Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.03.2006 N 6 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2006 г. N 6
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПРАВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ НА ИНФОРМАЦИЮ О СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
2. Направить данный законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.
Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДЕМИДОВ
Вносится
Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ НА
ИНФОРМАЦИЮ О СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ
ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Закон регулирует отношения по обеспечению информационной открытости судопроизводства и прав граждан и организаций Российской Федерации на получение информации о деятельности судов общей юрисдикции.
Статья 2. Основные термины и понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие термины и понятия:
документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
журналист - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
средства массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
судебные акты - приговоры, определения, постановления, решения федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей субъектов Российской Федерации, вынесенные в пределах их компетенции при осуществлении гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Статья 3. Открытость судебной деятельности
1. Открытость судебной деятельности включает в себя:
а) осуществление судопроизводства в условиях гласности, доступности для граждан и организаций Российской Федерации, включая свободный доступ в судебные заседания;
б) открытый характер формирования судебной системы и судейского корпуса;
в) информированность общества о функционировании судебной системы и ее отдельных звеньев, а также органов судейского сообщества;
г) обеспечение открытости судебных актов для широкого круга граждан и организаций;
д) открытость в обсуждении вопросов деятельности судебной системы.
2. Открытость судебной деятельности основывается на следующих принципах:
а) своевременность и беспрепятственность доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности, независимо от формы ее хранения;
б) реализация прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности, на предоставление материалов и документов в судах осуществляется в тех пределах, которые позволяют обеспечить интересы судопроизводства, конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, государственную безопасность и охраняемую Федеральным законом тайну;
в) не допускается, чтобы стоимость получения информации препятствовала доступу граждан и организаций к этой информации;
г) беспрепятственность доступа граждан и организаций к средствам судебной защиты.
Статья 4. Гласность судопроизводства
1. Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется открыто.
2. Разбирательство дела в закрытом заседании суда осуществляется только по основаниям и в порядке, установленном законодательством.
3. Любое лицо имеет право получить открытую и общедоступную информацию о разбирательстве дел в судах общей юрисдикции.
4. Ограничение в доступе к информации о разбирательстве дел в судах Российской Федерации возможно только в случаях, предусмотренных законодательством.
5. Судебные акты оглашаются публично за исключением случаев, установленных в федеральных законах.
6. Фиксация гражданами судебного процесса может осуществляться в пределах, установленных федеральными законами.
Статья 5. Право граждан на доступ к информации о деятельности судов
Право граждан и организаций на доступ к информации о деятельности судов включает в себя:
а) право на получение информации о деятельности суда как органа государственной власти, включая сведения биографического и профессионального характера о судьях;
б) право на свободный доступ в судебное заседание;
в) право на свободный доступ к судебным актам;
г) право на полное и объективное получение информации о судебной деятельности из средств массовой информации и информационных систем общего пользования, включая Интернет.
Статья 6. Законодательство Российской Федерации об открытости судебной деятельности
Открытость судебной деятельности в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
ГЛАВА 2. ОТКРЫТОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Общие сведения об организации судебной системы
1. Граждане и организации вправе получать информацию об организации судебной системы.
2. Сведения об организации судебной системы включают в себя: сведения о судах, количестве судов, подсудности, подведомственности, инстанционности.
3. Сведения об организации Верховного Суда Российской Федерации предоставляются Верховным Судом Российской Федерации.
4. Сведения об организации судов общей юрисдикции и мировых судьях предоставляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
5. В тех субъектах Российской Федерации, где для обеспечения деятельности мировых судей образованы специальные органы, сведения о них предоставляются этими органами.
Статья 8. Сведения о суде
1. Сведения о суде включают в себя:
а) официальное наименование суда и его реквизиты (почтовый адрес, телефоны справочной службы, адрес электронной почты);
б) организационная структура суда (руководство, судебные коллегии, подразделения суда, контактные телефоны);
в) сведения о судьях - год рождения, образование, данные о трудовой деятельности, основания для наделения полномочиями. С согласия судьи может быть помещена иная дополнительная информация;
г) сведения о персональном составе аппарата суда (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность);
д) нормативные акты, регламентирующие деятельность суда;
е) документы, связанные с осуществлением правосудия, бюллетень (вестник) суда, обзоры судебной практики и т.д.;
ж) сведения по судебному делопроизводству: дата рассмотрения дела, участники судебного заседания (истец, ответчик, подсудимый), информация об изменении даты и времени рассмотрения дела в случаях его отложения, объявления перерыва или приостановлении, об обжаловании судебных актов в кассационном порядке;
з) справочную информацию:
- образцы документов, используемых при обращении в суд, сведения о размерах и порядке оплаты государственной пошлины;
- сведения о порядке предъявления исков, заявлений и жалоб в суд;
- правила поведения в здании суда и в залах судебного заседания;
- порядок приема граждан работниками суда.
