно - кассовой машины и электронных весов;
- наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом контрольно - кассовой машины, электронных весов и заземляющим проводом). Не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления (зануления) холодильного оборудования;
- отсутствие посторонних предметов вокруг применяемого оборудования;
- состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости);
- отсутствие выбоин, трещин и других неровностей на рабочих поверхностях прилавков;
- исправность применяемого инвентаря, приспособлений и инструмента.
2.4. В холодный период времени года температура на рабочем месте не должна быть ниже 18 град. C.
2.5. Обо всех обнаруженных неисправностях электрооборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
2.6. При эксплуатации контрольно - кассовой машины, весоизмерительного и холодильного оборудования соблюдать требования безопасности, изложенные в настоящих типовых инструкциях по охране труда.
2.7. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам, лицам моложе 21 года.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.4. Соблюдать правила перемещения на территории торговой зоны, рынка, пользоваться только установленными проходами.
3.5. Содержать палатки, киоски и т.п., а также окружающую их территорию в чистоте. Не хранить около них порожнюю тару, запасы товаров.
3.6. Содержать рабочее место в чистоте, своевременно убирать с пола рассыпанные (разлитые) товары (жиры, масла, краски, муку и др.).
Не загромождать рабочее место, проходы к нему порожней тарой, инвентарем, излишними запасами товаров, упаковочных и обвязочных материалов.
3.7. Использовать для вскрытия тары специально предназначенный инструмент. Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами.
3.8. Вскрытие верха ящиков производить от торцевой стороны соответствующим инструментом (гвоздодером, клещами). Торчащие гвозди удалять, металлическую обивку загибать внутрь ящика.
3.9. Бочки вскрывать только сбойниками. Не допускается сбивать обручи и выбивать дно бочек с помощью топора, лома и других случайных предметов.
3.10. Для вскрытия бутылок пользоваться предназначенным для этого инструментом (пробочником).
3.11. Передвигать тележки, передвижные стеллажи, контейнеры в направлении "от себя".
3.12. Переносить товары только в исправной таре. Не загружать тару более номинальной массы брутто.
3.13. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование.
3.14. При приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов:
- применять только разрешенные органами здравоохранения моющие и дезинфицирующие средства;
- не превышать установленную концентрацию и температуру моющих растворов (выше 50 град. C);
- не допускать распыления моющих и дезинфицирующих средств, попадания их растворов на кожу и слизистые оболочки. Наливать в емкость сначала холодную, а затем горячую воду.
3.15. Во время работы с использованием электрооборудования:
- соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя;
- включать и выключать оборудование сухими руками и только при помощи кнопок "пуск" и "стоп";
- при наличии на корпусе напряжения (бьет током), возникновении постороннего шума, запаха горящей изоляции, самопроизвольной остановке или неправильном действии механизмов и элементов оборудования остановить его работу (выключить) кнопкой "стоп" (выключателем) и отключить от электрической сети. Сообщить об этом непосредственному руководителю и до устранения неисправности не включать.
Не допускается:
- переносить (передвигать) включенные в электрическую сеть кассовые машины, бытовые электроприборы и другое нестационарное оборудование;
- складывать на оборудование инструмент, товары, тару;
- прикасаться к открытым и неогражденным токоведущим частям оборудования, оголенным и с поврежденной изоляцией проводам.
3.16. Продавец обязан проверить возраст покупателя, если его возраст неочевиден, чтобы избежать продажи алкоголя лицу, младше 18 лет (21 года).
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В аварийной обстановке следует оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.2. Если в процессе работы произошло загрязнение рабочего места пролитыми лаками, красками, маслами или просыпанными порошкообразными веществами, работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.
4.3. Пролитые лакокрасочные материалы удалить сухой, хорошо впитывающей жидкость ветошью; большое количество лакокрасочных материалов сначала засыпать песком или опилками и удалить с помощью щетки и совка. Загрязненное место насухо вытереть ветошью. Пролитое масло удалить с помощью ветоши, опилок или других жиропоглощающих материалов. Загрязненное место промыть нагретым раствором кальцинированной соды и вытереть насухо.
4.4. При уборке просыпанных пылящих порошкообразных веществ осторожно удалить их влажной тряпкой.
4.5. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Выключить применяемое оборудование, электроприборы, местное освещение, убрать инструмент, приспособления, инвентарь в отведенные места хранения.
5.2. Очистить платформу весов от загрязнений.
5.3. Возвратить в головную организацию использованное перевозное и переносное оборудование, оборотную тару.
5.4. Вынести порожнюю тару и упаковку на места хранения. Не оставлять в порожней таре битое стекло, мусор.
5.5. Не производить уборку мусора, отходов непосредственно руками, использовать для этих целей щетки, совки и другие приспособления.
5.6. Вынести мусор, отходы и использованные обтирочные материалы в специально отведенные места.