Актуально

Решение Верховного суда: Определение N 50-АПГ16-11 от 24.08.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 50-АПГ16-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 24 августа 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Хаменкова В .Б судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области на решение Омского областного суда от 12 мая 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Кошара А В о признании недействующим пункта 28 Порядка избрания главы Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 19 февраля 2016 года № 29.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 19 февраля 2016 года № 29 утвержден Порядок избрания главы Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области (далее - Порядок), первоначальный текст которого был опубликован в печатном издании «Муниципальный вестник Нововаршавского района» от 19 февраля 2016 года №3(1).

Пунктом 28 Порядка установлено, что если по результатам поименного голосования несколько кандидатов набрали большее равное число голосов депутатов, избранным на должность Главы считается кандидат, за которого проголосовали депутаты, набравшие в сумме при избрании в Совет большее количество голосов избирателей.

Кошар А.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 28 Порядка, указав на его противоречие Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законам Омской области от 6 ноября 2014 года № 1674-03 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 7 июля 2003 года № 456-03 «О выборах в органы местного самоуправления Омской области», Уставу Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, Регламенту Совета депутатов Нововаршавского городского поселения.

Решением Омского областного суда от 12 мая 2016 года требования Кошара А.В. удовлетворены; признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 28 Порядка избрания главы Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 19 февраля 2016 года № 29.

В апелляционной жалобе Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Право, закрепленное в Конституции Российской Федерации реализуется в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 44 приведенного Федерального закона структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Как следует из положений статьи 26 Устава Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области (далее - Устав), глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения и избирается Советом Нововаршавского городского поселения из числа кандидатов представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Процедура избрания главы Нововаршавского городского поселения Нововаршавского района Омской области регламентирована Порядком пункт 28 которого оспаривается административным истцом.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд пришел к правильному выводу о том, что установленное в оспариваемом нормативном правовом акте правило избрания главы муниципального образования противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации представительный орган муниципального образования по вопросам отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Положениями части 1 статьи 18 Устава, части 2 статьи 2 Регламента Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, утвержденного решением от 10 октября 2005 года № 1, предусмотрено, что решения Совета городского поселения принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не установлено Уставом.

Иной порядок принятия решений представительным органом муниципального образования указанными выше нормативными правовыми актами не предусмотрен.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутат - это лицо избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, органа местного самоуправления наделен специальным публично правовым статусом. Участвуя в законотворчестве и осуществлении других функций, возложенных в системе народовластия на представительные органы государственной власти, местного самоуправления, депутат представительного органа местного самоуправления, избранный в результате свободного волеизъявления народа, является представителем всех избирателей муниципального образования, и осуществляет свои полномочия вне зависимости от количества отданных за него голосов избирателей. При этом очевидно, что такая деятельность основывается на принципе равенства статуса депутатов, как в отношении их социально-правовых гарантий, так и в вопросах реализации депутатских полномочий.

В данном случае из содержания оспариваемой нормы следует, что при равенстве голосов депутатов, отданных за кандидатуру главы городского поселения, окончательное решение принимается на основании подсчета голосов избирателей, проголосовавших на местных выборах за депутатов Совета.

Такой подход представительного органа муниципального образования фактически означает отклонение от принципа равенства депутатов поскольку при осуществлении депутатами Совета своих полномочий предоставляет преимущества одним депутатам перед другими в зависимости от количества избирателей, проголосовавших за них на выборах, что недопустимо, и, как обоснованно указал суд первой инстанции, противоречит вышеприведенному федеральному законодательству.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании административным ответчиком норм материального права. При этом ссылка апеллянта на соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не опровергает выводов суда первой инстанции, поскольку в данном случае в содержании оспариваемой нормы усматривается ее прямое противоречие положениям федерального законодательства, гарантирующего равные условия осуществления депутатами своих полномочий.

Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Омского областного суда от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

ОФОРМИВ ОНЛАЙН-ЗАЯВКУ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЯМО СЕЙЧАС, ВЫ ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 10%

 

 

 

 

Юридическая консультация помощь онлайн услуги бесплатно Кемерово Юрист
Наши предложения
Юридическая консультация по трудовому, налоговому, земельному, уголовному и административному праву в Кемерово услуга трезвый водитель
Наши юристы окажут квалифицированную помощь юридическим лицам.
Регистрация и ликвидация предприятий. Представление интересов в арбитражном суде и судах общей юрисдикции. Консультации юриста по трудовому, административному и договорному праву. Юридическая помощь по налоговым делам. Содействие в возврате долгов и возмещение причиненного ущерба.
Юрист и адвокат по гражданским делам Автоюрист Частный детектив
Бесплатная консультация всем Услуги для граждан.
Профессиональные юридические консультации и защита граждан. Бесплатная помощь юристов в вопросах наследства. Круглосуточная помощь автоюриста (оспаривание действий ГИБДД, возврат водительского удостоверения, оспаривание виновности в ДТП) Споры со страховыми компаниями. Консультация юриста по семейным вопросам (развод, раздел имущества, определение места жительства детей, алименты, наследство), жилищным, земельным. Банковские споры и многое другое...
Звоните в Кемерово

Звоните в Москве и МО
Нас можно найти по адресу в Кемерово

650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 3 (отдельный вход с право от главного крыльца, со стороны ТРЦ "СОЛНЕЧНЫЙ")

 

Нас можно найти по адресу в Москве
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, 4 Всесезонный горнолыжный комплекс "СНЕЖ.КОМ." (Юридическая консультация по предварительной записи)
Мы работаем 
Пн-Пт с 9:00 до 20:00

Сб-Вс: предварительная запись
Поделись страницей
Яндекс.МетрикаРейтинг@Mail.ru