2. Сведения о суде должны располагаться в доступном для граждан и организаций месте в здании суда и размещаться в сети Интернет. Если федеральный суд общей юрисдикции или мировой судья не имеет возможности разместить в сети Интернет сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, эти сведения размещаются в сети Интернет территориальными органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или органами, обеспечивающими деятельность мировых судей, кроме случаев, предусмотренных пунктами "д", "е" и "ж" указанной части.
Статья 9. Сведения о судебной статистике
1. Суд обеспечивает доступ граждан и организаций о судебной статистике, включая результаты судебной деятельности каждого института судебной системы, каждого суда.
2. Данные судебной статистики, касающиеся результатов рассмотрения дел в порядке уголовного, гражданского и административного судопроизводства предоставляются соответствующим судом и управлением (отделом) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.
ГЛАВА 3. О ГЛАСНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА
Статья 10. Доступ в здание суда общей юрисдикции
1. В зданиях судов общей юрисдикции доступ является свободным:
а) в залы судебных заседаний;
б) в приемную суда;
в) в места, где располагаются сведения о суде.
Статья 11. Меры по обеспечению свободного доступа граждан к подготовке судебного заседания
1. Суд обеспечивает свободный доступ граждан к информации о подготовке судебного заседания.
2. Дата, время и место судебного заседания объявляются после назначения дела к слушанию, но не позднее, чем за один день до начала судебного заседания.
3. Если дело назначено к слушанию с выездом в другой населенный пункт, то информация о дате, времени и месте его рассмотрения объявляется также и по месту слушания дела.
4. Суд доводит до общественности информацию о времени, месте и предмете судебных заседаний путем размещения ее в здании суда в наиболее доступном для граждан и организаций месте и в сети Интернет при наличии у суда доступа к ней.
5. Граждане и организации вправе получать с согласия сторон информацию о содержании обвинительных заключений и актов, а также заявлений по гражданским и административным делам.
6. Пределы доступа граждан и организаций к предварительным материалам подготовки к судебному заседанию устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством и решениями суда.
Статья 12. Организация приема граждан и представителей организаций в суде
1. Граждане и организации вправе беспрепятственно обращаться в суд с целью подачи заявлений и за получением информации о работе суда и прохождении конкретного дела как через средства связи, так и путем непосредственного обращения в суд.
2. Заявления, поступившие через средства связи, регистрируются в суде в день их поступления. Дальнейшее их прохождение определяется регламентом суда. О поступлении исковых заявлений и других обращениях, требующих их рассмотрения в порядке гражданского, уголовного или административного судопроизводства, суд уведомляет заявителей в письменном виде.
3. Прием граждан и представителей организаций в суде осуществляется приемными суда.
Приемная суда обязана осуществлять:
а) прием заявлений и обращений. При этом работники приемной вправе дать рекомендации по восполнению недостатков подаваемых материалов (по вопросам уплаты государственной пошлины, приобщений копий необходимых документов, количества экземпляров исковых заявлений и т.д.). Не может быть основанием для отказа в приеме заявлений и обращений несогласие заявителя с рекомендациями работника приемной;
б) принятое заявление подлежит регистрации, о чем заявителю выдается письменное подтверждение;
в) зарегистрированные заявления и обращения передаются приемной ответственному лицу суда, который распределяет их между судьями в соответствии с регламентом суда;
г) приемная представляет информацию о движении заявлений, обращений и дел, находящихся в производстве суда, а также выдает справочную информацию в случаях, предусмотренных пунктами "а", "б", "в", "г", "д", "ж" и "з" части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
4. Прием граждан и представителей организаций осуществляется в течение рабочего дня, а в случаях, предусмотренных законом или ведомственным актом, и в иное время.
Статья 13. Обеспечение свободного доступа граждан в открытые судебные заседания
1. Любое лицо имеет право свободного доступа в помещения судов, в которых проводятся открытые судебные заседания.
2. Все граждане (достигшие определенного законом возраста) вправе посещать любое судебное заседание, если иное не предусмотрено законом или решением суда.
3. Свобода доступа граждан в помещения суда и в зал судебного заседания может быть ограничена в целях обеспечения безопасности граждан в здании суда. Запрещается доступ в здание суда (или удаляются из здания суда) лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с агрессивным поведением, не отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, малолетние, если они не являются участниками процесса.
4. Доступ граждан в зал судебных заседаний осуществляется исходя из количества мест в зале.
5. Распоряжение председательствующего судьи обязательны для присутствующих в зале суда. Неподчинение его распоряжениям влечет удаление из зала суда и привлечение к установленной законом ответственности.
6. Порядок судебного заседания обеспечивает судебный пристав, который руководствуется Федеральным законом "О судебных приставах", должностными инструкциями и распоряжениями председательствующего.
Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания, в том числе об ограничении доступа граждан в зал заседаний, о недопустимости фиксирования информации о судебном заседании в определенной форме, обязательны для лиц, присутствующих в зале заседаний. Невыполнение его распоряжений влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статья 14. Открытое судебное заседание
1. Открытым является судебное заседание, разбирательство дела в котором происходит со свободным доступом в зал судебного заседания.
2. Все судебные заседания являются открытыми за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, могут фиксировать ход судебного разбирательства в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи без специального разрешения председательствующего.
4. Фотосъемка, видеозапись, видео- и радиотрансляция судебного заседания в средствах массовой информации допускается с разрешения суда.
5. Использование перечисленных способов фиксации информации о ходе судебного процесса не должно препятствовать судебному разбирательству.
6. Лица, не соблюдающие порядок открытого судебного заседания, могут быть удалены из зала судебного заседания, а также на них может быть наложен судом штраф в порядке и размерах, установленных федеральным законом.
Статья 15. Закрытое судебное заседание
1. Закрытым является судебное заседание, разбирательство дела в котором проходит с ограниченным доступом в зал судебного заседания.
2. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства, в случае предусмотренным федеральным законом, суд выносит определение (постановление).
Статья 16. Доступ к материалам судебного дела
1. При открытом судебном заседании свободный доступ к материалам судебного дела имеют лица, участвующие в деле.
2. После оглашения окончательного судебного акта суд обязан обеспечить всем лицам по их ходатайствам доступ к судебным постановлениям, вынесенным по делу и провозглашенным публично, а также к документам, послужившим основанием для возбуждения судебного процесса, за исключением сведений, по которым вынесено решение судьи об их закрытии.
ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОСТУПНОСТЬ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Статья 17. Основы информационной доступности судебных актов
1. Информация о судебных актах, принятых судами в ходе осуществления правосудия, является общедоступной.
2. Тексты судебных актов, вынесенных в открытых судебных заседаниях, после их оглашения подлежат размещению в сети Интернет.
3. При обнародовании судебных актов, вынесенных в закрытых судебных заседаниях, должны соблюдаться условия обеспечения безопасности, неразглашение секретных сведений и сведений конфиденциального характера, оглашение которых может причинить ущерб участникам процесса и иным лицам.
4. При обнародовании судебных актов в целях обеспечения безопасности участников судебного разбирательства возможна замена фамилии, имени, отчества потерпевших, истцов, свидетелей и других участников процесса инициалами, псевдонимами или иным способом кодирования в целях сохранения конфиденциальности, служебной и коммерческой тайны и исключение из текста отдельных сведений, если это не влияет на существо судебного решения.
5. Решение о закрытии информации в целях обеспечения безопасности участников судебного разбирательства принимается председательствующим судьей.
Статья 18. Общедоступность судебных актов
1. Общедоступность судебных актов обеспечивается устным оглашением судебного акта в зале заседания, вручением копий судебных актов участникам процесса, а также:
а) депонированием судебных актов в канцелярии, секретариате, архиве суда;
б) опубликованием судебных актов;
в) размещением судебных актов в информационных системах общего пользования, включая Интернет, на радио и телевидении.
2. Порядок устного оглашения судебного акта в зале заседания и вручения копий судебных актов участникам процесса регулируется процессуальным законодательством.
3. При депонировании судебных актов суд обязан обеспечить свободный доступ лиц к данным судебным актам и выдачу их копий за плату, составляющую двести рублей плюс десять рублей за каждую страницу свыше трех. За выдачу копий судебных актов заинтересованным лицам с них взимается плата в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".
4. Под опубликованием понимается размещение судебных актов в письменной форме в печатных изданиях, в том числе, периодических.
5. При размещении судебных актов в информационных системах общего пользования, включая Интернет, доступ к судебным актам бесплатный.
В информационных системах общего пользования, в том числе в Интернете, судебные акты, вынесенные в открытых судебных заседаниях, размещаются путем полного воспроизведения их текста.
Текст судебного акта, постановленного в закрытом судебном заседании, размещается в информационных системах общего пользования, в той части, в которой он был публично провозглашен, с учетом требований частей 3, 4 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона.
6. Суд вправе вместо полнотекстовой публикации текста судебного акта в информационной системе общего пользования разместить краткое сообщение о рассмотренном деле, если оно носит исключительно частный характер. Общедоступность такого акта обеспечивается в порядке, предусмотренном пунктом "а" части 1 настоящей статьи.
7. Официальной копией судебного акта суда Российской Федерации является копия судебного акта, выданная судом, либо публикация судебного акта в официальных периодических изданиях судов Российской Федерации, либо документированная копия судебного акта, размещенного в автоматизированных банках данных судебных актов судов Российской Федерации.
Статья 19. Обеспечение сохранности информации, размещаемой в информационных системах общего пользования
1. В целях обеспечения сохранности информации Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, органы, обеспечивающие деятельность мировых судей определяют правила и порядок защиты информационных ресурсов, размещаемых в информационных системах общего пользования.
2. Режим конфиденциальности не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ГЛАВА 5. О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 20. Общие принципы взаимодействия судов и средств массовой информации
1. Взаимодействие судов и средств массовой информации основывается на следующих принципах:
а) реализация прав граждан на оперативное получение через средства массовой информации сведений об организации судебной системы, о суде, о судебной статистике;
б) обеспечение квалифицированного, объективного и достоверного информирования общественности о судебной деятельности в целях повышения уровня осведомленности граждан о работе судебной системы;
в) беспрепятственное осуществление представителями средств массовой информации профессиональных полномочий с учетом их права на поиск, получение, воспроизведение и распространение информации о судебной деятельности;
г) соблюдение журналистами при освещении ими деятельности судебной системы обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
2. Право на получение, использование и распространение предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о судебной деятельности осуществляется в пределах, установленных федеральным законом в целях защиты государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, права граждан на неприкосновенность частной жизни и сохранение тайны личной и семейной жизни.
3. Исходя из принципов судейской этики, судья вне рамок профессиональной деятельности должен воздерживаться от публичной оценки вступивших в законную силу судебных актов, подвергать сомнению профессиональные действия судей при рассмотрении дел, а также делать публичные заявления по существу дел, находящихся в производстве суда.
4. В интересах соблюдения принципов независимости судей, беспристрастности суда и невмешательства в судебную деятельность средства массовой информации не вправе требовать от судов информацию, касающуюся оценки оснований и мотивов вынесенных судебных актов.
Статья 21. Официальные представители суда
Официальными представителями суда, осуществляющими взаимодействие со средствами массовой информации, являются председатели судов, их заместители, пресс-секретари судов, судьи по поручению председателей судов или Президиума Верховного Суда Российской Федерации, президиумов верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов.
Статья 22. Формы взаимодействия судов и средств массовой информации
1. Взаимодействие судов и средств массовой информации в целях реализации прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности осуществляется путем:
а) свободного доступа журналистов в помещения судов, в которых проводятся открытые судебные слушания, в иные помещения суда, где располагаются сведения о суде;
б) доступа журналистов к перечисленным в части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона материалам судебного дела, а также к депонированным в суде судебным актам;
в) предоставления по запросам редакций средств массовой информации сведений о деятельности судов, организации судебной системы и судебной статистике;
г) регулярного (не реже одного раза в полугодие) информирования общественности судами через печатные издания и (или) другие средства массовой информации о результатах своей деятельности путем предоставления соответствующих пресс-релизов;
д) участия представителей Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов в пресс-конференциях и иных встречах с представителями средств массовой информации;
е) размещения судебных актов в информационных системах общего пользования в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Федерального закона.
2. Взаимодействие судов и средств массовой информации может осуществляться также в иных формах, обеспечивающих информирование граждан и организаций о деятельности судебной системы.
3. Использование института аккредитации представителей средств массовой информации при судах, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации или его территориальных органах не ограничивает право представителей иных средств массовой информации на получение информации о судебной деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 23. Правила предоставления средствам массовой информации сведений о судебной деятельности
1. После открытого оглашения приговора или иного окончательного судебного решения по делу с разрешения председательствующего журналистам обеспечивается доступ к вынесенным по делу судебным постановлениям, если они не содержат сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, а также к оглашенным в открытом судебном заседании документам, послужившим основанием для возбуждения судебного процесса. Не допускается предоставление материалов по делам, производство по которым не завершено судом в установленном процессуальным законом порядке.
2. Доступ средств массовой информации к сведениям по судебному делопроизводству и иным сведениям о суде осуществляется в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
3. По запросам редакций средств массовой информации предоставляются сведения о судебной статистике:
а) о результатах судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации - Верховным Судом Российской Федерации;
б) о результатах рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских, уголовных и административных дел - Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, его территориальными органами или органами, обеспечивающими деятельность мировых судей.
4. Сведения о судебной статистике предоставляются по письменному запросу на основании форм государственной отчетности.
5. Доступность для средств массовой информации сведений о судьях обеспечивается в порядке и в пределах, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона. Сведения о кандидатах, рекомендованных в соответствии с заключениями квалификационных коллегий судей на должность судьи (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, сведения о трудовой деятельности), предоставляются по запросам редакций средств массовой информации Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, его территориальными органами или органами, обеспечивающими деятельность мировых судей.
Статья 24. Формы взаимодействия органов судейского сообщества и средств массовой информации
1. Органом судейского сообщества предоставляются следующие сведения о своей деятельности:
а) наименование и реквизиты постоянно действующего органа судейского сообщества (адрес, телефон справочной службы, адрес электронной почты);
б) руководство и персональный состав Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность или род деятельности);
в) нормативные акты, устанавливающие порядок формирования и деятельности органа судейского сообщества;
г) регламент работы органа судейского сообщества;
д) решения органа судейского сообщества, принятые на открытых заседаниях.
2. Иные сведения о деятельности органа судейского сообщества предоставляются с согласия председателя данного органа судейского сообщества, если это не противоречит принципам независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, интересам защиты конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни.
3. Представителям средств массовой информации обеспечивается доступ на открытые заседания органов судейского сообщества.
Присутствующие в открытом заседании лица вправе фиксировать ход заседания в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи без специального разрешения председательствующего. Фотосъемка, видеозапись, радиотрансляция допускаются с разрешения председательствующего, а на открытом заседании квалификационной коллегии судей - с согласия большинства членов данной квалификационной коллегии судей.
4. В случае проведения закрытого заседания органа судейского сообщества доступ журналистов на заседание запрещается. Решение о проведении закрытого заседания принимается в порядке, предусмотренном нормативными актами, регламентирующими деятельность данного органа судейского сообщества, в случаях необходимости обеспечения неприкосновенности и независимости судей, предупреждения разглашения конфиденциальной информации и в целях защиты охраняемых законом прав и интересов граждан.
Статья 25. Ответ на запросы средств массовой информации о деятельности судебной системы
1. Суды, органы судейского сообщества (Совет судей Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, советы судей и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации), Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, его территориальные органы или органы, обеспечивающие деятельность мировых судей, предоставляют сведения о деятельности судебной системы по запросам редакций средств массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о средствах массовой информации. Запрашиваемая информация предоставляется председателями судов, руководителями постоянно действующих рабочих органов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, руководителями и заместителями руководителей Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, его территориальных органов, руководителями органов, обеспечивающих деятельность мировых судей, работниками пресс-служб в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством о судебной системе и федеральными процессуальными законами.
2. В предоставлении запрашиваемой информации может быть отказано по следующим основаниям:
а) наличие в составе информации сведений, содержащих охраняемую федеральным законом тайну;
б) необходимость обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц и (или) предотвращения разглашения конфиденциальной информации;
в) несоответствие запроса содержанию и правилам предоставления сведений о судебной деятельности, установленных настоящим Федеральным законом;
г) если для предоставления запрашиваемой информации требуется осуществление исследовательской или аналитической деятельности в целях дополнительного получения сведений, не предусмотренных настоящим Федеральным законом;
д) запрашиваемая информация касается обстоятельств дела, находящегося в производстве суда, по которому не вынесено окончательное решение суда.
3. Официальный представитель суда вправе отказать средству массовой информации в предоставлении запрашиваемых сведений по мотивам систематического искаженного, недостоверного освещения судебной деятельности данным средством массовой информации. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации может быть обжалован в Совет судей Российской Федерации или в совет судей субъекта Российской Федерации либо оспорен в судебном порядке. Указанная мера может быть применена к средству массовой информации после вынесения в его адрес судом соответствующего предупреждения.
Статья 26. Обязательное опубликование (сообщение в теле-, радиопрограммах) судебной информации
Средство массовой информации обязано опубликовать:
1. Сообщение об отмене (изменении) полностью или частично нормативного акта, если этот акт был опубликован в данном средстве массовой информации.
2. Сообщение официальных представителей суда по поводу публикаций (сообщений в теле- или радиопрограмме), касающихся деятельности этого суда, либо рассмотренные этим судом дел.
3. Резолютивная часть судебного решения об опровержении опубликованных (сообщенных теле-, радиопрограммой) сведений, полностью публикуется (сообщается) на той же полосе (телерадиопрограмме), что и опровергнутые сведения, без редакционных комментариев (кроме извинений).
Статья 27. Разрешение споров по поводу опубликования информации о судебной деятельности
Для рассмотрения возможных спорных ситуаций, связанных с освещением в средствах массовой информации судебной деятельности, а также с отказом судов в предоставлении им информации, в субъектах Российской Федерации при советах судей создаются конфликтные комиссии, состоящие из равного числа представителей судейского сообщества и средств массовой информации. Решения конфликтных комиссий обязательны для судов и подлежат полнотекстовому опубликованию в органах средств массовой информации без редакционных комментариев. Решения конфликтных комиссий могут быть обжалованы в судебном порядке.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с "__" ___________ 2006 года.
2. Правительству Российской Федерации:
а) в трехмесячный срок принять соответствующие нормативные акты, обеспечивающие реализацию данного Федерального закона;
б) совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации определить сроки поэтапной реализации настоящего Федерального закона, касающиеся размещения информации в сети Интернет в отношении районных судов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить меры по реализации настоящего Федерального закона в отношении мировых судей.
4. Требования настоящего Федерального закона, касающиеся размещения судебных актов в сети Интернет, вступают в действие с 1 января 2007 года для Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов общей юрисдикции, а в отношении районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей - не позднее 1 января 2010 года.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ
ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ НА ИНФОРМАЦИЮ О СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Достижение высокого уровня гласности и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития судебной реформы.
Решение этой задачи позволит добиться повышения качества судебной деятельности, укрепит связь судов с населением, что повысит уровень его доверия к судебной власти и одновременно обеспечит гражданам большую доступность к средствам судебной защиты. В результате возникнет своеобразная форма контроля общества за отправлением правосудия.
Об остроте проблемы свидетельствуют как выступления средств массовой информации, так и опросы общественного мнения.
Настоящий законопроект предлагает в целях достижения информационной открытости правосудия ряд мер:
- раскрыть сведения о судебной системе и судах, а также основные сведения о судьях, ответственных работниках аппарата судов;
- обеспечить полную информацию о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения, отложении и приостановлении;
- создать систему, гарантирующую общедоступность судебных актов (приговоров, решений и т.д.).
Учитывая важную роль в системе российского правосудия органов судейского сообщества, предусмотрена система информирования населения об их деятельности, в том числе о процессе подбора кандидатов в судьи и их назначении.
В этих целях предполагается: размещение соответствующей информации в общедоступных местах судебных зданий; создание в районных судах приемных, укомплектованных специалистами с высшим юридическим образованием, что позволит резко повысить доступность правосудия; публикация соответствующих сообщений в СМИ и размещение ее в сети Интернет.
Одновременно предусмотрен ряд мер, которые направлены на обеспечение при обнародовании судебных актов охраняемой законом тайны, безопасности потерпевших и иных лиц, участвующих в деле, а также неразглашения конфиденциальных сведений о их личной жизни.
Учитывая большую роль СМИ в формировании общественного мнения о судах, в целях объективного освещения деятельности судов законопроект намечает ряд мер, направленных на регулирование отношений между судами и СМИ.
Устанавливаются обязанности судов и СМИ по отношению друг к другу, вводится система досудебного разрешения конфликтов между ними.
Законопроект не требует внесения изменений в другие законодательные акты.
Его реализация потребует введения должностей пресс-секретарей в судах областного звена, выделения численности для организации приемных в судах районного звена, обеспечения размещения судебных актов в сети Интернет, что связано с увеличением затрат из федерального бюджета.
Финансирование этих мероприятий предполагается осуществить в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы", которая сейчас разрабатывается по решению Правительства РФ Министерством экономического развития и торговли.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст