Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р <О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года>
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 апреля 2021 г. N 1138-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 апреля 2021 г. N 1138-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) является документом планирования, определяющим в соответствии с вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), цели и приоритетные направления ее развития на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм и стандартов.
I. Итоги и достижения деятельности уголовно-исполнительной
системы в период с 2010 по 2020 год
В период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которыми:
установлено совершенствование компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях;
установлена возможность направления (перевода) осужденного к лишению свободы (принудительным работам) в исправительное учреждение (исправительный центр), расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника;
осужденным предоставлено право самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания;
усовершенствован институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, мужчинам, имеющим ребенка и являющимся единственным родителем, до достижения ребенком 14-летнего возраста;
установлено право осужденных женщин на дополнительные свидания с ребенком и выезды для свидания с ребенком;
закреплена возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия осужденной беременной женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося в доме ребенка при исправительном учреждении, не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести;
установлены отдельное содержание женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, и беременных женщин от остальных подозреваемых и обвиняемых, а также перемещение осужденных беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, по заключению врача о возможности перемещения (при необходимости в сопровождении медицинских работников);
определены нормы санитарной площади в камере следственного изолятора на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося вместе с матерью, в размере не менее 4 кв. метров;
установлен запрет на применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних;
в срок отбывания наказания в виде лишения свободы зачтено время содержания лица под стражей до вступления в законную силу приговора суда;
закреплено право осуществления членами общественных наблюдательных комиссий кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в целях фиксации нарушения их прав;
предоставлена возможность создания в исправительных учреждениях попечительских советов, в состав которых могут входить в том числе представители общественных объединений и граждане;
утвержден порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое;
обеспечены возможность присутствия представителей религиозных организаций в местах лишения свободы, установление порядка предоставления осужденным личных встреч со священнослужителями и проведение религиозных обрядов и церемоний в учреждениях, исполняющих наказания;
установлены обязательное проведение медицинского осмотра и выдача медицинского заключения о возможности нахождения осужденных в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах;
установлен порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде по правам человека;
увеличен размер денежных средств, разрешенных к ежемесячному расходованию осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
установлен порядок предоставления осужденным к пожизненному лишению свободы длительных свиданий, а также увеличение времени прогулки.
В 2012 и 2018 годах приняты федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также кадровые, правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
В результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться.
По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 864 тыс. человек).
Так, в исправительных колониях по состоянию на 1 января 2021 г. содержалось 354,1 тыс. человек, что на 369,8 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 723,9 тыс. человек).
В связи с применением таких мер пресечения, как домашний арест и запрет определенных действий, количество лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, значительно уменьшилось. По состоянию на 1 января 2021 г. их число составляло 104,2 тыс. человек, что на 27,2 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 131,4 тыс. человек). Также снизилось в 6 раз количество осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе за счет проводимой с ними профилактической работы субъектами профилактики правонарушений, в число которых входят федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
По состоянию на 1 января 2021 г. в уголовно-исполнительных инспекциях состояли на учете 463,7 тыс. человек.
Проведены мероприятия по оптимизации сети учреждений уголовно-исполнительной системы, установлены социальные гарантии ее сотрудникам, в том числе увеличено их денежное довольствие, введена в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц.
По состоянию на 2010 год в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система занимала 22-е место по количеству лиц, отбывающих наказания, на 100 тыс. населения, по состоянию на 2020 год - 26-е место.
С учетом проводимой государственной политики, в том числе в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, предполагается, что к 2024 году в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система может занять 30-е место с последующим прогнозируемым снижением к 2030 году.
При этом снижение показателя содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц к 2024 году предположительно составит 400 тыс. человек, к 2030 году - от 250 тыс. человек до 300 тыс. человек.
II. Вызовы, стоящие перед уголовно-исполнительной системой
В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации перед уголовно-исполнительной системой стоят следующие вызовы:
необходимость дополнительного совершенствования нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
выработка системного подхода при планировании размещения учреждений уголовно-исполнительной системы;
модернизация инфраструктуры, которая позволит создать достойные условия содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
рациональное расположение учреждений уголовно-исполнительной системы в населенных пунктах, исключающее возможность негативного влияния на городскую среду и распространение среди молодежи криминальной субкультуры;
совершенствование производственной деятельности для обеспечения необходимого уровня занятости осужденных и возможности обращения взыскания по исполнительным документам на заработную плату осужденных;
развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ;
совершенствование системы оценки эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;
усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
повышение уровня мотивации при прохождении службы и формирование здоровой морально-психологической обстановки, исключающей противоправное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, не адаптированы к жизни в гражданском обществе. Отсутствие системы пробации приводит к потере социальных связей, отсутствию востребованности профессиональных навыков, жилья, средств к существованию таких лиц и, как следствие, влияет на рост рецидивной преступности.
Таким образом, обозначенные вызовы требуют принятия дополнительных мер для достижения основной цели уголовно-исполнительного законодательства - исправления осужденных, а также их ресоциализации и социальной адаптации.
III. Цели Концепции
Целями Концепции, основанными на принципах обеспечения верховенства закона, соблюдения и защиты прав и свобод человека, укрепления государственности, являются:
обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и гуманизация условий отбывания наказаний и мер пресечения;
совершенствование правового регулирования в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных обязательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного права, профилактика совершения преступлений;
исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;
повышение эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала;
повышение уровня открытости и формирование положительного мнения о деятельности пенитенциарной системы.
IV. Основные направления совершенствования и развития
уголовно-исполнительной системы
Основными направлениями развития современной уголовно-исполнительной системы до 2030 года являются:
совершенствование уголовно-исполнительной политики в целях ее гуманизации, включая нормативно-правовое регулирование;
учет особенностей содержания отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее:
организационно-структурное построение уголовно-исполнительной системы;
разработку и реализацию проекта создания учреждения объединенного типа;
развитие сети исправительных центров;
совершенствование производственно-хозяйственной деятельности;
проведение цифровой трансформации и научно-техническое развитие;
установление основных показателей эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;
создание и развитие системы пробации;
обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы;
совершенствование служебной деятельности, предусматривающее условия несения службы (выполнение работы) и социальную защищенность сотрудников уголовно-исполнительной системы;
повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества, включая обратную связь с гражданами и средствами массовой информации, международное сотрудничество.
V. Совершенствование и гуманизация
уголовно-исполнительной политики
Развитие и систематизация законодательства Российской Федерации в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний, повышение эффективности обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказания, предусматривают:
совершенствование законодательства Российской Федерации в целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, включая содержание отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, а также медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также избрание мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после освобождения;
изменение подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах с учетом того, что вина их в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда;
обеспечение безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, пресечение фактов применения к ним сотрудниками уголовно-исполнительной системы недозволенных методов воздействия, бесчеловечного, жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения, а также неправомерного применения физической силы и специальных средств;
создание условий содержания с учетом международных стандартов, в том числе улучшение условий содержания инвалидов и лиц, не способных или ограниченно способных обслуживать себя самостоятельно.
VI. Совершенствование организационно-структурного
построения учреждений уголовно-исполнительной системы
Важной задачей на этом направлении является подготовка и утверждение Генеральной схемы размещения учреждений уголовно-исполнительной системы - комплекса эффективных проектно-управленческих решений, направленных на создание различных видов учреждений с учетом региональной специфики, а также мнения субъектов Российской Федерации и заинтересованных государственных органов:
о разработке и реализации проекта создания учреждения уголовно-исполнительной системы объединенного типа;
о разработке и реализации типовых проектов создания современных учреждений уголовно-исполнительной системы в целях достижения соответствия помещений для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых правилам проектирования;
о снижении издержек на содержание уголовно-исполнительной системы;
о передислокации учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и транспортной логистикой;
о ликвидации ветхих объектов в целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
об организации взаимодействия с органами государственной власти регионов и муниципалитетов по вопросам дальнейшего использования имущества учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность которых прекращена;
о развитии имеющейся производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы, а также о создании дополнительных рабочих мест для привлечения к оплачиваемому труду осужденных;
о создании условий для обеспечения реализации закрепленного на законодательном уровне принципа отбывания осужденными наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены либо в котором проживает их семья.
В целях оптимизации учреждений уголовно-исполнительной системы к 2024 году из 900 учреждений ликвидации подлежат 88.
VII. Проект создания учреждения объединенного типа
Проект предполагает создание учреждения объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе и включает в себя подготовку технической документации, финансово-экономического обоснования, создание правовых и организационных условий для функционирования такого учреждения, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора, а также предусмотреть клиентоцентричный подход к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование помещений для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры Российской Федерации, следователей, включая оборудование помещений для осуществления их деятельности.
Разработку и реализацию проекта предполагается осуществить к 2024 году.
VIII. Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых
в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы
Основным принципом при обеспечении условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы подозреваемых и обвиняемых является то, что их вина в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Целью содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы является их изоляция, а не наказание, влекущее применение ограничений и лишений.
Для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, а также создания надлежащих условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы необходимо:
расширение перечня дополнительных платных услуг;
расширение перечня предметов, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать по безналичному расчету;
совершенствование системы мер поощрения и взыскания;
расширение перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
совершенствование оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым;
создание лицам, содержащимся под стражей, условий для занятия спортом вне камер.
IX. Особенности содержания женщин с детьми, а также иных
категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, имеющих
несовершеннолетних детей
Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых женщин и мужчин, имеющих несовершеннолетних детей, предусматривает:
разработку типовой модели камер с улучшенными коммунально-бытовыми условиями для содержания женщин с детьми и прогулочных дворов в следственных изоляторах;
обеспечение нахождения ребенка в доме ребенка при исправительном учреждении или передачи его органам опеки и попечительства или опекунам на период нахождения матери на лечении в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;
обеспечение возможности ежедневного принятия душа для беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей;
разработку единых минимальных требований (макет, типовой проект) к оснащению помещений в домах ребенка, в том числе для проведения кружковой, спортивно-массовой и культурно-массовой работы, спортивных сооружений и объектов (площадок);
предоставление платных телефонных разговоров с детьми подозреваемой или обвиняемой женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, а также подозреваемому или обвиняемому мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, вне очереди;
закрепление требований к условиям перевозки женщин с детьми при осуществлении конвоирования;
установление особенностей предоставления свиданий с несовершеннолетними детьми содержащимся в следственных изоляторах подозреваемым и обвиняемым;
расширение возможности применения института отсрочки отбывания наказания в отношении беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчины, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет и являющегося единственным родителем;
увеличение возраста ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения либо следственного изолятора;
совершенствование оказания медицинской помощи детям, находящимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы совместно с матерями.
X. Обеспечение порядка и условий содержания
подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях
уголовно-исполнительной системы
В целях обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также повышения уровня их материально-бытового обеспечения предполагается принятие дополнительных мер, предусматривающих:
увеличение количества свиданий осужденных с родственниками;
увеличение количества посылок, разрешенных к получению осужденными;
увеличение количества телефонных разговоров осужденных с родственниками;
оптимизацию перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать;
упрощение порядка передачи книг подозреваемым, обвиняемым и осужденным;
реализацию права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отправление и получение электронных писем, а также электронное обращение к уполномоченным по правам человека;
обеспечение приватности при установлении санузлов во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы;
создание коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил;
обеспечение возможности приобретения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в магазинах при учреждениях уголовно-исполнительной системы продуктов питания и предметов первой необходимости более широкого ассортимента и качества, а также регулирования цен на товары;
обеспечение создания условий для поэтапного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных телевизорами и холодильниками;
обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных при организации специальных перевозок, включая соблюдение стандартов полезной площади на одного человека, питания;
обеспечение создания доступной среды для инвалидов как из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и из числа посетителей учреждений уголовно-исполнительной системы;
увеличение норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах;
повышение норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на мирное время;
улучшение порядка обеспечения осужденных к принудительным работам одеждой, обувью и питанием при отсутствии у них собственных средств;
улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях.
XI. Медицинское обеспечение
и санитарно-эпидемиологическое благополучие лиц,
содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы
По сравнению с 2010 годом благодаря эффективному оказанию медицинской помощи, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний отмечается снижение смертности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы в 2 раза (в 2010 году - 4774 человека, в 2020 - 2400 человек), снижение количества заболевших инфекционными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфекция) осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы (в 2010 году выявлено 10124 случая заболевания ВИЧ-инфекцией, в 2020 году - 4942, в 2010 году выявлен 8681 случай заболевания туберкулезом, в 2020 году - 1516 случаев).
Совершенствование медицинского обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предполагает:
обеспечение реализации гарантированного права на беспрепятственное получение осужденными и лицами, содержащимися под стражей, информации о своем здоровье, ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние их здоровья, получение консультаций врачей - специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;
развитие в соответствии с лицензионными требованиями первичной медико-санитарной помощи и отдельных видов специализированной медицинской помощи, обеспечивающих снижение заболеваемости, смертности и инвалидности;
выработку мер по повышению эффективности противодействия распространению социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, совершенствованию системы обеспечения инфекционной безопасности уголовно-исполнительной системы;
реформирование контрольно-надзорной деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Федеральной службы исполнения наказаний, направленное на профилактику инфекционных заболеваний;
участие в государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
информатизацию медицинских организаций уголовно-исполнительной системы с созданием медицинских информационных систем медицинских организаций, осуществляющих взаимодействие с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, а также с информационными системами в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе с государственной информационной системой обязательного медицинского страхования, и его территориальных фондов.
С учетом совершенствования медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к 2024 году прогнозируется снижение смертности от заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы до 20 процентов, к 2030 году - до 50 процентов.
XII. Развитие сети исправительных центров
В целях исполнения наказания в виде принудительных работ сформирована сеть исправительных центров в 76 субъектах Российской Федерации, состоящая из 111 учреждений, с возможностью размещения в них 8,2 тыс. осужденных.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в настоящее время около 182 тыс. осужденных к лишению свободы имеют право по решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные центры.
Развитие сети исправительных центров предполагает создание таких учреждений на базе имущества:
объектов, принадлежащих уголовно-исполнительной системе, с использованием имущественных комплексов ликвидируемых учреждений;
предоставляемого в безвозмездное пользование организациями в целях трудоустройства лиц, осужденных к принудительным работам;
субъектов Российской Федерации, передаваемого в оперативное управление территориального органа уголовно-исполнительной системы.
В целях расширения практики привлечения к труду соответствующей категории осужденных предполагается участие бизнес-сообщества в их трудоустройстве на предприятиях, в том числе при строительстве крупных объектов, а также привлечение к работам по очистке территории Арктической зоны Российской Федерации от загрязнения (отходов производства и потребления).
В исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, к 2024 году планируется кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам, к 2030 году - в полном объеме.
XIII. Совершенствование производственно-хозяйственной
деятельности уголовно-исполнительной системы, повышение
уровня занятости осужденных
Создание условий для трудовой занятости осужденных и улучшение производственно-хозяйственной деятельности учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы привело к увеличению до 40 процентов доли трудоустроенных лиц на производственных объектах уголовно-исполнительной системы в общей численности лиц, подлежащих привлечению к труду, которая по состоянию на 1 января 2021 г. составила 128 тыс. человек.
Увеличение количества привлеченных к труду осужденных путем совершенствования производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы предполагает:
создание условий для привлечения осужденных к оплачиваемому труду на полный рабочий день;
улучшение условий трудовой деятельности и совершенствование системы профессионального обучения и среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы;
зачет времени работы осужденного на объектах Арктической зоны Российской Федерации в срок отбывания наказания в льготном исчислении;
создание условий для развития производства уголовно-исполнительной системы;
обеспечение государственными, муниципальными и коммерческими заказами на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
реализацию наиболее перспективных направлений производственной деятельности;
расширение механизма привлечения учреждений уголовно-исполнительной системы к выполнению государственных и муниципальных заказов как единственного поставщика;
развитие материально-технической базы за счет бюджетных ассигнований, выделяемых в рамках федеральной целевой программы на соответствующий период, и дополнительного источника бюджетного финансирования.
Целью совершенствования производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы является увеличение к 2024 году до 55 процентов доли трудоустроенных лиц на производственных объектах уголовно-исполнительной системы в общей численности лиц, подлежащих привлечению к труду, к 2030 году - до 85 процентов.
XIV. Цифровая трансформация и научно-техническое развитие
уголовно-исполнительной системы
Проведение цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы и внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности ее учреждений и органов предусматривают:
создание и внедрение в деятельность Федеральной службы исполнения наказаний, ее территориальных органов и учреждений единой информационной системы, обеспечивающей сквозную автоматизацию рабочих процессов, формирование баз данных по вопросам деятельности Службы;
создание и развитие систем сбора и обработки данных и принятие решений на основе результатов применения искусственного интеллекта в части расположения учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечения безопасности (в том числе с использованием видеоаналитики и прогнозирования поведения осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы), контроля за лицами, в отношении которых применены меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, и контроля за поведением освобожденных;
создание единого защищенного управляемого информационного пространства Федеральной службы исполнения наказаний для обеспечения внедрения и эксплуатации информационных систем и информационных ресурсов уголовно-исполнительной системы, предполагающих обработку конфиденциальной информации, в том числе персональных данных и сведений о подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных и судебных органов;
создание методологической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целях выполнения мероприятий по цифровой трансформации;
развитие научного потенциала уголовно-исполнительной системы, способствующего получению научных и научно-технических результатов высокого качества, в том числе с использованием новых технологий, и их внедрение в практическую деятельность;
проведение научных исследований эффективности исполнения отдельных видов уголовных наказаний и применения норм и институтов уголовно-исполнительного права;
обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на предоставление свиданий с родственниками, проведение встреч с уполномоченными по правам человека и членами общественных наблюдательных комиссий, а также на участие в судебных заседаниях в режиме видео-конференц-связи;
внедрение в деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы электронных баз постоянно обновляющихся нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также необходимых им для защиты своих интересов в судах;
применение системы электронных очередей для посещения адвокатами своих подзащитных.
XV. Основные показатели эффективности деятельности
уголовно-исполнительной системы
В целях эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы необходимо установление групп основных показателей, отражающих в том числе информацию:
о соблюдении прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, включая информацию о количестве следственных изоляторов и исправительных учреждений, в которых условия содержания соответствуют законодательству Российской Федерации;
о развитии производственного сектора уголовно-исполнительной системы, включая информацию о количестве осужденных к лишению свободы, привлеченных к оплачиваемому труду;
об оказании медицинской помощи, включая информацию об уровне смертности, в том числе от отдельных социально значимых заболеваний, о доле осужденных к лишению свободы с диагнозом активного туберкулеза, установленным в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также об обеспечении лиц, нуждающихся в технических средствах реабилитации, абилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
об исполнении наказания в виде принудительных работ, в том числе о количестве мест для размещения осужденных к принудительным работам по состоянию на конец отчетного периода;
об уровне особо учитываемых преступлений в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, о количестве суицидов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также о количестве возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы.
XVI. Создание и развитие системы пробации
Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества влечет за собой ослабление, а нередко полный разрыв социальных связей, потерю навыков жизни в обществе, что влияет на формирование дезадаптивной направленности в поведении и, как следствие, на совершение повторных преступлений.
В связи с этим необходимо создание системы ресоциализации и социальной адаптации, предполагающей внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, освободившимся от отбывания наказания, а также преемственности при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на различных этапах пребывания подозреваемого, обвиняемого и осужденного в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Создание и развитие в Российской Федерации эффективной системы пробации предусматривает:
на первом этапе (до 2024 года) - закрепление института пробации на законодательном уровне, определение функции пробации, перечня задач и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;
возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания условно-досрочно;
на втором этапе (до 2030 года) - оказание содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом устройстве.
Реализация указанных положений потребует:
развития системы уголовно-исполнительных инспекций;
совершенствования научно-методической базы в целях подготовки квалифицированных кадров;
внедрения новых информационных технологий в деятельность уголовно-исполнительных инспекций;
повышения уровня взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями, а также с учреждениями и предприятиями социального обслуживания по вопросам оказания адресной социальной помощи осужденным и лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
В связи с созданием системы пробации предполагается, что количество лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, к 2030 году снизится, в том числе за счет сокращения рецидивов преступлений.
XVII. Обеспечение безопасности
уголовно-исполнительной системы
В целях эффективного функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья ее персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
Для обеспечения безопасности деятельности уголовно-исполнительной системы и ее объектов предполагается:
комплексная защита информационной инфраструктуры уголовно-исполнительной системы;
оснащение исправительных учреждений, исправительных центров, изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора;
использование спутниковых систем глобального позиционирования для мониторинга передвижения специальных автомобилей и железнодорожных вагонов для перевозки осужденных, а также оборудование специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи;
совершенствование системы мониторинга поведения осужденных с помощью технологий электронного контроля (электронные браслеты, беспроводные технологии и др.), а также использования глобальных навигационных систем ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS);
укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях, исправительных центрах, изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, и следственных изоляторах;
совершенствование ведомственного контроля, мониторинг и оценка деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
повышение эффективности осуществления оперативно-разыскной деятельности, в том числе в отношении лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности и террористического характера;
контроль за деятельностью по недопущению проникновения на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы радикально настроенных лиц под видом благотворительных, общественно-политических, религиозных, правозащитных и иных организаций, а также под видом средств массовой информации;
разработка комплекса мер, направленных на своевременное выявление в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, являющихся носителями экстремистских убеждений;
создание условий раздельного содержания отдельных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
совершенствование мер по профилактике побегов и доставки в учреждения уголовно-исполнительной системы запрещенных предметов с использованием современных технологий, в том числе беспилотных управляемых летательных аппаратов;
мониторинг рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы;
совершенствование форм контроля за применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, обеспечение привлечения к ответственности должностных лиц за превышение полномочий и нарушение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
совершенствование нормативно-правового регулирования оснований и порядка проведения досмотров и обысков лиц, посещающих учреждения уголовно-исполнительной системы, направленное на проведение указанных процедур в условиях, не унижающих человеческое достоинство;
совершенствование порядка проведения индивидуальной профилактики правонарушений, включая постановку на профилактический учет, конкретизацию категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, подлежащих постановке на профилактический учет, а также исключение формальных оснований для постановки на профилактический учет;
совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам установления административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, обмена информацией при условно-досрочном освобождении, задержания лиц, находящихся в розыске, обеспечения стабильного функционирования системы железнодорожного конвоирования, а также по вопросам профилактики противоправных деяний, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
XVIII. Совершенствование условий несения службы
(выполнения работы)
К 2030 году планируется установление норматива штатной численности персонала учреждений уголовно-исполнительной системы по отношению к подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также к лицам, состоящим на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, из расчета 1:3.
В целях эффективного исполнения служебных (трудовых) обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы и с учетом специфики службы одним из приоритетных направлений является создание комфортных условий для несения службы (выполнения работы) и возможностей для продвижения по службе (работе).
Создание условий для несения службы (выполнения работы) сотрудниками уголовно-исполнительной системы предусматривает:
оптимизацию организационно-штатной структуры учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
формирование стабильного высокопрофессионального кадрового состава уголовно-исполнительной системы;
стимулирование сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусматривающее создание многофакторной системы мотивации;
разработку и осуществление комплекса мер, направленных на повышение привлекательности службы (работы) в уголовно-исполнительной системе, конкурентоспособности Федеральной службы исполнения наказаний как работодателя на рынке труда;
развитие материально-технической базы учреждений уголовно-исполнительной системы.
XIX. Социальная защищенность сотрудников
уголовно-исполнительной системы
В целях обеспечения престижа службы в уголовно-исполнительной системы необходимо установление гарантии высокого социального статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Повышение уровня социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы предполагает:
повышение статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы;
совершенствование медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусматривающее возможность получения медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения и обеспечение ее доступности;
участие в государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
оснащение медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний современным медицинским оборудованием;
предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом;
выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
XX. Повышение уровня взаимодействия с институтами
гражданского общества
Современное развитие уголовно-исполнительной системы невозможно без эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества.
Развитие сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний с институтами гражданского общества предполагает:
активное привлечение представителей институтов гражданского общества к участию в деятельности по оказанию содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе;
расширение взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, институтами гражданского общества и общественными организациями, включая общественные наблюдательные комиссии, в вопросах контроля за соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
укрепление сотрудничества и расширение участия религиозных организаций, относящихся к основным традиционным религиям, в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы;
создание необходимых условий для осуществления деятельности представителей институтов гражданского общества при оказании содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
обеспечение на постоянной основе сотрудничества со средствами массовой информации;
участие дисциплинарных комиссий в исправительных учреждениях в решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, о применении к осужденным мер взыскания, а также закрепление порядка создания указанных комиссий.
XXI. Развитие международного сотрудничества
Международное сотрудничество, изучение и внедрение международного опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в уголовно-исполнительную систему является одной из важнейших задач в процессе дальнейшего совершенствования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
Расширение и укрепление международного сотрудничества предусматривает:
активизацию участия Федеральной службы исполнения наказаний в мероприятиях, проводимых под эгидой Организации Объединенных наций, Международной ассоциации исправительных учреждений и тюрем, Глобального контртеррористического форума, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской организации тюрем и исправительных учреждений, других международных организаций, касающихся сферы исполнения наказаний и обращения с осужденными;
развитие нормативно-правовой базы обеспечения международного сотрудничества в пенитенциарной сфере;
создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;
организацию и углубление сотрудничества с органами, комитетами международных, правительственных и общественных организаций, тюремными администрациями зарубежных стран;
обеспечение реализации комплекса организационно-методических мероприятий по выполнению международно-правовых обязательств Российской Федерации в части соблюдения законности содержания осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства в исправительных учреждениях, освобождения из мест лишения свободы, выдачи иностранных граждан, совершивших преступления и отбывающих наказание на территории Российской Федерации, их государствам для отбывания наказания, экстрадиции, приема из-за рубежа осужденных российских граждан;
совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам исполнения по отношению к иностранным гражданами и лицам без гражданства уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, передачи иностранных граждан для исполнения таких наказаний в государства гражданской принадлежности;
формирование национальных правовых механизмов предотвращения нарушений и восстановление нарушенных прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых, гарантированных в силу международных обязательств Российской Федерации.
XXII. Реализация Концепции
Реализация положений Концепции осуществляется в 2 этапа:
на первом этапе (2021 - 2024 годы) предусматривается исполнение плана мероприятий по реализации Концепции в части, включающей разработку нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции, в том числе улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, разработку и корректировку федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции, а также на создание условий для развития электронного взаимодействия с другими государственными органами;
на втором этапе (2025 - 2030 годы) предусматривается дальнейшее совершенствование мер администрирования уголовно-исполнительной системы, в том числе реализация скорректированных положений Концепции во исполнение утвержденного плана, а также подведение итогов реализации Концепции и разработка проекта документа по планированию дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы.
XXIII. Финансовое обеспечение
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
Структура расходов и основные направления финансирования могут пересматриваться на различных этапах реализации Концепции при формировании и корректировке планов реализации Концепции и государственных программ Российской Федерации.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст